Дед писательницы Людмилы Петрушевской в детстве запрещал ей читать, а сама она мечтала быть оперной певицей. Сегодня Петрушевская — общепризнанный литературный классик. Начала писать в середине 60-х и дебютировала в 1972 году рассказом «Через поля» в журнале «Аврора». Ее пьесы ставили Роман Виктюк, Марк Захаров и Юрий Любимов, а премьера одной из них в Студенческом театре МГУ закончилась скандалом — «Уроки музыки» сняли после первого представления, а сам театр разогнали. Петрушевская — автор множества прозаических произведений и пьес, среди которых и знаменитые «лингвистические сказки» «Пуськи бятые», написанные на несуществующем языке. В 1996 году в издательстве «АСТ» вышло ее первое собрание сочинений. Не ограничиваясь литературой, Петрушевская играет в собственном театре, рисует мультфильмы, делает картонных кукол и читает рэп. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

день рождения

26 мая

где родилась

Москва

у кого родилась

Родилась в семье cтудентов ИФЛИ (институт философии, литературы, истории). Дед - профессор-востоковед , лингвист Н.Ф.Яковлев, мама в дальнейшем - редактор, отец - доктор философии.

«Дед происходил  из рода Андреевичей-Андреевских, два его предка были арестованы по делу декабристов, один, Яков Максимович, был осужден в возрасте 25 лет и  провел на каторге (Петровский завод под Улан-Уде) всю свою короткую жизнь.Умер в 1840 году в больнице для умалишенных. Его портрет кисти Н.А.Бестужева (копия П.П.Соколова) находится в Гос. Историческом музее 

У нас в семье был принят домашний театр. Первые упоминания о нем относятся к 20-м гг ХХ века (воспоминания Евг.Шиллинга). Да я не думаю, что только у нас. Эта замечательная традиция до сих пор живет во многих московских семьях».

“Знаете, мой прадед был персонажем Серебряного века, врачом и тайным большевиком, и он почему-то настаивал, чтобы меня не учили читать”.    

где и чему училась

Занималась в оперной студии.

«Я, к сожалению, несостоявшаяся певица».

«Своих букварей я не помню. В эвакуации в Куйбышеве, куда меня привезли в три года, у нас, врагов народа, было всего несколько книг. бабушкин выбор что везти с собой: "Краткий курс истории ВКП/ б", "Жизнь Сервантеса" Франка, полное собрание сочинений Маяковского в одном томе и "Комната на чердаке" Ванды Василевской. Прадед ("Дедя") не разрешал меня учить читать.  Я научилась этому тайком, по газетам. Взрослые обнаружили это случайно, когда я стала наизусть цитировать отрывки из "Краткого курса истории» - "И тронулась река народного движения, тронулась"(с подвыванием).Мне казалось, что это стихи. Маяковского я не понимала, видимо. Бабушка моя, Валентина, была объектом ухаживаний молодого Маяковского, который называл ее почему-то "голубая герцогиня" и звал замуж. Когда бабушка и ее сестра Ася воссоединились в Москве после десятилетий вынужденного отсутствия, вредная Ася воскликнула: "Не хотела за поэта, вышла за студента и что получила!"

Окончила факультет журналистики МГУ.  

где и как работала

Работала корреспондентом

Работала корреспондентом "Последних известий" Всесоюзного радио в Москве, затем корреспондентом журнала с пластинками "Кругозор" , после чего перешла на телевидение в отдел рецензирования, где,пользуясь полной безнадзорностью, писала отчеты о передачах - особенно типа "ЛУМ" ("Ленинский университет миллионов") и "Шаги пятилетки" - отчеты эти шли во все инстанции ТВ. После ряда жалоб главных редакторов отдел расформировали, и Л.Петрушевская попала в отдел перспективного планирования, единственное футуристическое учреждение в СССР, где надо было бы из 1972 года предугадать советское телевидение на двухтысячный год. С 1973 года Л.Петрушевская нигде не работает.

Создала «Студию ручного труда», в которой самостоятельно рисует мультфильмы с помощью мышки. Сделаны фильмы "Беседы К.Иванова" (совместно с А.Головань), "Пенсне", "Хоррор", "Улисс: ехали-приехали", "Где ты" и "Муму".

«Мои фильмы плохо нарисованы, коряво написаны, однако существуют. И не забудьте, что можно смеяться!»

Создала маленький театр «Кабаре одного автора». Исполняет со своим оркестром лучшие песни ХХ века в собственных переводах - такие как "Лили Марлен", "Опавшие листья" или "Чаттануга".

что такого сделала

Книги сказок: "Лечение Василия"(1991), "Жил-был Трр-р" (1992), "Сказка про азбуку" (1996), "Настоящие сказки" (1996), "Чемодан чепухи" (2001), "Счастливые кошки" (2002), "Поросенок Петр и машина", "Поросенок Петр едет в гости", "Поросенок Петр и магазин" (все- 2002), "Книга принцесс" (2007 г., эксклюзивное издание с илл. Р.Хамдамова), "Книга принцесс" (Росмэн, 2008), "Приключения поросенка Петра" (Росмэн, 2008).

>

Первая книга рассказов вышла в 1988 году, до этого Л.Петрушевская числилась в запрещенных авторах. В 1996 году был опубликован пятитомник (АСТ). В 2000-2002 девятитомник (изд. "Вагриус", акварельная серия). Еще четыре книги вышли в "Эксмо" и одиннадцать сборников выпустило издательство "Амфора" за последние три года. Спектакли по пьесам Л.Петрушевской шли с Студенческом театре МГУ (реж. Р. Виктюк), во МХАТе (реж. О.Ефремов), Ленкоме (реж. М.Захаров), Современнике (реж. Р.Виктюк), т-ре им. Маяковского (реж. С.Арцибашев), в театре на Таганке(реж. С. Арцибашев), в театре "Около" (реж. Ю.Погребничко) и "На Покровке". (реж.С.Арцибашев).

Спектакль по пьесе «Квартира Коломбины» был поставлен в театре «Современник» в 1985 году.

В 1996 году вышло собрание сочинений в пяти томах.

Пишет картины, устраивает авторские выставки.

достижения

Проза  и пьесы переведены на 20 языков мира.

В 2008 году Фонд «Северная Пальмира» совместно с международной ассоциацией «Живая классика» организовали Международный Петрушевский фестиваль, приуроченный к 70-летию со дня рождения и к 20-летию со дня выхода первой книги Людмилы Петрушевской. 

дела общественные

Член Русского ПЕН-центра.

общественное признание

Пушкинская премия фонда Альфреда Топфера.

Спектакль «Московский хор» по ее пьесе получил Государственную премию РФ.

Премия «Триумф».

Театральная премия имени Станиславского.

Академик Баварской академии искусств - классик европейской культуры.

известна тем, что…

Автор цикла лингвистических сказок «Пуськи бятые».

участвовала в скандалах

В 1979 году после премьеры спектакля «Уроки музыки» в Студенческом театре МГУ пьесу сняли, а театр разогнали.

Роман Виктюк, режиссер: «Эфрос сказал тогда: "Роман, забудьте о ней. При нашей жизни она не будет поставлена никогда". И когда мы поставили, несмотря на все запреты, он написал в "Советской культуре", что это лучший спектакль за двадцать пять лет. Они чувствовали в этом спектакле такую правоту, а в самой Люсе - такого пророка, провидца на длинный период советской власти, на эту агонию, которая уже началась, - и нужно было иметь невероятную смелость, чтобы говорить об этом».

люблю

книги философа Мераба Мамардашвили и писателя Марселя Пруста

семья

Сыновья: Кирилл Харатьян, заместитель главного редактора газеты «Ведомости», и Федор Павлов-Андреевич, журналист и телеведущий. Дочь Павлова Наталья, солистка группы "C.L.O.N." (фанк-рок).

и вообще…

«Как ни странно, я филолог по принципу жизни, я собираю все время язык...»

«Я всегда была меньшинством и всегда жила как разведчик. В любой очереди я молчала - нельзя было, на работе я молчала. Я себя все время уговаривала».

Марк Захаров, режиссер: «Людмила Петрушевская – это человек удивительной судьбы. Она вышла из самых нищих, тяжело живущих слоев нашей жизни. Она может быть очень простой во взаимоотношениях, откровенной и честной. Она может быть ироничной. Может быть злой. Она непредсказуемая. Если бы мне сказали нарисовать портрет Петрушевской, я бы не смог...»

Людмила Петрушевская на «Снобе»

Показать все публикации

Новости наших партнеров