Даниил, расскажите о себе. Как вы пришли в бальные танцы?

— Это произошло почти случайно. В начальных классах я учился в школе искусств в Петрозаводске, куда мы переехали из Санкт-Петербурга. Моя одноклассница захотела заниматься ещё и бальными танцами, но нужен был партнёр. Наш педагог по хореографии посоветовала ей предложить эту роль мне. Помню, как они всей семьёй пришли уговаривать. И несмотря на довольно плотный график в школе, мы с родителями решили попробовать. 

Это оказалось непросто, и уже через месяц я заявил: «Всё, пошли отсюда, я уже всё выучил». Но мне объяснили: партнёршу подводить нельзя. И я остался. А на первом же конкурсе увидел старших ребят и понял, что вообще ничего не умею. И во мне включился тот самый спортивный азарт: я хочу научиться также — и даже лучше. Начались сборы, поездки, турниры. Пришлось перейти в обычный общеобразовательный класс, т.к. выступления со школой искусств и турниры по бальным танцам часто стали пересекаться. Но я сделал свой выбор, и ни разу не пожалел об этом. Потом семья вернулась в Санкт-Петербург, где я продолжил заниматься танцами уже профессионально.

Какие достижения вы считаете ключевыми для своей танцевальной биографии?

— За годы в спорте у меня был и успех, и поражения. Победы были наградой за проделанный труд и вдохновляли на ещё большие достижения, т.к. совершенству нет предела. Но именно неудачи подталкивали к росту. В бальных танцах существует система классов — начиная с Е, затем D, C, B, A и M. Каждый класс присваивается за достижение определенных результатов. Перепрыгнуть через класс нельзя. Мне присвоен М-класс — международный. 

Из ярких результатов вспоминаю «Балтийские звезды 2004» в Петербурге — второе место, «Северную столицу 2013» — третье, «Кубок Олимпа 2014» в Москве — первое. Но особенно — Russian Open DanceSport Championships 2013. Мы с партнёршей заняли пятое место среди 386 пар в категории взрослые и молодежь. Это один из крупнейших турниров мира — переживания там незабываемые.

Расскажите о выборе партнерши

— Бальные танцы — парный вид спорта, и это одна из основных трудностей. Ещё в детстве многие бросают это занятие, потому что не могут найти партнёра, с которым вместе смогут двигаться вперед. Должно совпасть очень много факторов, чтобы пара состоялась. Смена партнёрши замедляет процесс развития, требуется достаточное время на станцованность. Меня тоже не миновала эта участь. Приходилось менять партнёрш по разным причинам. Сейчас ситуация изменилась, можно танцевать «соло» как латиноамериканскую, так и европейскую программу. Но это совсем другие ощущения. Когда ты можешь разделить радость успеха с партнёршей, то эта радость удваивается. Счастье на двоих гораздо ярче. 

Где вы находили силы и вдохновение для многолетней работы на таком уровне?

— Меня всегда вдохновляла красота нашего вида спорта. Танцоры, музыка, движение — всё должно быть в гармонии. На паркете это ощущается почти физически. Но за красотой — огромная работа. Работоспособность вырабатывается годами: ежедневные тренировки, дисциплина, упорство. Это не подвиг, а образ жизни. 

Вы много лет обучаете танцам детей и взрослых. Как вы пришли в тренерство? 

— Мои педагоги доверяли мне заниматься с младшими детьми ещё в школе. Мне это очень нравилось. Собственно, этот опыт и привёл меня к принятию решения стать тренером. Я поступил и окончил Санкт-Петербургский государственный колледж физической культуры и спорта, затем переехал в Москву, где приобрел неоценимый тренерский опыт работы со взрослыми учениками. В колледже этому не учат. Именно эта работа дала мне возможность продолжать свою спортивную карьеру, т.к. за участие в турнирах платят танцоры, а не танцорам, как во многих видах профессионального спорта. И тренерство оказалось большим подспорьем. 

Какую роль, на ваш взгляд, играет тренер в развитии танцора?

— Решающую. Найти хорошего, грамотного тренера, особенно в начале пути — большая удача. Если на старте будет заложена правильная техника танца, будет сформировано понимание того, что делает танцор и для чего, то в дальнейшем процесс развития будет проходить быстрее и проще. Кроме того, именно первый тренер прививает любовь к предмету. Обычно дети начинают любить педагога, а потом вместе с ним то, что он преподает. В связи с этим стараюсь быть интересным и нескучным. 

Почему детям стоит заниматься спортивными бальными танцами? Какие преимущества у них есть перед другими видами спорта?

— Их главный секрет — гармония. Это редкий спорт, который развивает ребенка одновременно по нескольким ключевым направлениям. Во-первых, физическое развитие: координация, ловкость, чувство ритма, мышечный корсет, гибкость. Танцор управляет своим телом виртуозно. Уходит сутулость, появляется уверенная, летящая походка, которая останется с ним на всю жизнь. Во-вторых, эстетическое и музыкальное воспитание. Ребёнок учится слышать музыку, понимать её характер, жить в ней. Он знакомится с классической и современной музыкой, учится выражать эмоции через движение. Это формирует вкус, артистизм и внутреннюю культуру. И, в-третьих, самое главное – социальное и эмоциональное развитие. Бальный танец — это искусство партнёрства. С самого начала мальчики учатся быть джентльменами: вести, брать на себя ответственность, заботиться о партнёрше. Девочки учатся быть леди: доверять, слышать партнера, быть грациозными и сильными одновременно. Это бесценный опыт конструктивного взаимодействия с противоположным полом, заложенный в самом юном возрасте. В современном мире, где дети часто «зависают» в гаджетах поодиночке, этот навык неоценим. 

С какого возраста стоит начинать?

— В идеале — с 5–6 лет. Можно и с 4, если ребенок достаточно организован. На первых этапах это ритмика, развитие слуха и координации. Все занятия проходят в игровой форме. Но и простейшие танцы, соответствующие возрасту, конечно, учат. Пока тело не сформировано, оно более пластично и податливо, мышцы становятся более эластичными, формируются правильные привычки: осанка, походка. Эти занятия  приносят только пользу.

Наверное, с таким количеством плюсов есть и сложности? С какими трудностями сталкиваются дети? 

— Конечно. Главная трудность — необходимость постоянной работы над собой, учиться взаимодействию с партнёром, бесконфликтному сотрудничеству, находить общий язык по разным поводам. Нужно работать и над техникой, и над выносливостью, и над эмоциональной связкой в паре. Всё это учит дисциплине, целеустремленности и умению преодолевать себя и закаляет характер. И когда пара выходит на турнир и побеждает — появляется чувство настоящей гордости и ощущение заслуженной победы. 

Что бы вы сказали родителям, которые сомневаются, стоит ли отдавать ребенка в бальные танцы?

— Я бы сказал: вы дарите ребёнку не просто хобби, а закладываете фундамент на всю жизнь. Ведь бальные танцы — это, во-первых, здоровое, сильное и красивое тело. Во-вторых, внутренний стержень, дисциплина и умение ставить цели. В-третьих, уникальный опыт уважительного партнёрства, который поможет ему выстраивать отношения в будущем. И, наконец, это целый мир музыки, красоты, азарта соревнований и друзей на всю жизнь. Это инвестиция в гармоничную, уверенную и успешную личность вашего ребёнка. Приводите ребёнка в танцевальный зал, и вы сами увидите, как загорятся глаза вашего сына или дочки. 

В чём ваша миссия как педагога и танцора? Каковы ваши планы на ближайшие годы?

— Уже восемь лет я не участвую в соревнованиях как профессиональный танцор. Выступаю только с ученицами как танцующий тренер на соревнования формата Pro-Am. Это направление очень популярно на западе и активно развивается в России. Взрослые люди, некоторые из которых вообще никогда ничем не занимались, приходят в танцевальный зал и с огромным желанием и энтузиазмом начинают осваивать бальные танцы. Их успехи радуют меня ничуть не меньше, чем результаты детских спортивных пар.  

Свою миссию я вижу в передаче своего опыта и знаний моим ученикам. Хочу научить их осознанно управлять своим телом, слушать и чувствовать музыку. Чтобы они полюбили этот прекрасный вид спорта, получали удовольствие от занятий и приходили на тренировки с желанием развиваться и двигаться вперед.

В ближайших планах открыть свой танцевальный клуб. В нём я смогу осуществить все свои планы по организации эффективного тренировочного процесса на основе своего опыта, который позволит танцорам достигать максимально высоких результатов.