Владельцы бизнеса часто мечтают о росте. Но не знают, что масштаб усиливает не только возможности, но и «внутренние трещины». Владимир Ефремов — стратегический партнёр собственников бизнеса с 2010 года. Он работает с первыми лицами компаний. В этом интервью мы говорим о том, как звучит зрелое предпринимательство, почему «рост ради роста» — ловушка, и как настроить бизнес под свою психику, а не наоборот.

С какими запросами приходят к тебе в работу собственники бизнеса? Зачем сегодня вообще идти в бизнес? Если раньше это был путь свободы или денег — то какой внутренний мотив ты видишь чаще всего сейчас?

Поскольку я работаю с действующими предпринимателями, чьему бизнесу 5 лет и больше, то про мотив тех, кто только идет в бизнес сейчас, мне известен мало. Однако, что я вижу: спустя 5-6 лет бизнеса собственники приходят с запросом на новый масштаб, новые результаты и т.д. при этом их истинная мотивация (которая поначалу ими не осознается) скрыта в желании обрести новые смыслы.

Ты права, раньше в бизнес шли с  желанием зарабатывать деньги и «не работать на дядю». Об этом говорит и мой 10-летний опыт и различные исследования. Этакая эфемерная свобода. Но спустя время, если с деньгами вопрос как-то решался, то со свободой скорее наоборот. Порой непонятно, кто на кого работает: бизнес на предпринимателя или предприниматель на бизнес. И что самое важное, человек в бизнесе не может остановиться. Вот здесь и приходит понимание, что пора пересмотреть все смыслы — «ради чего?» и «как?». В чем я, собственно, и помогаю.

У меня есть яркий пример — кейс, когда предприниматель пришел после успешной продажи своего бизнеса. Он продал его настолько выгодно, что вопрос денег для него, его детей, а может, даже и внуков стал решен до конца жизни. Его запрос звучал буквально так: «Что дальше-то?». После 15-летней гонки впервые не нужно никуда бежать, а он к этому психологически оказался не готов. Сейчас мы уже 5 месяцев находимся в глубоком процессе поиска и распаковки смыслов и целей на различных логических уровнях и в различных аспектах. За это время изменился его образ жизни и мышления, появились новые положительные привычки, вырос уровень энергии, родились новые проекты.

Насколько часты такие запросы, как «выгорание»?  (например, сколько из 10). Какие реальные запросы звучат за красивыми формулировками? И что ты в таких случаях говоришь в первую очередь?

Именно ко мне крайне редко приходят прямо с таким запросом, как «выгорание». Как правило, человеку страшно честно себе признаться, что все уже на столько «задолбало». Срабатывают защитно-оградительные механизмы психики.

При этом признаки выгорания и усталости встречаются в 7 из 10 случаев, и они проявляются незаметно для самого предпринимателя. Просто как будто есть ощущение, что не хватает энергии, времени, внимания. Но по факту время и внимание сливаются на действия, которые совершаются по привычке и которые давно пора прекращать.

Давно уже можно было нанять ассистента, помощника, делегировать часть задач и процессов, или вообще нанять операционного директора, а самому выйти из управления. Вместо этого предприниматель идет на очередную учебу, курс по управлению компанией и закапывается в операционку еще больше!

Предпринимателю важно занять правильную роль в своем бизнесе и правильно разместить бизнес в своей жизни согласно личной стратегии, только тогда эффект выгорания практически невозможен.

Я наблюдаю, что многие предприниматели сейчас проходят «обнуление». И моральное и финансовое. По-старому уже не работает, по-новому — еще непонятно как работать. Скорость развития технологий — космическая. Твои рекомендации, когда человек проходит эту турбулентность. И твой опыт о том, как проживать такие периоды.

Да, новое время и процессы задают новые испытания. Едва предприниматели оправились от пандемии и ее последствий, как начались другие события. В том числе значительный прорыв в области технологий искусственного интеллекта, что потребовало очередной перестройки мышления. Те, кто был не гибок в первую очередь в собственном мышлении, столкнулись с кризисами, в которых многие «не выжили» или приблизились к закрытию своего дела.

В такие моменты самое главное, с чем стоит работать — это собственное состояние: физическое и ментальное здоровье. Если ты психологически нестабилен, в тревоге и страхах, то сложно будет сориентироваться и принять верные решения.

Второе, что помогает проходить турбулентность — это окружение, люди, которые также находятся в процессах изменения или уже успешно прошли их, и могут поддержать. Это крайне важно для получения опосредованного опыта прохождения такого пути. Кроме того, среда всегда создает или возможности или ограничения, и важно помещать себя в максимально благоприятную для необходимых изменений среду.

И конечно же, одна из главных опор для предпринимателя — это семья. Надежный тыл, крепкий фундамент, остров тишины. Дом, в котором можно пережить любой шторм.

Все это элементы личной стратегии предпринимателя. Подчеркну, что это не бизнес-стратегия, а стратегия жизни. Она гораздо шире, в ней бизнес — лишь один из аспектов, Важно глубоко разбирать и формулировать цели и задачи.

Что «ломает» предпринимателя быстрее всего? Когда бизнес начинает забирать больше, чем отдаёт — в чём глубинная причина?

Предпринимателя «ломает» чаще всего его неадекватность. Часто бывает так, что мы имеем искаженное представление о действительности, опираемся на свое ложное восприятие реальности, из которого строим неадекватные ожидания. Разумеется, ожидания не работают, что приводит к гневу, разочарованию и унынию. Более того, в моменте, когда уже приходит понимание, что «все идет не по плану», нарастает тревожность и страх за результат, что приводит к еще более неадекватным шагам.

Как рождаются искажения? Отсутствием измеримых параметров или игнорированием очевидных фактов, сюда же можно добавить влияние «эго» и всех тех представлений о себе, как человеке и как о предпринимателе, которыми человек руководствуется. Плюс ко всему слабые смыслы и причины, через которые строится бизнес.

Если единственная цель бизнеса — деньги, то с таким смыслом будет формироваться и продукт, и процессы, и команда. Если за деньгами стоит что-то более значимое и масштабное — высший смысл служения людям, то вокруг него собираются люди, которые готовы идти далеко и поддерживать в этом пути друг друга. Можно строить здания под заказ, а можно создавать центры туристического притяжения и точки размещения туристов со всей страны со всем сопутствующим сервисом! Чувствуете разницу и масштаб!?

Кстати, именно это осознание позволило выйти на новый уровень одному из участников мой мастер группы. И уровень проектов вырос со 180 млн. в год до 10 млрд! Да, это вызов, в том числе и самому себе, но зато какая интересная игра получается!

Почему многие хотят масштаб, но не готовы к нему психологически? В чём парадокс: бизнес растёт — а человек внутри сжимается? Что с этим делать?

Масштаб — это не только про деньги. Это про свободу мышления и контекст мышления.

Масштаб бизнеса отображает масштаб личности. Есть несколько контекстов масштаба. Первый уровень это «Я», и большинство бизнесов дальше этого не идет. Просто «Я» и «мои хотелки». Так тоже можно, но рано или поздно неизбежно придешь к экзистенциальным вопросам, если к тому времени не разрушишь себя, психику, отношения, здоровье!

Есть контекст района, есть город, есть страна и целая отрасль в ней, а есть мир. И масштаб — это про готовность и ответственность за влияние в рамках контекста. Один из моих клиентов поставил себе цель — изменить отношение к целой отрасли. И в рамках его города Барнаула у него это получилось! Теперь он пошел дальше — Новосибирск и Москва. Плюс в процессе движения мы с ним проработали еще несколько концепций для новых направлений, которые он также сейчас реализует.

Еще один тормоз — это сама психика человека и все барьеры, которые были накоплены в течение жизни в виде установок, убеждений и т. д. С ними также важно работать системно в тот момент, когда в них упираешься. Основной фактор масштаба — это уровень энергии предпринимателя.

Что значит быть предпринимателем сегодня? Как изменился образ предпринимателя в последние 10 лет? И куда это всё движется на твой взгляд?

Я бы с радостью рассказал оптимистичную историю о том, как будет выглядеть предприниматель через 10 лет, но скажу, как я вижу.

Мир движется к консолидации ресурсов в руках корпораций и государства. В части малого бизнеса конкурировать будет крайне сложно, ибо в малом бизнесе нет такого ресурса, в первую очередь финансового. Но есть возможность развивать узкие и особые направления, становиться экспертом в узких сегментах и делать в них лучший продукт.

В любом случае малый и средний бизнес ждут весьма не простые и интересные времена.

Кроме того, хочу добавить. Пожалуй, это главное — кто такие предприниматели и в чем их роль для общества? Уверен, если бы предприниматели изначально подходили к бизнесу с таким осознанием, мы жили бы совершенно в другом обществе!

Каждый предприниматель создает в первую очередь среду, в которой человек или проявляет свои таланты и раскрывается или наоборот подавляет таланты и проявляет свои «теневые стороны». Ведь человек проводит половину времени жизни на работе, и именно там он получает как возможности для будущего, так и невольно копирует ролевые модели и пропитывается ценностями, которые культивируются в компании.

Влияние среды на людей недооценивать опасно, и в 1971 году Филипп Зимбардо это ярко продемонстрировал в своем знаменитом «Стэнфордском тюремном эксперименте». Случайные люди очень быстро вошли в роли, которые были обусловлены средой и правилами этой среды. «Охранники» проявляли жестокость и садизм, не присущий им ранее, «заключенные» становились  психологически подавленными и теряли волю.

Поэтому предприниматель, создавая рабочие места, несет ответственность за формирование общественного сознания и поведения. Также сам он является ролевой моделью, которую невольно копирует его окружение, авторитетом для которого он является. Это и сотрудники и партнеры. Поэтому стать так называемым «лучом света» для общества — это тоже роль предпринимателя.

А что делать малому бизнесу?

Мое видение, что для малого бизнеса единственный путь — это кооперация и коллаборация предпринимателей. Объединение с целью не только выжить, но сделать лучшее, что можно для людей во всех контекстах.

В любом случае, основа любых решений и действий — сильная личная стратегия, которая и задает предпринимателю его ценности, смыслы и приоритеты.

Задать вопрос Владимиру Ефремову или поделиться своими мыслями можно в моем телеграм-канале АННА НИКА|КОД МЕДИА