Атабекова Анастасия Анатольевна. Фото из личного архива эксперта.
Атабекова Анастасия Анатольевна. Фото из личного архива эксперта.

Сегодня виртуальная реальность – одна из самых быстроразвивающихся технологий, которая находит широкое применение в самых разных сферах, включая медицину, архитектуру, авиацию, туризм, индустрию развлечений, образование. Это обусловлено возможностями VR для создания интерактивных и иммерсивных образовательных практик. Современные VR-устройства дают пользователям возможность погружения в виртуальные среды и использования тренажеров для моделирования социокультурных практик и профессиональной деятельности в различных отраслях. Обновления программного обеспечения и улучшение аппаратных возможностей делают VR доступным и удобным для использования в образовательных целях.

Виртуальная реальность в изучении языков

Виртуальная реальность активно используется для расширения создания иммерсивного языкового опыта, предлагая учащимся уникальные возможности для погружения в иноязычную среду. Среди ключевых способов использования VR-технологий для изучения языков представляется возможным выделить следующие:

  1. Иммерсивные «языковые путешествия», виртуальные посещения страны изучаемого языка, знакомство с ее культурой, историей и традициями, общение с жителями-носителями изучаемого языка. Такая практика помогает совершенствовать умение использовать язык в конкретных ситуациях общения с носителями – представителями конкретной страны.
  2. Интерактивные занятия и симуляции на основе сценариев виртуального общения в различных типовых ситуациях общения (визит к врачу, посещение ресторана, покупки и т. д.), а также ролевые игры в заданных виртуальных контекстах.
  3. Геймификация обучения, проектирование на основе VR-технологий и реализация обучающих игры, которые предлагают решение задач посредством применения языковых умений. Продвижение вперед через определение уровней учащихся в части владения языком и получение ими наград мотивирует к дальнейшему обучению. В этом аспекте также можно отметить и расширение практик VR-квестов, например, на английском языке.
  4. Персонализованность обучения посредством VR-технологий, которые способны адаптироваться под индивидуальные потребности учащихся и таким образом обеспечивают анализ прогресса студента и обратную связь с ним путем анализа ошибок и рекомендаций по их преодолению. Данные технологии также обеспечивают возможность настраивать уровень сложности и тематику занятий в зависимости от уровня знаний и интересов учащихся.
Тестирование курса VR на английском языке для экономистов. Фото из личного архива эксперта.
Тестирование курса VR на английском языке для экономистов. Фото из личного архива эксперта.

VR-программы, которые помогут освоить иностранный язык

Обсуждая VR-ресурсы для иноязычного образования, надо отметить, что существуют различные платформы и компании, предлагающие виртуальные экскурсии и сценарии общения на иностранных языках. Так, международная платформа ImmerseMe поддерживает порядка 9 языков и обеспечивает возможность общения по более чем 3000 коммуникативным сценариям. Не менее популярным является приложение Mondly VR. Оно охватывает более 30 языков и обеспечивает практику языкового общения в формате экскурсий, взаимодействия с местными жителями. Конечно, нельзя не упомянуть широко признанную платформу Rosetta Stone VR, которая полезна для изучения иностранных языков, на разных уровнях владения. Аналогичные возможности предоставляют и российские онлайн-школы, например Englex и Skyeng.

Кроме того, есть VR-ресурсы для решения узкоспециализированных задач. Так, например, платформа Lingobus предназначена для изучения китайского языка, в том числе и посредством путешествий по городам Китая и интерактивных занятий с носителями языка.

Платформа Virtual Speech комбинирует VR и искусственный интеллект, нацелена на совершенствование умений проводить презентации, публичные выступления, взаимодействие с работодателем и клиентами на английском языке, предоставляет рекомендации по совершенствованию умений на основе практики конкретного учащегося.

Artspace VR представляет собой социальную платформу, которая позволяет участвовать в различных языковых клубах для практики языка с носителями и различных языковых мероприятиях.

Также можно отдельно отметить платформы для создания образовательных VR-курсов, в том числе и по языкам, например Engage, ресурсы российского ПО, например образовательную среду Warwin Education, которая позволяет создавать и управлять интерактивными 3D/VR/AR/XR-мирами и развивает навыки программирования как у учащихся, так и у педагогов.

Отдельно необходимо остановиться на платформе российской компании VR Supersonic, которая обеспечивает тренировку коммуникативных навыков. VR Supersonic – выпускник второго батча международного акселератора для ИТ-стартапов Sber500. Решение компании уже внедрено в высших образовательных учреждениях и ведущих частных языковых школах на Урале и на Дальнем Востоке, а также вузах Москвы (МГИМО и РУДН). Данная платформа также востребована в корпоративном сегменте. Среди клиентов: Hoff, сеть ресторанов «Своя Компания», автодилер РОЛЬФ, банки и ведущие ритейл-сети РФ.

Разработанная данной компанией платформа позволяет создавать интерактивные диалоговые VR-симуляции, в зависимости от степени сложности, за 20-40 минут. Запатентованная технология автоматически преобразует текст в интерактивную ролевую VR-симуляцию, при этом не требуются навыки программирования. Далее студента встречает VR-наставник, который формулирует задачу, отслеживает ее выполнение и корректирует результаты при необходимости. 

На платформе также фиксируются промежуточные и итоговые академические результаты учащихся в режиме реального времени. Кроме того, на данной платформе у преподавателя есть возможность создавать как простые линейные, так и комплексные диалоги, в которых модель поведения виртуального собеседника будет меняться в зависимости от речевого поведения учащегося. При этом искусственный интеллект оказывает поддержку в качественном совершенствовании текстов.

В России на базе данной платформе специалистами Центра РТИ ДВФУ уже разработан курс по изучению английского языка Varvara, а специалистами МГИМО и РУДН спроектированы  курсы различных профессионально ориентированных дисциплин по освоению английского языка.

Образовательные тренды

Именно практика МГИМО и РУДН является новым трендом в использовании VR-технологий для языкового образования. Эти вузы одни из первых в образовательной VR-практике используют соответствующие технологии для обучения иностранным языкам в различных контекстах будущей профессии.

Так, в РУДН в настоящее время платформа VR Supersonic проходит апробацию для последующего внедрения на занятиях по профессионально ориентированному изучению иностранных языков: английского, французского и других языков. Планируется, что решение будет внедрено в учебный процесс до конца 2024 года.

Апробация курса VR  в Юридическом институте РУДН. Фото из личного архива эксперта.
Апробация курса VR в Юридическом институте РУДН. Фото из личного архива эксперта.

На сегодняшний день преподаватели РУДН разработали 5 курсов (66 тематических модулей) по английскому языку, в том числе для деловой и научной коммуникации, а также для студентов различных специальностей (инженеров, экологов, экономистов, юристов). Надевая очки виртуальной реальности со встроенным ПО от VR Supersonic, студенты тренируют коммуникативные навыки с виртуальными носителями языка в различных ситуациях профессиональной деятельности. Представители компании VR Supersonic провели специальный курс повышения квалификации для преподавателей, которые в результате смогли за три месяца совместной работы подготовить более 70 сценариев.

Чтобы пройти симуляцию, студент должен вести диалог с персонажем: понимать его речь и проговаривать различные варианты ответа. Так, студенты – будущие специалисты технического профиля могут отточить навыки делового общения и установления профессиональных контактов на технологической конференции, а будущие экономисты – провести переговоры с зарубежным партнером по условиям закупки в рамках крупной сделки.

Тестирование курса VR на английском языке для инженеров. Фото из личного архива эксперта.
Тестирование курса VR на английском языке для инженеров. Фото из личного архива эксперта.

Преимущества и вызовы

Обсуждая VR-технологии в образовании, важно понимать, что они имеют как преимущества, так и определенные ограничения. Среди преимуществ использования VR в обучении иностранным языкам можно отметить несколько базовых позиций:

  1. Аутентичность контекста ситуации, языковой среды и участников взаимодействия в виртуальной среде.
  2. Создание психологически комфортной позитивной среды для учащихся. VR снижает уровень опасений учащихся в части совершения ошибок, критики со стороны окружающих, поскольку учащиеся в виртуальной среде могут повторять задания и сценарии необходимое им количество раз для достижения успешного результата.
  3. Возможность интерактивной среды, которая обеспечивает активное взаимодействие с носителями языка. Кроме того, виртуальные технологии позволяют взаимодействовать участникам из разных стран в виртуальных классах, разрабатывать совместные проекты.

Однако наряду с преимуществами существует и ряд потенциальных трудностей и ограничений:

  1. Технические ограничения, связанные с аппаратными требованиями для запуска конкретных VR-гаджетов и технологий, с необходимостью стабильного и быстрого Интернет-соединения.
  2. Стоимость оборудования для использования VR технологий достаточно недешевая.
  3. Ограничения физиологического характера. Длительное использование VR-гарнитур может привести к плохому самочувствию, головокружению, потере ориентации из-за нагрузки на зрение и шею, несоответствия между видимыми движениями в VR и физическим положением тела, веса устройства и т. д.
  4. Определенные педагогические и методические ограничения. Так, не все компоненты педагогического общения могут быть имплементированы в виртуальную среду. Например, личный профессиональный опыт преподавателя, основанная на этом опыте педагогическая харизма преподавателя, его индивидуальные рекомендации в адрес конкретного учащегося могут оказаться недоступными в данной среде. Имеют место и определенные ограничения на интерактивный характер обучения языку, поскольку не все нюансы интонации, невербальной коммуникации, свойственные живому личностно ориентированному общению, могут быть воспроизведены в виртуальной среде.
  5. Административные ограничения, которые связаны с тем, что преподавателей необходимо специально обучить работе с VR-технологиями для их использования в учебном процессе.
  6. Дополнительная организационная нагрузка в части необходимости внесения определенных изменений в учебных планах и методической документации, в рамках которых должно быть отражено использование VR-технологий в учебном процессе.
  7. Проблемы конфиденциальности и безопасности данных, поскольку использование обсуждаемых технологий связано со сбором и хранением информации о пользователях.
  8. Возникновение этических вопросов в контексте обеспечения реального и объективного (непредвзятого) содержания образовательного контента.

Будущее VR в изучении иностранных языков

Технологии виртуальной реальности обеспечивают в целом и применительно к изучению иностранных языков, в частности, большее погружение в образовательный контент и его большую интерактивность, способствуют персонализации обучения в части индивидуализации темпа освоения и проработки материала, усиливают практическую направленность обучения через симуляции.

Говоря об использовании VR-технологий для изучения иностранных языков на этапе высшего образования, можно утверждать, что дальнейшая интеграция VR-технологий  будет связана с дифференциацией целевых учебных аудиторий, адресной подготовкой преподавателей для последующей разработки VR-курсов. Потребуется совершенствование учебных планов и учебно-методических материалов по дисциплинам иностранного языка, в рамках которых используется VR-курс, который встраивается в программу изучения языка на конкретном курсе (координируется с тематическими модулями традиционного учебника по специальности для определенного уровня владения от А до Я), встраивается в календарно-тематический план изучения конкретной дисциплины по иностранному языку для взаимосвязанного обучения различным видам речевой деятельности на иностранном языке (чтение, аудирование, говорение, лексико-грамматические умения).

В заключение отметим, что VR-технологии делают более доступным обучение для учащихся с ограниченными возможностями, будут способствовать созданию глобальных виртуальных кампусов, и таким образом снизят затраты на обучение ввиду отсутствия необходимости физической инфраструктуры. VR-технологии позволяют студентам изучать историю, культуру, язык разных стран, совершенствовать социальные и личностные компетенции в иноязычном формате, осваивать элементы будущей профессии на иностранном языке без необходимости физического перемещения, в квази-естественных условиях коммуникативного взаимодействия с носителями различных лингвокультур и профессий.

VR является важной технологией для обучения и подготовки специалистов в разных областях. Она позволяет создавать уникальные ситуации и сценарии, в которых люди могут погрузиться и получить практический опыт. Это помогает им развивать коммуникативные навыки и быть готовыми к сложным ситуациям в современном мире, где взаимодействие с людьми из разных культур и стран становится все более важным.