На минувшей неделе культурный воздух в Национальном центре «Россия» был густ, как малахитовая крошка. Его сгущало дыхание восьми городов, выдох предвкушения зала и плотный, почти осязаемый азарт. Здесь решалось, кому достанется титул «Культурной столицы 2027 года». Не корона, конечно, но тяжеловесный знак отличия, который вешают на грудь городу, как орден — за особые заслуги перед лицом национального признания.
Финалисты — компания пёстрая. В ней и размеренная калужская стать, и сочинский курортный лоск, и сибирский размах Новосибирска. Каждый привёз свой фирменный коктейль из истории, фольклора и амбиций. Но Челябинск… Челябинск решил подать себя как сплав. Не смесь, а именно сплав, где компоненты, теряя индивидуальность, рождают новую твёрдость. Аркаим — ровесник пирамид — и строящийся самый крупный на Урале храм. Мужской хор «Брависсимо» и рэпер Морфицын, театр моды русского костюма и «Парижская неделя моды», «Курчатов-фест» и «Неделя кокошника». Город будто говорил: смотрите, я могу всё. Я — плавильный цех не только для металла, но и для смыслов.
Губернатор Алексей Текслер, представляя этот многоголосый Урал-батюшку, говорил об «абсолютных возможностях» и сердце. Звучало сильно, почти по-шекспировски. Но народное голосование на «Госуслугах» отдало победу Новосибирску. Зал зааплодировал вежливо — чувствовалась легкая тень несоответствия: выбор чиновничий и выбор народный разошлись, как в известной басне.
И вот кульминация. Николай Новичков, председатель оргкомитета, поднимается на сцену с видом человека, несущего тяжкий, но благородный груз. Его шутка про трудности пути, сравнимые с избранием в Думу, но «за целую страну», — идеальный штрих к портрету момента. Напряжение, будто бы наэлектризованное этими словами, разрешается одним словом: «Челябинск». Взрыв. Ликование команды с Урала, смех, объятия. Текслер, принимая приз, произносит обязательную, но от этого не менее искреннюю мантру о том, что каждый город достоин. И обещает. Обещает достойно провести 2027-й.
А после, за кулисами, директор фонда «Культурная столица» Александр Протасевич приоткрывает завесу: в оргкомитете была «настоящая баталия». Это, пожалуй, самое честное признание вечера. Ведь культура — это всегда территория спора, а не единогласия. И здорово, что в этой баталии победил город, который не боится собственных противоречий, где пирамиды бронзового века смотрят на храмы XXI, а кокошник встречается с парижским подиумом.
