Иосиф Бакштейн – это почти что синоним современного искусства в России. В 1988 году он организовал первую выставку Клуба авангардистов. И с тех пор Бакштейн – куратор многих значительных и иногда даже скандальных проектов. Например, он провел выставку в Бутырской тюрьме. Осужденные красили зеленые стены Бутырки в белый цвет, чтобы было как в настоящем выставочном зале. Бакштейн контролировал процесс и в обед ел баланду. Позже он организовал Первую и Вторую Московские биеннале современного искусства. Бакштейн работает в основном в Москве, а живет вместе с женой и сыном в Лондоне. Играет в пьесе Петрушевской «Гигиена», в постановке Федора Павлова-Андреевича, мечтает сняться в кино, хотя бы и в эпизодической роли, но пока много снимается в популярных передачах об искусстве. Всюду, где бы ни путешествовал, старается отыскать китайский ресторан. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

город, в котором я живу

Москва

день рождения

21 сентября

где родился

Москва

где и чему учился

«В школе я учился в параллельном классе с Аликом Меламидом, который Комар и Меламид... И когда он стал заниматься искусством в современном понимании слова, в 1972 году, я постепенно стал вникать в смысл всего этого… Поскольку во мне жила непоколебимая уверенность, что Алик – гений, у меня не было сомнений в правильности того, что он делает. Просто это было непонятно, но я знал, что надо понять. Тогда я впервые услышал все эти слова – "объект", "перформанс", "инсталляция"».

Окончил Московский институт электронного машиностроения и Институт информатики, получил второе высшее образование по специальности «социология культуры и искусства».

где и как работал

Руководит московским Институтом проблем современного искусства с 1991 года.
Заместитель генерального директора Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО, руководитель Дирекции исследовательских и образовательных программ.
Заведующий сектором современной художественной культуры Российского института культурологии.

ученые степени и звания

Кандидат философских наук.

что такого сделал

Куратор более 30 выставок, в том числе в Бутырской тюрьме (1992) и в бане (1988). Автор более 70 публикаций.

дела общественные

Член Ассоциации искусствоведов.

общественное признание

Получил медаль Академии художеств.

впервые создал и придумал

В 2005 году организовал Первую Московскую биеннале современного искусства.

удачные проекты

Венецианская биеннале (куратор российского павильона, 1999). Был куратором выставок «Норман Фостер. Пространство и время» и «Ангелы истории. Московский концептуализм и его влияние», состоявшейся в 2005-м в Антверпене.

участвовал в скандалах

Подрался с художником Александром Бренером, одним из лидеров «московского акционизма» 1990-х годов.

«Как-то в музее в Сан-Себастьяне дрался с Бренером – это такой художник-террорист, устраивает публичные скандалы всегда, это его художественная стратегия. Он начал в меня плеваться, я тоже стал плеваться, потом началась драка. Я стал требовать, чтоб его немедленно арестовали, но он убежал».

люблю

«Я большой поклонник китайской кухни. Поэтому везде, где бы ни путешествовал, стараюсь отыскать китайский ресторан».

специальную литературу по теории философии искусства

ну, не люблю

смотреть телевизор художественную литературу театр

семья

Жена Кэти Дипвел и сын.

«У меня у самого жена англичанка… Они, что называется, высшая раса. Традиционно русские люди искреннее уважение испытывают только к англичанам. Юмор у нас похож, но они ироничны, а мы – циничны. Вы обратите внимание, все самые умные русские – Пушкин, Набоков, например, всегда были англоманами».

и вообще…

«...проживаю уже какую жизнь, ну, вторую точно, потому что первую жизнь я прожил в Советском Союзе, все было довольно интересно. Я считаю, что перед моим поколением была поставлена важная историческая задача – это ликвидация советского государственного общественного строя. Задача эта была успешно выполнена. А у одного поколения не бывает двух исторических задач».

«...всегда был маргиналом и до сих пор им на самом деле остаюсь, потому что, только будучи маргиналом, ты можешь стремиться в центр некоторый такой, даже гипотетический, даже виртуальный. Если ты думаешь, что ты находишься в центре, ты уже сам никому не нужен, поскольку все уже свершилось, никакого мотива что-то сделать у тебя уже нет».

Иосиф Бакштейн на «Снобе»

Показать все публикации

Новости наших партнеров