Мы живём в мире, где говорят все. Но слушают — единицы. Я всё чаще ловлю себя на мысли: а слышат ли меня по-настоящему? Когда ты выступаешь — на конференции, в Zoom, даже в сторис — это уже не просто поток слов. Это твоя личная презентация. Это твой нетворкинг. Это твоя валюта.

Как попасть в ухо, а главное — в сердце слушателя, чтобы после тебя не забывали? Как справиться с волнением, когда на тебя смотрят 500 человек в зале, а ты вроде как всё выучил, но мозг внезапно выдаёт ошибку 404?

Я решил поговорить об этом с человеком, который не понаслышке знает цену одного правильного слова и одного неудачного "эээ…".

Лидия Спевак. Фото из архива Лидии
Лидия Спевак. Фото из архива Лидии

Лидия Спевак, тренер по ораторскому мастерству и публичным выступлениям, основатель школы публичной речи, профессиональный спикер GSF (Global Speakers Federation – международная организация, которая сертифицирует спикеров), член Ассоциации Спикеров СНГ. Из этой беседы получился разговор о том, что делает выступление живым, а спикера — незаменимым.

— Выступления на ТВ в прямом эфире — это стресс? Или драйв?

Драйв с примесью адреналина. Один раз я разбила в прямом эфире суперпрочный хрусталь, который выдерживал 4000 циклов мойки в посудомойке. Прямой эфир — не про «выучить и сказать», а про «импровизировать и не растеряться». Это школа жизни.

— Что делает человека хорошим спикером?

Способность быть интересным и полезным. Понимание, что аудитория тебе ничего не должна — ты обязан её увлечь. Если можешь удержать внимание публики в торговом центре, читая стихи, — сможешь и на TED выступить. Например, у меня разноплановый спикерский опыт. Я работала на ТВ, как юрист выступала в судебных процессах и преподавала на юрфаке такую дисциплину как «Конституционное право». Также есть опыт выступлений на самых разных спикерских площадках, и даже в Торговых центрах, когда стоишь, вещаешь и видишь, как люди движутся по эскалаторам вверх и вниз.

— Как научиться удерживать внимание, особенно когда говоришь перед незнакомой аудиторией? 

Важно понимать, для кого ты говоришь и зачем. Подстроиться под ритм зала, говорить понятно, без лишней зауми. В моих тренингах я часто подсказываю клиентам, как добавить в речь «цепляющие» образы, метафоры, культурные отсылки. Это можно натренировать. Моё увлечение интеллектуальными играми как раз помогает: я легко нахожу нестандартные связки, которые делают выступление живым и запоминающимся.  

— А как вы сами готовитесь к выступлениям? Что помогает быть в ресурсе? 

Я очень люблю бумажные ежедневники — всегда сверяюсь с планами. Утро — для рутинных задач, важные и креативные дела ставлю на вторую половину дня. Ну и, конечно, забота о себе: регулярные чек-апы, массажи, кето-диета время от времени. Всё, что помогает сохранять энергию и ясность ума. Ведь если сам не в ресурсе — говорить ярко и вдохновляюще просто невозможно.  

— Вам легко заводить контакт с незнакомой аудиторией? Или этому тоже нужно учиться? 

Мне легко. Но это не про врождённый талант, а про внимание к людям. Я умею быстро чувствовать собеседника, задать тему, разрядить обстановку. Публичное выступление — это всегда диалог, даже если никто не отвечает. Аудитория чувствует: ты с ними или сам по себе. И если ты с ними — они с тобой надолго.

 Тема денег, она для вас какая: секретная, интимная, запретная или открытая? Например, сможете ли вы ответить на вопрос: «Сколько вы зарабатываете?» — и спросить об этом другого человека?

Один очень умный человек недавно мне сказал о том, что этикет — это когда человеку рядом с вами комфортно, обратите внимание: не вам, а человеку рядом с вами.  Поэтому никогда не спрошу, чтобы не ставить человека в неловкое положение. И сама не скажу, чтобы другим спокойней и комфортней жилось.

— Чему вы учите своих учеников в первую очередь? 

Говорить живо, с опорой на себя, не бояться быть настоящим. Не «заучивать», а передавать смысл — с интонацией, дыханием, образом, ритмом. Уверенность, харизма, структурность — всему этому можно научиться. Главное — желание и тренировка.