В интернете гуляет видео, где на примере лис и зайцев ученый рассказывает нам, почему чату GPT нас не победить. Лисы (ИИ) умнее и хитрее зайцев, более того, обладают верной мотивацией их съесть. Но тем не менее зайцы (люди) все еще живы. Почему? Потому что заяц хаотичен, непредсказуем. Он «движется таинственно и чудеса творит».
Немного напрягает, что только хаос в головах людей в этом примере даст нам шанс на выживание, но если не обращать на это внимание, то перспективы у человечества весьма неплохие.
Уже сейчас чат GPT неплохо справляется с написанием заявки на простенький фильм или сериал. Это и не удивительно, ведь в него загрузили трех или пятичасовую структуру истории, тот самый метод сторителлинга «по Pixar», с помощью которого инфобизнесмены учат блогеров делать короткие видео и тексты. Туда же вложили уже затасканный всеми, от психологов до коучей «Путь героя» Кэмпбелла, по которому якобы строится любая история. «Якобы» не потому, что труд Кэмпбелла или переложившего его исследования в учебник для драматургов Воглера плох, а потому что примитивизация их трудов в простую инфографическую схемку-кружочек не даст ни ИИ, ни нам создать что-либо выдающееся.
Но тем не менее, ИИ пишет связные тексты, это факт. Но как только мы делаем шаг вглубь истории, иллюзорные схемы рушатся. Ни качественного живого диалога, ни смешной шутки, ни интересного персонажа ИИ создать не в состоянии.
Парадоксы, нестандартное поведение, удивительные неожиданности в событиях - вот что делает искусство и творчество живым. Несоответствие стандартам, неверно положенный мазок краски, чуть сбитая тональность, непопадание в ноту. Вот что такое настоящее искусство.
Возможно, со мной поспорят. Скажут, что ИИ только набирает обороты, что и он научится создавать погрешности. Честно? Сомневаюсь. Потому что да простят меня иностранцы, но они за всю историю не смогли осилить русскую смекалку и погрешности поведения. Куда уж ИИ до нас.
Один мой товарищ хотел открыть сауну в подвале сталинского дома. Но ни баню, ни сауну открывать в подвале жилого дома, тем более с бассейном - нельзя. А вот купальню можно! Ни один иностранец не догадается о купальне, а ИИ и подавно. Причем вовеки веков. А купальня до сих пор функционирует.
Уверена, что если ИИ поработит весь мир и заставит нас смотреть сериалы по единой структуре, слушать песни по единым шаблонам и видеть прекрасное только в их творениях, он сломает свои искусственные мозги о русский «авось» или хотя бы о мат, который не носителю языка объяснить невозможно.
А если серьезно, люди быстро устанут от единообразия и предсказуемости структуры и захотят чего-то нового, не созданного из старых схем «соедини мне Пикассо с Малевичем». (А ИИ работает именно так.)
Так что я ИИ не боюсь. Я думаю, что как только ИИ возьмет на себя весь примитивный слой контента, у искусства случится долгожданный прорыв. Потому что после постмодернизма уже хочется не цитировать или компилировать старое (с этим ИИ как раз справится), а ощутить что-то совершенно новое, которое уже зреет на перегное докомпьютерной культуры.
фото обложки: кадр из фильма «Матрица»