Что говорят сотрудники

Общественные и технологические изменения в нынешнем мире происходят очень быстро — и руководители бизнеса должны успевать так же стремительно адаптироваться. От того, насколько успешно лидер может трансформироваться, зависит успех его дела. Например, в 2024 году Harvard Business Publishing проводило исследование, в ходе которого 70% респондентов заявили, что начальство должно расширять свои навыки и понимать, что иначе не получится выйти на новый уровень. А еще 62% заявили, что руководители должны быть более гибкими, чтобы адаптироваться под текущие и будущие потребности бизнеса. 

Поэтому в изменчивом мире важна работа над собой. Но есть базовые навыки, которые влияют на продвижение бизнеса — и без них никому не обойтись. О них и хочу рассказать.

Какие навыки нужны успешному руководителю

Некоторые считают, что эффективными руководителями рождаются, а не становятся, но я с этим не согласен. Каждый владелец бизнеса или управленец должен тратить время и энергию, развивая основные скиллы.

1. Эмоциональный интеллект

Так называется способность контролировать свои эмоции, распознавать свои сильные и слабые стороны, а заодно понимать, что чувствуют другие. Это поможет создать в компании здоровую рабочую атмосферу, улучшить коммуникацию с персоналом, эффективнее делегировать задачи и разрешать конфликты. 

2. Коммуникативные способности

Этот навык — один из решающих при построении успешного бизнеса. Руководитель должен мотивировать коллектив работать над общими целями, уметь заинтересовывать людей, чтобы «вести» их за собой. Если в команде не построена нормальная связь друг с другом, то планировать что-то на средне— и долгосрочную перспективу становится невозможно. Ведь даже обсудить цели и планы не получится. 

К тому же, руководителю для продвижения бизнеса нужно хорошо знать своих сотрудников и понимать, на что способен каждый из них. Для этого необходимо налаженное общение. Кстати, даже исследования подтверждают: коммуникация начальства и персонала — основа эффективного управления, и существует прямая корреляция между ней и удовлетворенности работой.

3. Цифровая грамотность

Мы живем в цифровую эпоху, поэтому нужно быть знакомым с соответствующими инструментами, которые помогут оптимизировать бизнес-операции. Считаю, что владения минимальными навыками мало: приходится знакомиться с последними технологическими тенденциями и следить за ключевыми трендами.

4. Умение отходить от микроменеджмента

Чтобы бизнес не просто держался на плаву, но и масштабировался, нужно избавляться от микроменеджмента. Никому не понравится руководитель, который нависает над персоналом, инспектирует каждую мелочь и критикует. Поэтому задача владельца компании — не просто говорить другим, что делать, и контролировать выполнение задач, а позволить специалистам выполнять ту работу, для которой их наняли. 

В США однажды проводился опрос, в ходе которого 55% сотрудников заявили, что начальник, постоянно «заглядывающий через плечо», снижает производительность труда. Такое поведение может в итоге привести к текучести кадров — и негативно отразиться на компании.

5. Стрессоустойчивость и адаптивность

В бизнесе все редко идет так, как задумывалось. Можно продумать стратегию при запуске продукта и просчитать риски, но неизвестные переменные легко нарушат планы. Даже в условиях турбулентности руководитель должен не терять критического мышления, не поддаваться паническим настроениям и уметь оперативно решать проблемы. Нередко оказывается, что нужно быстро приспосабливаться к новым реалиям — и помогать перестраиваться команде.

Если случился форс-мажор, стоит взвесить ситуацию, оценить свои будущие действия и не забывать про конечную цель, к которой стремится бизнес. Развить адаптивность позволит постоянное самообучение, стремление узнать новое. А устоять в кризисах помогут прочные отношения с коллегами, деловыми партнерами, которые способны прийти на помощь.

6. Экспертиза в своей области

Глубокие знания в своей сфере делают лидера более компетентным и позволяют лучше управлять компанией. Принятие ключевых решений становится более обоснованным, предприниматель уверен в своих действиях — а сотрудники уверены в нем.

7. Личная эффективность

Для построения прибыльного и успешного бизнеса во всем должна быть четкая организация: от структуры деловых процессов до управления временем руководителя. Лидер должен ежедневно решать десятки задач — и делать это быстро и качественно, уметь расставлять приоритеты. В этом могут помочь различные техники тайм-менеджмента. Если каждую минуту времени использовать эффективно, то и продуктивность коллектива повышается — как следствие, видна положительная динамика в показателях доходности.