Тем не менее, я продолжаю это говорить. Потому что искусство в интерьере — не про статус, а про внутреннюю работу. Оно — про зрение, в том числе внутреннее.
Что происходит, когда в интерьере появляется искусство?
Он меняется, пространство начинает «говорить». Иногда спорит. И это прекрасно.
Я часто видела, как лаконичная безликая спальня вдруг становится глубокой благодаря абстрактной работе на стене. Или как строгий интерьер теряет осторожность — всего от одного живого наброска.
Часто в таких случаях спрашивают: «А это что?». Ответ, как правило, не важен. Искусство — не таблица Менделеева. Оно не обязано объясняться. Оно обязано оставаться в вас, в интерьере, в ощущении.

Почему мы так боимся непонятного?
Потому что нас приучили к сюжетам. В России по-прежнему любят лес, реку и берёзку — желательно на закате. Желательно в рамке. Желательно в тон дивану. Но искусство — не иллюстрация, и не сувенир. Оно не обязано быть «понятным» и «милым». Иногда оно может раздражать. Или, по крайней мере, ставить в тупик. Оно не функцкционально.
С чего начать?
Точно не с иммерсивного Ван Гога. Начните с живого опыта. С обычного похода в галерею. Или в мастерскую. Или на маркет молодых художников — где ещё не всё выровнено и отретушировано. Там встречаются настоящие открытия и настоящие ошибки — и те, и другие полезны.
Понравилась работа? Не торопитесь покупать. Вернитесь через день. Если не отпустило — возможно, это ваш художник.

Что делать, если уже купили?
Не спешите вешать, если это картина. Поставьте ее, например, на комод. Пусть поживёт в пространстве. Посмотрите, как она ведёт себя при дневном и вечернем свете. Сравните ощущения утром и ночью. Некоторые работы раскрываются, только когда вы не ждёте от них ничего. Иногда они сами выбирают место.
А как же оформление?
Оно имеет значение. Неудачный багет может убить даже Пуссена. Хороший — наоборот, сделать выразительным даже набросок. Примеряйте и сравнивайте. Дерево, металл, паспарту, стекло — всё это не «рамочка», а часть высказывания. Не пренебрегайте этим.
Главное — не относиться к искусству как к мебели
Оно не обязано «подходить» или «сочетаться». Иногда оно будет выбиваться из общей схемы. Иногда — раздражать. Но если вы даёте себе и ему время, возникает нечто большее, чем просто декор. Возникает разговор.
Жить с искусством — это не про логичность, это про внимание.
И, пожалуй, про смелость.