Семейный психолог и эксперт по детско-родительским отношениям Ольга Иванова. Фото из архива Ольги
Семейный психолог и эксперт по детско-родительским отношениям Ольга Иванова. Фото из архива Ольги

О чем расскажут детские вредные привычки — мнение психолога

Привычку шаркать ногами, грызть ногти и раскачиваться на стуле, как и множество других нежелательных действий, родители называют «вредной привычкой» ребенка. Однако психологи не спешат делать однозначный вывод, ведь большинство подобных склонностей — необходимый ритуал самоуспокоения. В силах родителей понять своего ребенка и трансформировать нежелательную привычку в безопасный способ проявления эмоций.

Семейный психолог и эксперт по детско-родительским отношениям Ольга Иванова рассказала мне, как родителям поступать в подобной ситуации: ждать, пока ребенок повзрослеет и перерастет привычку, или немедленно браться за перевоспитание?

Как эмоции родителей влияют на детей?

В случае, когда проблема вредных привычек беспокоит родителей, не следует ее игнорировать. Восприимчивость детей к реакциям и эмоциям окружающих не всегда понятна взрослым. Малыши не просто считывают эмоциональное состояние близких, но и видят причину в себе.

«Когда ребенок встречает маму после работы и замечает на ее лице усталость, он непременно думает, что причина в нем. Любое волнение взрослых отражается на детях, поэтому обязанность родителей — снять с ребенка ответственность за свои переживания, рассказав в чем истинная причина состояния».

Простое объяснение, вроде: «Я устала после тяжелого дня на работе. Но я очень рада тебя видеть», поможет ребенку справиться с волнением. По этой же причине не стоит закрывать глаза на вредные привычки ребенка — если родители реагируют на поведение недовольным взглядом или раздражением, это усиливает проблему.

Что же такое детские вредные привычки и с чем они связаны?

Детские вредные привычки: значение

Вредные привычки у ребенка — любое повторяющееся поведение, которое, по мнению родителей, наносит вред. Однако вред чаще субъективный, а само действие может оказаться одним из множества механизмов, который помогает ребенку справляться с беспокойством, тревогой, неуверенностью, гневом и другими состояниями.

Качания и кусания у детей возникают для того, чтобы они могли в моменте справиться с эмоциями.

Родители не всегда могут взглянуть на ситуацию с подобного ракурса. Собственный опыт, усвоенный через ограничения со стороны взрослых, подсказывает — подобное поведение недопустимо, его нужно пресечь. Позже многие воспроизводят запреты.

Можно сказать, что детские вредные привычки — это поведение ребенка, которое вызывает раздражение у родителей, и они не могут с этим справиться.

Формирование вредных привычек

Действия, которые можно расценить как вредные привычки, условно делят на виды, в зависимости от характера и момента их появления.

Детские вредные привычки действительно поддаются классификации и объяснению — большинство связано с возрастом их формирования.

Для новорожденных и еще маленьких детей мама составляет весь мир. Ее присутствие, запах и голос обеспечивают чувство комфорта, защищенности и безопасности. При этом у каждого ребенка есть определенный промежуток времени, который он готов выждать, пока мама вновь к нему придет. Для одних детей это 5 минут, для других — полчаса. Сказать с уверенностью, сколько длится данный период у каждого конкретного ребенка, невозможно.

Что же случится, если срок ожидания превысит лимит? В таком случае наступает безнадежность. Когда внутренняя грань пройдена, ребенок фактически смиряется с собственной смертью.

Будучи взрослыми и рассудительными людьми нам сложно осознать, как работает подобный механизм. Для лучшего понимания его можно описать так: «Мама больше не придет. Я остался один». И поскольку детям до года присуща оральная фиксация — малыши то и дело норовят взять что-то в рот, а главный источник успокоения связан с удовлетворением голода и такими действиями, как сосание, кусание, глотание — чувство безнадежности фокусируется на каком-то из этих действий. Том самом, которое ребенок совершал в момент переживания сильнейшей тревоги.

Виды вредных привычек у детей

Маленькие дети часто воспроизводят жующие движения. Если безнадежность переживается в этот момент, повзрослев, ребенок, скорее всего, будет кусать губы и щеки.

Если в момент сильного переживания во рту оказался палец — имитация связи с мамой, как доступный малышу способ самоуспокоения — то каждый раз сталкиваясь со стрессом, психика повзрослевшего ребенка будет «падать» в возраст первого яркого события, и «вредная привычка» будет напоминать о себе.

Интересно, что подобное поведение невозможно преодолеть внешними действиями. Попытки мазать пальцы, ругать ребенка или ставить ультиматумы, рассказывать, что обгрызенные  ногти — это некрасиво, не принесут результата. Пока человек, порой во взрослом возрасте, не найдет отправную точку, изменить привычку не получится.

На какие группы можно разделить вредные привычки:

  1. Кусать себя: пальцы, ногти, губы, щеки — механизм формирования описан выше. С годами привычка успокаивать себя подобным способом сохраняется.
  2. Кусать кого-то, что-то — формируется в возрасте около 6 месяцев, когда начинают резаться зубы. Из-за воспаления десен ребенок испытывает дискомфорт и раздражение и пытается заглушить его, кусая предметы. Если период безнадежности соединяется с прорезыванием зубов, скорее всего, такой ребенок в будущем обзаведется привычкой кусать что-то. Принцип таков: «Я раздражаюсь, я хочу успокоиться, я знаю, как это сделать — кусать». И не важно, что попадется под руку — карандаши или сверстники в садике.
  3. Обивать мыском обуви предметы, срывать растения или грозди ягод и бросать их — важно понять, какая эмоция присутствует в момент действия. Ребенок может вести себя таким образом из-за гнева — тогда вредная привычка является способом терапии и быстрого освобождения от негативных переживаний. 

Другой вариант, когда дети проявляют любопытство. Если дело в исследовании мира родителям полезно поучаствовать: предложить поставить ветки в вазу, рассказать про сезонные изменения в природе, вместе полистать книгу на эту тему.

  1. Тики. Через повторяющееся движение тело сбрасывает стресс. Справиться с тиками возможно, если задействовать магическое мышление — дети живут в атмосфере сказки, и через этот инструмент можно помогать ребенку справляться с тем, что происходит в теле. К примеру, придумать сказку, где тик ассоциирован с негативным персонажем, которого побеждает добрый и сильный герой. Ребенок увлекается и сам начинает играть в сказку. В итоге через метафорическое действие удается добиться динамики в решении многих проблем, в том числе логопедических.
  2. Накручивать волосы, качаться на стуле, постоянно бегать — привычки из категории медитативного повторения рассматривают как еще один способ избавиться от сильных эмоций. Повторяя какое-то действие, ребенок убирает из тела нервное перенапряжение.

Как отметила психолог, если ребенок кинестетик, то есть познает мир через движение и активное с ним взаимодействие (трогает, нюхает, пробует), то движение является неотъемлемой частью восприятия. Такие дети лучше и быстрее усваивают материал, бегая по комнате. При этом от рождения большинство людей — кинестетики. Позже ведущая система может поменяться на визуальную или аудиальную.

Но привычка петь под нос и разговаривать с самим собой может напугать родителей не меньше, хотя она также связана со способом усвоения информации. Дети-аудиалы лучше воспринимают информацию в аудиальной системе. Такого ребенка аудиокнига заинтересует больше, чем чтение, а изучение иностранного языка даст плоды после включения в программу аудирования.

Таким образом, привычку проговаривать вслух каждое действие вообще не стоит рассматривать как вредную.

Ребенок дерется в школе: с чем это связано

Другая большая тема — это драки. В маленьком возрасте дети дерутся, чтобы проверить свои границы. Если же в драки попадает школьник, вариантов может быть два.

  1. Негатив — выплеск. Некоторые дети выражают возникший гнев через агрессию и удары. Важно не останавливать ребенка, потому что тогда мы воспитаем взрослого, который долго терпит, ничего не говоря близким о своих чувствах, а потом взрывается.

Что делать родителям? Научить ребенка выплескивать эмоции безопасным способом как для себя, так и для окружающих.

Как отпускать негативные эмоции:

  • кинуть мягкую игрушку в стену;
  • разорвать бумагу на кусочки;
  • изрисовать тетрадный лист;
  • ударить по подушке.

Если ребенок не узнает, как можно справляться с гневом, он продолжит прибегать к небезопасным методам. В таких случаях объектом выплеска могут быть младшие братья, сестры или одноклассники.

Хороший способ — писать гадкие записки, то есть переносить свои эмоции на бумагу. При этом родители должны объяснить: они не обижаются, ребенок имеет право на негативные переживания. 

«Это означает контейнировать чувства ребенка. Мама является взрослым, она способна выдержать и принять чувства своих детей. Если же родители сами «падают» в ребенка и ярко реагируют, то мы получаем взаимодействие Ребенок-Ребенок, где нет взрослого», — уточнила эксперт.

Альтернативное, разрешенное действие помогает ребенку успокоиться. И даже если он разозлился в школе, то сможет «донести» эмоции до дома и выплеснуть их через безопасный прием.

  1. Недостаток тактильного контакта. Прикосновения также важны для выживания как пища, вода и воздух. Разница лишь в том, что терпеть мы можем чуть дольше.

Если ребенок не получает приятного тактильного контакта, он может провоцировать драку. Ведь удар — своего рода контакт. Чтобы ребенок не искал замену и не восполнял нехватку тактильности через агрессию, необходимо обратить внимание на то, как часто родители приятно прикасаются к ребенку (обнимают, поглаживают по голове, руке).

Что делать родителям?

Если что-то беспокоит, лучше не терпеть и не ждать. Как уже было сказано, когда дети видят беспокойство родителей, они начинают волноваться еще сильнее. 

До подросткового возраста ребенок — это отражение того общества и пространства, в котором он живет. Поэтому в случае с вредными привычками работать необходимо с родителями, а не с ребенком.

«Если работа с ребенком происходит отдельно, без участия родителя, и после он возвращается в привычную ситуацию, где ничего не изменилось, мы наблюдаем постоянный откат».

Участие родителя за неделю дает результат, к которому специалист идет месяцы. Значимые взрослые (мама, папа, бабушки и дедушки, старшие родственники, являющиеся сильным ресурсом для малыша) до 7 лет могут внушить ребенку любую установку. Придать уверенности, сказав: «Ты научишься кататься на велосипеде. Я в тебя верю». Однако правило работает и в обратную сторону. Если родители постоянно ругают ребенка за неряшливость, называют ленивым или неуклюжим, ребенку приходится соответствовать — он верит близким и стремится к гармонии. Так, дети могут неосознанно вести себя как неуклюжие люди: спотыкаться, ронять и пачкать вещи. Именно поэтому работа с детьми всегда начинается с работы взрослых над собой. 

Психолог также уточнила, сколь важно следить за метасообщением — всем тем, что остается без слов. Мимика, движения, жесты и тон голоса передают информацию о нашем внутреннем состоянии, отношении к происходящему и окружающим. Если вы что-то чувствуете и думаете, что дети этого не видят, вы ошибаетесь. Дети видят все. И только разобравшись со своими состояниями, родитель может помочь ребенку чувствовать себя хорошо.

Ольга Иванова. Фото из архива Ольги 
Ольга Иванова. Фото из архива Ольги