В день рождения выдающегося русского композитора Петра Ильича Чайковского в Большом зале Московской консерватории выступил Государственный Кремлевский оркестр. Перед началом концерта в торжественной обстановке оркестр под управлением главного дирижера Константина Чудовского наградили Орденом «Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия». Орден вручил директор «Славянского фонда России» Кирилл Мирейский.
Поздравляя дирижера и весь коллектив Государственного Кремлевского оркестра, Кирилл Мирейский в частности сказал: «Главная цель “Славянского фонда России” — сохранение духовного и культурного славянского наследия. Помимо Ордена, у нас есть и другие поощрения (грамоты, благодарности и т. д.), но именно Орденом “Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия” мы награждаем за особые достижения выдающихся людей. Это общественные и государственные деятели, ученые, писатели, работники культуры, своим трудом вносящие значительный вклад в культурное просвещение и развитие страны, в важное дело сохранения дружбы между братскими славянскими странами».
В праздничный вечер оркестр исполнил знаменитые произведения композитора, включая интродукцию к опере «Пиковая дама», скрипичный концерт ре мажор и симфонию №6 си минор «Патетическая».
Для симфонического коллектива наступает время, когда исполнение Шестой симфонии Чайковского становится жизненно важным. Как и сам композитор в свое время, музыканты оркестра теперь получили возможность подвести итог своей работы и открыть новые творческие возможности. Этот важный момент настал и для Государственного Кремлевского оркестра под управлением дирижера Константина Чудовского.
«Патетическая» симфония Чайковского — пронзительно русская, она наполнена трагизмом борьбы и торжеством добра над силами тьмы. Ставшая творческим завещанием истинного гения русской музыки, симфония как никогда созвучна духу времени — и именно поэтому она прозвучала со сцены Большого зала Консерватории 7 мая, в день рождения великого русского композитора.
«Наша задача — представить слушателю замысел гениального композитора в его первозданной полноте. И всем вместе — исполнителям и зрителям — постараться постичь истинный смысл величественной музыки. Это будет в некотором роде дебютное исполнение произведения: именно “Патетическую” симфонию наш оркестр исполнит впервые и, к тому же, в день рождения ее автора. Я вижу настрой наших музыкантов — и уверен, что мы сможем представить этот шедевр так, чтобы все услышали его по-новому», — рассказал перед началом концерта главный дирижер Государственного Кремлёвского оркестра Константин Чудовский.
И с поставленной задачей оркестр справился блестяще. Шестая симфония состоит из четырех частей. При этом публика прекрасно знает — по завершении каждой части нельзя аплодировать. Но зрители, проникнувшись мощью и глубиной исполнения, не удержались и «искупали» в овациях оркестр после третьей части. Пронзительная тишина, продолжающаяся не менее минуты, возникла в Большом зале Московской консерватории после завершения четвертой, финальной части Шестой симфонии. Было ощущение, что зрители перестали даже дышать. А после такого оцепенения они «взорвали» зал бурной овацией.
Важно отметить, что праздничная программа вечера была вообще очень гармонично составлена. В нее вошли еще два знаменитых произведения П. И. Чайковского — «Концерт для скрипки с оркестром» (солировал скрипач, лауреат международных конкурсов, концертмейстер оркестра Константин Казначеев) и интродукция к опере «Пиковая дама».
«Мы случайно заметили, что все три сочинения в программе звучат примерно в одной тональности, с двумя диезами. Когда мы говорим о гениях, а Чайковский, безусловно, им является, стоит понимать глубину смыслов их музыки. Она настолько пропитана болью и необыкновенно многогранна по подтекстам, которые каждый слушатель в ней для себя открывает. С каждым выступлением ты погружаешься в нее все глубже и глубже, всякий раз с удивлением открывая для себя новые мысли автора. Поэтому выбранные для программы сочинения не только близки тональным планом, но и родственны между собой эмоционально», — поделился со мной и с обозревателем «Российской газеты» Константин Чудовский после концерта.
Финальной точкой, уже «на бис» всей концертной программы стал знаменитый вальс, заключительная сцена из балета «Щелкунчик».
«Концерт прошел с огромным успехом и под бурные овации зрителей. И это, несомненно, огромный успех. Оркестр полностью достоин Ордена «Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия» нашего фонда, тем более, что Государственный Кремлевский оркестр успел побывать и в новых регионах России, а также в братской Сирии. То есть, он не просто защищает наши духовные ценности, но и представляет за рубежом русских композиторов. Оркестр под управлением Константина Чудовского находится в постоянном развитии, расширяя состав и репертуар. Это лучшие представители отечественного искусства, на передовой защищающие культурные ценности России», — подчеркнул директор «Славянского фонда России» Кирилл Мирейский.
Дополнительная информация:
Государственный Кремлёвский оркестр. Лауреат премии «BraVo-2024» в номинации «Оркестр года». Оркестр создан в 2019 году. Находится в ведении Управления делами Президента Российской Федерации. В числе главных задач коллектива — участие в официальных мероприятиях государственного значения и важнейших общественно-политических событиях, а также активная популяризация русской классической музыки.
Художественный руководитель и главный дирижер Государственного Кремлёвского оркестра — Константин Чудовский.
2007 – 2014 — первый приглашённый дирижер Московского музыкального театра «Геликон-опера». 2013 – 2019 — главный дирижёр Муниципального театра Сантьяго (Чили). С 2019 года — главный дирижёр театра «Урал Опера Балет» (Екатеринбург). С 2020 года — художественный руководитель и главный дирижёр Государственного Кремлевского оркестра. С 2022 года – приглашённый дирижер Государственного академического Большого театра России.
«Славянский фонд России» — одна из старейших общественных организаций России, работающая более 34 лет на ниве сохранения и развития славянского духовного и культурного наследия. Фонд создан по благословению патриарха Алексия II.
Орден «Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия» существует уже четверть века.