Выставка в Гонконге c 26 по 30 марта 2025 года подтвердила статус региона как ключевого арт-центра Азии: Art Basel Hong Kong привлёк ведущие мировые галереи, кураторов и значимые институции. Расскажу об открытиях ярмарки и своих впечатлениях.

Евгения Ходакова, фото из личного архива
Евгения Ходакова, фото из личного архива

Art Basel Hong Kong 2025 завершила свою работу, приняв 91 000 посетителей за 6 дней, и отметилась знаковыми продажами. В культурном смысле событие стало зеркалом, отражающим социальные интонации современности.

«В этом году выставка не только представила разнообразную и инновационную программу, но и подчеркнула нашу глубокую приверженность развитию процветающей экосистемы искусства Азии. Продолжая переосмысливать культурные повествования и открывать новые творческие возможности, мы по-прежнему стремимся поддерживать будущее современной художественной сцены в Азии».  Анджелла Сиянг-Ле, директор Art Basel Hong Kong
Фото с официального сайта artbasel.com
Фото с официального сайта artbasel.com

Впечатляющая организация экосистемы ярмарки

В Art Basel Hong Kong поучаствовало более 240 галерей из 42 стран, включая таких гигантов рынка, как Gagosian, Hauser & Wirth, David Zwirner, White Cube, Pace и Thaddaeus Ropac. Впервые за последние годы ярмарка вышла за пределы выставочных залов: музеи, аукционные дома и независимые площадки представили параллельные экспозиции, создав настоящий арт-марафон в городе.

Объединение PHD Group, представленное на выставке сразу в трёх разделах (Encounters, Discoveries и Film), стало соорганизатором Supper Club. И это тот случай, когда мне особенно нравится идея таких ярмарок-сателлитов, создающих мягкий вход в арт-рынок. Камерные форматы дают возможность спокойно воспринимать искусство. Важно, что Supper Club тщательно проработала масштаб экспозиции — соразмерный жилому, а не музейному пространству. Произведения смотрятся иначе, их легче представить у себя дома, и процесс выбора становится гораздо более естественным и… реалистичным.

Kyungmi Shin: Othered Dreams, Supper Club, фото из личного архива Евгении Ходаковой
Kyungmi Shin: Othered Dreams, Supper Club, фото из личного архива Евгении Ходаковой

Глобальная сцена и локальный контекст

Одним из ключевых событий стало открытие выставки работ Пабло Пикассо в музее M+. Музей вырос из коллекции Ули Cигга, швейцарского коллекционера и собирателя современного китайского искусства, и послужил площадкой для коммуникации и взаимного обмена между глобальным и локальным: выставка Пикассо проходила в диалоге с китайскими художниками, переосмысляющими его наследие сквозь призму собственной идентичности.

Сигг не только передал свою коллекцию музею M+, но и вошёл в попечительский совет Art Basel Hong Kong, превратившись в глобальную фигуру на арт-сцене. Локальные коллекции формируют основу национальных арт-историй и влияют на международный рынок — такие примеры частных коллекционеров по-настоящему вдохновляют.

Источник фото aawsat.com
Источник фото aawsat.com

Три самые громкие продажи ярмарки

Несмотря на глобальные колебания на рынке искусства, Art Basel Hong Kong 2025 отличилась громкими продажами, подтверждая свой статус одного из самых прибыльных событий в арт-мире.

Галерея David Zwirner продала «INFINITY-NETS [ORUPX]» Яёи Кусамы за $ 3,5 млн.

Источник фото сайт галереи David Zwirner
Источник фото сайт галереи David Zwirner

Hauser & Wirth получила за скульптуру Луизы Буржуа $ 2 млн. и за живопись Кристины Кварлс  $ 1,35 млн. Эта галерея играла по-крупному, представив масштабные работы — в том числе буквально, по размеру.

Луиза Буржуа, Cell, фото из личного архива Евгении Ходаковой
Луиза Буржуа, Cell, фото из личного архива Евгении Ходаковой

А Thaddaeus Ropac сообщил о продаже работы Роя Лихтенштейна за $ 1,5 млн.

Рой Лихтенштейн, Water Lily Pond with Reflections, фото из личного архива Евгении Ходаковой
Рой Лихтенштейн, Water Lily Pond with Reflections, фото из личного архива Евгении Ходаковой

В то же время заметен рост интереса к работам средней ценовой категории (от $ 25 тыс. до $ 100 тыс.), особенно среди нового поколения коллекционеров из Юго-Восточной Азии и материкового Китая.

Яёи Кусама и её тыквы на любой вкус и кошелёк

Интерес к произведениям Яёи Кусамы не ограничился самим Art Basel: три аукционных дома подготовились к ярмарке и организовали предаукционные выставки, в рамках которых также можно было увидеть и работы японской художницы.

Ранняя — не самая характерная для неё — Beyond the Nebulae (1978) была представлена на выставке аукционного дома Sotheby’s с ожидаемой ценой продажи $ 104−156 тыс.

Beyond the Nebulae, Яёи Кусама, фото Sotheby’s
Beyond the Nebulae, Яёи Кусама, фото Sotheby’s

Художница была представлена и в каталоге аукционного дома Christie’s. Nets (1999) продана за $ 972 тыс., а Pumpkin — за $ 842 тыс.

Nets, Яёи Кусама, фото из личного архива Евгении Ходаковой
Nets, Яёи Кусама, фото из личного архива Евгении Ходаковой

На торгах аукционного дома Phillips полностью раскупили тиражные «тыквы» Кусамы, которые оказались более доступной альтернативой её знаковым произведениям: Pumpkin (1979) продана за $ 65 тыс., Pumpkin (ST) — за $ 57 тыс., а Pumpkin (RY) — и вовсе за $ 29 тыс.

Скульптура Starry Pumpkin (2019) была выставлена в Sotheby’s в разделе Modern & Contemporary Evening Auction — с ожидаемой ценой за продажу $ 2−4 млн.

Этот кейс — классический пример того, как художник может одновременно быть и культурным феноменом, и частью высокодоходного арт-рынка. Кусама — несомненная суперзвезда современного искусства и, безусловно, её место в истории уже определено. Но именно из-за такой повсеместной представленности появляется ощущение избыточной доступности и снижает восприятие значимости работ.

Яркие акценты: запомнившиеся стенды и перформансы

На стенде галереи Eigen +Art из Берлина — заметного игрока на арт-рынке, открывшего миру имена ведущих художников Лейпцигской школы и работающего с Нео Раухом, одним из самых признанных немецких художников на текущий момент, — были представлены произведения широкого ценового диапазона, включая и доступные: искусство можно было приобрести от $ 12 тыс. из запасника и от $ 18 тыс. за работы Кая Шименца из стекла и бетона.

Кай Шименц, Tilted Blocks, источник фото Otto Felber
Кай Шименц, Tilted Blocks, источник фото Otto Felber

К запоминающимся событиям, безусловно, можно отнести перформанс Мованы Чен Questioning the Line, который исследует тему взаимосвязи людей и природы через интерактивные световые и звуковые инсталляции, реагирующие на движения зрителей. Christie’s оценивает работы художницы в диапазоне от $ 19 тыс. до $ 25 тыс.

Мована Чен, Questioning the Line, фото из личного архива Евгении Ходаковой
Мована Чен, Questioning the Line, фото из личного архива Евгении Ходаковой

Та же галерея Flowers, которая представила Мовану Чен в разделе Encounters, продемонстрировала не менее интересные работы и на своем стенде — фотографии дуэта Birdhead с неординарным оформлением и качественно выставленной экспозицией. Несмотря на скромный формат, композиция моментально привлекает внимание — прежде всего за счёт необычного авторского стиля и работы с масштабом.

Работа Birdhead, фото из личного архива Евгении Ходаковой
Работа Birdhead, фото из личного архива Евгении Ходаковой

Произведения Алисии Кваде, представленные галереей Pace, стали одной из впечатляющих точек Art Basel. Её работа со стрелками посвящена восприятию времени и пространства. Параллельно в Tai Kwun — историческом комплексе, ещё 20 лет назад бывшем тюрьмой, — проходит масштабная институциональная выставка художницы, создающая захватывающий диалог между строгой архитектурой прошлого и философскими размышлениями Кваде о природе реальности и времени.

Выставочное пространство бывшей тюрьмы — само по себе высказывание. Здесь проходят сразу три выставки на темы утраченных объектов, мирового оборота награбленных исторических ценностей и постколониального наследия.

Работа Алисии Кваде, фото из личного архива Евгении Ходаковой
Работа Алисии Кваде, фото из личного архива Евгении Ходаковой

Шин Мин о потере индивидуальности

Премия MGM Discoveries Art Prize была присуждена корейской художнице Шин Мин за инсталляцию «Ew! There is hair in the food!!» — мощное телесное и визуальное высказывание на тему гендера, нормы и утраты идентичности. Эта работа трогает простыми материалами — деревом и краской, — плотной композицией и размером полотна. Особенно пронзительны две скульптуры, наблюдающие за «пирамидой» обезличенной группы. Они заставляют не столько осмысливать, сколько чувствовать кожей коллективную утрату индивидуальности: не через рациональный анализ, а через телесное ощущение тревоги и размывания личного.

Шин Мин, инсталляция «Ew! There is hair in the food!!», источник фото artbasel.com
Шин Мин, инсталляция «Ew! There is hair in the food!!», источник фото artbasel.com

Софип Пич о границах дозволенного

Среди отмеченных прессой и экспертами проектов в этой категории, стала работа «The Absent Tree» камбоджийца Софипа Пича на стенде галереи Axel Vervoordt: алюминиевое «дерево-пустота» в центре павильона стало мощной метафорой культурной утраты.

Инсталляция The Absent Tree, источник фото Artsy
Инсталляция The Absent Tree, источник фото Artsy

Инсталляция произвела впечатление и на меня. Возможно, потому что я уже видела его выставку в галерее Axel Vervoordt, но здесь контраст между холодным металлом и хрупкой органикой был особенно выразителен. Реалистичные алюминиевые ветви, пугающе точные, заставляют задуматься о том, как легко человек может воссоздать природу — и как трудно сохранить её подлинный смысл. Этот объект надолго оставляет тревожное чувство.

От космоса до советского авангарда: единственная российская художница на Art Basel

Одним из главных открытий Art Basel Hong Kong 2025, особенно греющих сердце, стал показ работ Анны Андреевой — единственной российской художницы на ярмарке. Галерея LAYR из Австрии представила её работы («Кора» (1983) за $ 30 тыс., «½ луны» (1980) за $ 26 тыс. и «Упражнение с кругами и ромбами» (1972) за $ 49 тыс.), вдохновлённые космической тематикой и советским модернизмом. Это подчеркнуло глобальный характер ярмарки и её стремление к поиску новых имён и тенденций.

Работа Анны Андреевой, фото из личного архива Евгении Ходаковой
Работа Анны Андреевой, фото из личного архива Евгении Ходаковой

Анна Андреева (1917−2008) была новатором советского текстильного дизайна, в рамках которого создавала синтез искусства, науки и абстракции. Сегодня творчество художницы выходит за пределы советского контекста, получая международное признание: её работы были включены в коллекцию нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA). Цены на работы Андреевой на Art Basel Hong Kong 2025 варьировались от $ 15 000 до $ 50 000.

PearlLam и философия тишины

Среди заметных экспозиций — работы мастера лаковых поверхностей Сю Сяобая в диапазоне от $ 100 тыс. до $ 250 тыс. на стенде галереи PearlLam (за пределами Art Basel, кстати, она представляет работы этого художника в более демократичном диапазоне — от $ 10 тыс.).

Сяобай — представитель первого поколения китайских художников с западным образованием. Он учился в Германии, и в его работах причудливо сочетаются европейская школа и традиционные китайские материалы. Лаки, важные для китайского прикладного искусства, становятся способом соединения наследия и современного художественного языка. Минимализм, почти медитативный ритм, аскетизм и глубина его стиля служат антитезой визуального шума, доминирующего в цифровой культуре.

Как отмечает директор PearlLam по развитию в Японии и Корее Юрика Тэрадзима, несмотря на опасения по поводу тарифов, ярмарка превзошла их ожидания: «Коллекционеры проявили к китайским художникам искренний, вдумчивый интерес, который выходит за рамки рыночного шума. Искусство может быть выше политики, но оно неизбежно ей подвержено, и китайские художники сталкиваются с новыми вызовами. В такие времена особенно важно продолжать показывать их работы и рассказывать их истории». Диапазон цен работ на стенде галереи варьировался от $ 20 тыс. до $ 600 тыс.

Veiled Identity, Алими Адевале (2025)⁠ на стенде галереи PearlLam, фото из личного архива Евгении Ходаковой
Veiled Identity, Алими Адевале (2025)⁠ на стенде галереи PearlLam, фото из личного архива Евгении Ходаковой

Стенд галереи впечатлил разнообразием — от фигуративных полотен до абстракций, с акцентом на фактуру и материал. Запомнилась работа с портретом на ковре: включение готового предмета в художественный объект добавляет глубину за счёт встроенного контекста, уже существующего у вещи.

В поисках диалога

Art Basel Hong Kong 2025 продемонстрировала, как азиатское искусство уверенно интегрируется в глобальный контекст — не подстраиваясь и задавая новые ориентиры. Эта ярмарка стала не только витриной для крупных сделок, а пространством идей, где рядом с миллионными продажами уживались тонкие, хрупкие формы.

Масштабная параллельная программа вовлекла не только галереи и аукционные дома, но и музеи, городские площадки и частные инициативы: общаясь с основателем галереи Eigen +Art Герхардом Гарри Либке, мы отметили возросший интерес к рынку Китая и Гонконга и сошлись во мнении, что Art Basel всё громче говорит на языке «глокальности» — соединения глобальных и локальных контекстов. Кроме того, Art Basel Hong Kong поразил своим системным подходом — плотным взаимодействием всех игроков арт-рынка друг с другом во имя чего-то большего: искусство — точка притяжения для тех, кто думает, чувствует и меняет мир.