Выставка в Гонконге c 26 по 30 марта 2025 года подтвердила статус региона как ключевого арт-центра Азии: Art Basel Hong Kong привлёк ведущие мировые галереи, кураторов и значимые институции. Расскажу об открытиях ярмарки и своих впечатлениях.

Art Basel Hong Kong 2025 завершила свою работу, приняв 91 000 посетителей за 6 дней, и отметилась знаковыми продажами. В культурном смысле событие стало зеркалом, отражающим социальные интонации современности.
«В этом году выставка не только представила разнообразную и инновационную программу, но и подчеркнула нашу глубокую приверженность развитию процветающей экосистемы искусства Азии. Продолжая переосмысливать культурные повествования и открывать новые творческие возможности, мы по-прежнему стремимся поддерживать будущее современной художественной сцены в Азии». Анджелла Сиянг-Ле, директор Art Basel Hong Kong

Впечатляющая организация экосистемы ярмарки
В Art Basel Hong Kong поучаствовало более 240 галерей из 42 стран, включая таких гигантов рынка, как Gagosian, Hauser & Wirth, David Zwirner, White Cube, Pace и Thaddaeus Ropac. Впервые за последние годы ярмарка вышла за пределы выставочных залов: музеи, аукционные дома и независимые площадки представили параллельные экспозиции, создав настоящий арт-марафон в городе.
Объединение PHD Group, представленное на выставке сразу в трёх разделах (Encounters, Discoveries и Film), стало соорганизатором Supper Club. И это тот случай, когда мне особенно нравится идея таких ярмарок-сателлитов, создающих мягкий вход в арт-рынок. Камерные форматы дают возможность спокойно воспринимать искусство. Важно, что Supper Club тщательно проработала масштаб экспозиции — соразмерный жилому, а не музейному пространству. Произведения смотрятся иначе, их легче представить у себя дома, и процесс выбора становится гораздо более естественным и… реалистичным.

Глобальная сцена и локальный контекст
Одним из ключевых событий стало открытие выставки работ Пабло Пикассо в музее M+. Музей вырос из коллекции Ули Cигга, швейцарского коллекционера и собирателя современного китайского искусства, и послужил площадкой для коммуникации и взаимного обмена между глобальным и локальным: выставка Пикассо проходила в диалоге с китайскими художниками, переосмысляющими его наследие сквозь призму собственной идентичности.
Сигг не только передал свою коллекцию музею M+, но и вошёл в попечительский совет Art Basel Hong Kong, превратившись в глобальную фигуру на арт-сцене. Локальные коллекции формируют основу национальных арт-историй и влияют на международный рынок — такие примеры частных коллекционеров по-настоящему вдохновляют.

Три самые громкие продажи ярмарки
Несмотря на глобальные колебания на рынке искусства, Art Basel Hong Kong 2025 отличилась громкими продажами, подтверждая свой статус одного из самых прибыльных событий в арт-мире.
Галерея David Zwirner продала «INFINITY-NETS [ORUPX]» Яёи Кусамы за $ 3,5 млн.

Hauser & Wirth получила за скульптуру Луизы Буржуа $ 2 млн. и за живопись Кристины Кварлс $ 1,35 млн. Эта галерея играла по-крупному, представив масштабные работы — в том числе буквально, по размеру.

А Thaddaeus Ropac сообщил о продаже работы Роя Лихтенштейна за $ 1,5 млн.

В то же время заметен рост интереса к работам средней ценовой категории (от $ 25 тыс. до $ 100 тыс.), особенно среди нового поколения коллекционеров из Юго-Восточной Азии и материкового Китая.
Яёи Кусама и её тыквы на любой вкус и кошелёк
Интерес к произведениям Яёи Кусамы не ограничился самим Art Basel: три аукционных дома подготовились к ярмарке и организовали предаукционные выставки, в рамках которых также можно было увидеть и работы японской художницы.
Ранняя — не самая характерная для неё — Beyond the Nebulae (1978) была представлена на выставке аукционного дома Sotheby’s с ожидаемой ценой продажи $ 104−156 тыс.

Художница была представлена и в каталоге аукционного дома Christie’s. Nets (1999) продана за $ 972 тыс., а Pumpkin — за $ 842 тыс.

На торгах аукционного дома Phillips полностью раскупили тиражные «тыквы» Кусамы, которые оказались более доступной альтернативой её знаковым произведениям: Pumpkin (1979) продана за $ 65 тыс., Pumpkin (ST) — за $ 57 тыс., а Pumpkin (RY) — и вовсе за $ 29 тыс.
Скульптура Starry Pumpkin (2019) была выставлена в Sotheby’s в разделе Modern & Contemporary Evening Auction — с ожидаемой ценой за продажу $ 2−4 млн.
Этот кейс — классический пример того, как художник может одновременно быть и культурным феноменом, и частью высокодоходного арт-рынка. Кусама — несомненная суперзвезда современного искусства и, безусловно, её место в истории уже определено. Но именно из-за такой повсеместной представленности появляется ощущение избыточной доступности и снижает восприятие значимости работ.
Яркие акценты: запомнившиеся стенды и перформансы
На стенде галереи Eigen +Art из Берлина — заметного игрока на арт-рынке, открывшего миру имена ведущих художников Лейпцигской школы и работающего с Нео Раухом, одним из самых признанных немецких художников на текущий момент, — были представлены произведения широкого ценового диапазона, включая и доступные: искусство можно было приобрести от $ 12 тыс. из запасника и от $ 18 тыс. за работы Кая Шименца из стекла и бетона.

К запоминающимся событиям, безусловно, можно отнести перформанс Мованы Чен Questioning the Line, который исследует тему взаимосвязи людей и природы через интерактивные световые и звуковые инсталляции, реагирующие на движения зрителей. Christie’s оценивает работы художницы в диапазоне от $ 19 тыс. до $ 25 тыс.

Та же галерея Flowers, которая представила Мовану Чен в разделе Encounters, продемонстрировала не менее интересные работы и на своем стенде — фотографии дуэта Birdhead с неординарным оформлением и качественно выставленной экспозицией. Несмотря на скромный формат, композиция моментально привлекает внимание — прежде всего за счёт необычного авторского стиля и работы с масштабом.

Произведения Алисии Кваде, представленные галереей Pace, стали одной из впечатляющих точек Art Basel. Её работа со стрелками посвящена восприятию времени и пространства. Параллельно в Tai Kwun — историческом комплексе, ещё 20 лет назад бывшем тюрьмой, — проходит масштабная институциональная выставка художницы, создающая захватывающий диалог между строгой архитектурой прошлого и философскими размышлениями Кваде о природе реальности и времени.
Выставочное пространство бывшей тюрьмы — само по себе высказывание. Здесь проходят сразу три выставки на темы утраченных объектов, мирового оборота награбленных исторических ценностей и постколониального наследия.

Шин Мин о потере индивидуальности
Премия MGM Discoveries Art Prize была присуждена корейской художнице Шин Мин за инсталляцию «Ew! There is hair in the food!!» — мощное телесное и визуальное высказывание на тему гендера, нормы и утраты идентичности. Эта работа трогает простыми материалами — деревом и краской, — плотной композицией и размером полотна. Особенно пронзительны две скульптуры, наблюдающие за «пирамидой» обезличенной группы. Они заставляют не столько осмысливать, сколько чувствовать кожей коллективную утрату индивидуальности: не через рациональный анализ, а через телесное ощущение тревоги и размывания личного.

Софип Пич о границах дозволенного
Среди отмеченных прессой и экспертами проектов в этой категории, стала работа «The Absent Tree» камбоджийца Софипа Пича на стенде галереи Axel Vervoordt: алюминиевое «дерево-пустота» в центре павильона стало мощной метафорой культурной утраты.

Инсталляция произвела впечатление и на меня. Возможно, потому что я уже видела его выставку в галерее Axel Vervoordt, но здесь контраст между холодным металлом и хрупкой органикой был особенно выразителен. Реалистичные алюминиевые ветви, пугающе точные, заставляют задуматься о том, как легко человек может воссоздать природу — и как трудно сохранить её подлинный смысл. Этот объект надолго оставляет тревожное чувство.
От космоса до советского авангарда: единственная российская художница на Art Basel
Одним из главных открытий Art Basel Hong Kong 2025, особенно греющих сердце, стал показ работ Анны Андреевой — единственной российской художницы на ярмарке. Галерея LAYR из Австрии представила её работы («Кора» (1983) за $ 30 тыс., «½ луны» (1980) за $ 26 тыс. и «Упражнение с кругами и ромбами» (1972) за $ 49 тыс.), вдохновлённые космической тематикой и советским модернизмом. Это подчеркнуло глобальный характер ярмарки и её стремление к поиску новых имён и тенденций.

Анна Андреева (1917−2008) была новатором советского текстильного дизайна, в рамках которого создавала синтез искусства, науки и абстракции. Сегодня творчество художницы выходит за пределы советского контекста, получая международное признание: её работы были включены в коллекцию нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA). Цены на работы Андреевой на Art Basel Hong Kong 2025 варьировались от $ 15 000 до $ 50 000.
PearlLam и философия тишины
Среди заметных экспозиций — работы мастера лаковых поверхностей Сю Сяобая в диапазоне от $ 100 тыс. до $ 250 тыс. на стенде галереи PearlLam (за пределами Art Basel, кстати, она представляет работы этого художника в более демократичном диапазоне — от $ 10 тыс.).
Сяобай — представитель первого поколения китайских художников с западным образованием. Он учился в Германии, и в его работах причудливо сочетаются европейская школа и традиционные китайские материалы. Лаки, важные для китайского прикладного искусства, становятся способом соединения наследия и современного художественного языка. Минимализм, почти медитативный ритм, аскетизм и глубина его стиля служат антитезой визуального шума, доминирующего в цифровой культуре.
Как отмечает директор PearlLam по развитию в Японии и Корее Юрика Тэрадзима, несмотря на опасения по поводу тарифов, ярмарка превзошла их ожидания: «Коллекционеры проявили к китайским художникам искренний, вдумчивый интерес, который выходит за рамки рыночного шума. Искусство может быть выше политики, но оно неизбежно ей подвержено, и китайские художники сталкиваются с новыми вызовами. В такие времена особенно важно продолжать показывать их работы и рассказывать их истории». Диапазон цен работ на стенде галереи варьировался от $ 20 тыс. до $ 600 тыс.

Стенд галереи впечатлил разнообразием — от фигуративных полотен до абстракций, с акцентом на фактуру и материал. Запомнилась работа с портретом на ковре: включение готового предмета в художественный объект добавляет глубину за счёт встроенного контекста, уже существующего у вещи.
В поисках диалога
Art Basel Hong Kong 2025 продемонстрировала, как азиатское искусство уверенно интегрируется в глобальный контекст — не подстраиваясь и задавая новые ориентиры. Эта ярмарка стала не только витриной для крупных сделок, а пространством идей, где рядом с миллионными продажами уживались тонкие, хрупкие формы.
Масштабная параллельная программа вовлекла не только галереи и аукционные дома, но и музеи, городские площадки и частные инициативы: общаясь с основателем галереи Eigen +Art Герхардом Гарри Либке, мы отметили возросший интерес к рынку Китая и Гонконга и сошлись во мнении, что Art Basel всё громче говорит на языке «глокальности» — соединения глобальных и локальных контекстов. Кроме того, Art Basel Hong Kong поразил своим системным подходом — плотным взаимодействием всех игроков арт-рынка друг с другом во имя чего-то большего: искусство — точка притяжения для тех, кто думает, чувствует и меняет мир.