Саксофонист Алексей Козлов — пионер российского джаза более чем с полувековым стажем, прозванный «советским Майлзом Дэвисом». Успел отметиться в нью-йоркском Карнеги-Холле и угодить в качестве пресонажа в «Ожог»  Василия Аксенова.  Джазменом решил стать в девятом классе, когда отец его друга, бывший сотрудник разведки, отвел Козлова в ресторан «Аврора», где тот увидел легендарного венгерского барабанщика Лаци Олаха. Окончил МАРХИ и до середины 70-х занимался теорией дизайна в советском НИИ, однако, как только возникла возможность профессионально заняться  музыкой, не задумываясь сменил место работы. Свой первый джазовый ансамбль организовал еще в студенческие годы, и с тех пор стал одним из главных энтузиастов столичной джазовой жизни. Во времена перестройки Козлов начал пропагандировать любимую музыку в качестве преподавателя, журналиста, телеведущего и автора многочисленных книг по истории джаза;  уже в нынешнем веке вел в Доме музыки серию лекций-концертов. Объездил с гастролями всю Европу, играл вместе с академическими музыкантами, писал музыку для кино и театра. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

город, в котором я живу

Москва

«…я житель мегаполиса со всеми его прелестями».

день рождения

13 октября

где родился

Москва

у кого родился

Отец — Семен Филиппович Козлов, родился в большой зажиточной крестьянской семье в селе неподалеку от Самары. В самом начале Первой мировой войны был ранен и контужен, перенес тяжелейшую операцию. Экстерном окончил среднюю школу, затем, уже в советское время, — институт в Самаре. Участник Великой Отечественной войны.

Мать — Екатерина Ивановна Толченова, в 1920-е годы поступила в Синодальное училище, в первый женский набор. Окончила Московскую государственную консерваторию. Была дирижером-хоровиком и преподавателем теории музыки.

Бабушка — Ольга Ивановна Полканова, работала секретарем в Московском университете, позднее — в Ученом медицинском совете.

Дед — Иван Григорьевич Толченов, был певцом, служил в Государственной хоровой капелле, пел на оперной сцене, в церковных хорах, народном хоре Агреневой-Славянской.

Прадеды — Петр Ильич Виноградов, протоиерей, заведовал ключами Успенского собора в Кремле, и Иван Гаврилович Полканов, служил протодиаконом в том же соборе.

где и чему учился

Учился в музыкальной школе по классу фортепиано. Окончил Московский архитектурный институт.

служил?

Старший лейтенант запаса саперных войск. В армии не служил. Звание получил, учась в МАРХИ.

где и как работал

Работал научным сотрудником отдела теории дизайна ВНИИ технической эстетики, занимался вопросами теории творческого процесса.

«Я четырнадцать лет проработал в отделе теории дизайна ВНИИ Технической эстетики... Как только появилась возможность стать профессиональным музыкантом, я не задумываясь, забрал трудовую книжку и сменил профессию. Мне было тогда более 40 лет».

В конце 1950-х организовал джазовый квинтет. В профессиональном биг-бэнде «ВИО-66» получил навыки сайдмена, оркестровщика и композитора.
В 1973 году создал ансамбль «Арсенал», с которым гастролировал по стране и за рубежом. Всего группа записала и выпустила шесть LP и шесть CD, не считая издания отдельных пьес на сборных пластинках, а альбом «Своими руками» был переиздана в США студией East Wind Records. В 1990 году «Арсенал» распался, а в 1994-м возродился в новом составе.

«Я... никогда не разглядываю нашу публику. Играю и все. Могу сказать лишь то, что значительная часть аудитории современного "Арсенала" состоит из молодых людей, в отличие от публики, посещающей фестивали традиционного джаза, где преобладают люди старших поколений, "пенсионеры" от джаза».

«Я считал себя истинным джазменом до того, как увлекся рок-культурой и создал "Арсенал". После этого многие (но не все) ревнители традиционных видов джаза перестали относиться ко мне по-прежнему. Но по сути своей, продолжая ставить во главу угла импровизационность и драйв, а также непродажность, я никогда от принципов джаза и не отходил. Хотя сейчас у меня совершенно нет желания играть "фирменный" американский джаз. Поэтому я постепенно и естественным образом перешел на исполнение собственной музыки».

В начале 90-х активно сотрудничал с фирмой «Ракурс» по внедрению новых музыкальных технологий для персональных компьютеров. Читал лекции по истории джаза в СССР и провел мастер-класс по джазовой гармонии и импровизации в Университете Оклахома-сити (США). Два года руководил бюро джазовой, рок- и поп-музыки Госконцерта. Участник многочисленных отечественных и зарубежных фестивалей джаза.

Написал музыку для пьесы В. Павлова «Джазмен», сыграл в ней и выезжал с этим спектаклем на театральный фестиваль в Вудсток (США). Был музыкальным руководителем спектаклей А. Васильева по пьесам В. Славкина «Взрослая дочь молодого человека» и «Серсо».

Вел авторские передачи «Весь этот джаз» и «Импровизация на тему» на ТВ; передачу на радиостанции «Арсенал» (филиал «Эхо Москвы»).

«Каждое воскресение в моем распоряжении было два часа эфирного времени (с 22.00 до 24.00). Я делил это время на четыре получасовых сюжета, которые сознательно посвящал разным жанрам, стилям или направлениям. Поэтому и называлась эта программа "Джаз, рок и медные трубы". Я нередко использую это название в самых разных ситуациях, поскольку оно точно отражает мою незацикленность на чем-то одном».

что такого сделал

С 1986-го пишет статьи, пропагандирующие джаз и рок-музыку в России. Автор книг «Рок-музыка: истоки и развитие» и «Козел на саксе», сборника «Джаз, рок и медные трубы».

Автор около 100 композиций. Дискография насчитывает более 40 альбомов.

Принимал активное участие в создании в Москве джаз-клубов в кафе «Молодежное», «Ритм», «Печора», «Аркадия» и др.

Писал музыку к кинофильмам, документальным и видео-фильмам, цирковым номерам, театральным постановкам. Положил на музыку стихи обэриутов для проекта «Два обэриута» и исполнил их вместе с трио «Второе приближение».

достижения

Включен в международный справочник The International Who's Who (Europa Publications Ltd., London).

В 1995-м «Арсенал» был признан лучшей джазовой группой в России, получил приз «Овация» и совместно с грузинской певицей Тамарой Гвердцители выступил в Карнеги-Холле (Нью-Йорк).

дела общественные

Был членом исполкома Союза композиторов Москвы, заместителем председателя исполкома по авторско-правовым вопросам, руководителем секции рок-музыки. Член Международной ассоциации электронно-акустической музыки. Входит в состав жюри премии «Триумф».

общественное признание

Член Союза композиторов. Заслуженный артист РСФСР. Народный артист России. Лауреат и дипломант множества джазовых фестивалей и конкурсов.

удачные проекты

Выступал в Туре (Франция) и в Бонне (ФРГ) с камерным оркестром «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета.

В сотрудничестве с  Государственным струнным квартетом им. Дмитрия Шостаковича написал концертную программу, построенную на переосмыслении классических произведений разных жанров.

Инициатор создания трио Ars Nova, играющего музыку в стиле New Emotional Music.

«Наибольший интерес представляют для меня те стили, которые возникли и продолжают существовать на стыке между устоявшимися, "классическими" направлениями, как продукт слияния между ними».

известен тем, что…

Создал первую в стране джаз-рок команду.

мне интересно

поэзия обэриутов

интернет — создал сайты «Музыкальная лаборатория Алексея Козлова» и группы «Арсенал»

семья

Жена — Ляля Абдурахмановна Абсалямова, преподаватель английского языка. Сын — Сергей Козлов, кинооператор, дважды лауреат Национальной кинематографической премии «Ника».

и вообще…

«Я склонен предполагать, что все взаимосвязано — музыка, политика, экономика, социальные процессы, молодежные движения».

«... если добиваешься успеха, что выражается в горячих аплодисментах, то чувствуешь несравненно большую энергетическую подпитку, идущую от аудитории. Успех в концертном зале не сравним ни с чем».

«Джазмен не должен лезть в политику».

Алексей Козлов на «Снобе»

Показать все публикации