Тем не менее, я продолжаю это говорить. Потому что искусство в интерьере — не про статус, а про внутреннюю работу. Оно — про зрение, в том числе внутреннее.

Что происходит, когда в интерьере появляется искусство?

Он меняется, пространство начинает «говорить». Иногда спорит. И это прекрасно.

Я часто видела, как лаконичная безликая спальня вдруг становится глубокой благодаря абстрактной работе на стене. Или как строгий интерьер теряет осторожность — всего от одного живого наброска. 

Часто в таких случаях спрашивают: «А это что?». Ответ, как правило, не важен. Искусство — не таблица Менделеева. Оно не обязано объясняться. Оно обязано оставаться в вас, в интерьере, в ощущении.

Евгения Ходакова, фото из личного архива Евгении
Евгения Ходакова, фото из личного архива Евгении

Почему мы так боимся непонятного?

Потому что нас приучили к сюжетам. В России по-прежнему любят лес, реку и берёзку — желательно на закате. Желательно в рамке. Желательно в тон дивану. Но искусство — не иллюстрация, и не сувенир. Оно не обязано быть «понятным» и «милым». Иногда оно может раздражать. Или, по крайней мере, ставить в тупик. Оно не функцкционально.

С чего начать?

Точно не с иммерсивного Ван Гога. Начните с живого опыта. С обычного похода в галерею. Или в мастерскую. Или на маркет молодых художников — где ещё не всё выровнено и отретушировано. Там встречаются настоящие открытия и настоящие ошибки — и те, и другие полезны.

Понравилась работа? Не торопитесь покупать. Вернитесь через день. Если не отпустило — возможно, это ваш художник. 

Евгения Ходакова, фото из личного архива Евгении
Евгения Ходакова, фото из личного архива Евгении

Что делать, если уже купили?

Не спешите вешать, если это картина. Поставьте ее, например, на комод. Пусть поживёт в пространстве. Посмотрите, как она ведёт себя при дневном и вечернем свете. Сравните ощущения утром и ночью. Некоторые работы раскрываются, только когда вы не ждёте от них ничего. Иногда они сами выбирают место.

А как же оформление?

Оно имеет значение. Неудачный багет может убить даже Пуссена. Хороший — наоборот, сделать выразительным даже набросок. Примеряйте и сравнивайте. Дерево, металл, паспарту, стекло — всё это не «рамочка», а часть высказывания. Не пренебрегайте этим.

Главное — не относиться к искусству как к мебели

Оно не обязано «подходить» или «сочетаться». Иногда оно будет выбиваться из общей схемы. Иногда — раздражать. Но если вы даёте себе и ему время, возникает нечто большее, чем просто декор. Возникает разговор.

Жить с искусством — это не про логичность, это про внимание.

И, пожалуй, про смелость.