Пишет Татьяна из СПб

Вообще-то до некоторой степени вопросы вхождения в Метавселенную уже всем приходилось решать.  Ну пусть не во вселенную, а на маленький островочек. Мы ведь уже все так или иначе живем в виртуале.

Когда-то 20 лет назад, еще молодая, я внедрялась в тот, только формирующийся, непуганый Интернет. Еще без соцсетей даже, только с форумами.

Впервые надо было придумать себе ник, аватарку, девиз. И это было для меня трудной задачей. Заходить под настоящим именем не хотелось. Тем более, что моя реальная фамилия редкая и сама звучит как вычурный псевдоним. Да и вообще было интересно войти вот в это общение под  новой маской.

Долго думала, правда. То было время засилья всяких Сладких деток, Пушистых кошечек, Роковых красоток, Королев красоты и прочих гламурных персонажей.  Мне эта роль была чужда.  Хотелось обозначить какую-то сильную и умную женщину, но не городскую бизнес-леди, а что-то тайное, скрытое, не вдруг распознающееся. Не жертва и не завоеватель.

 Сначала решила назвать себя Царевной-Лягушкой. Но опять  выходит царевна-королевна, как все? 

И тут вспомнилось, что Царевна-лягушка вроде как по канону Василиса, дочь Кощеева. Вот оно! И я назвалась Василисой. Точнее, Vasilissa – так удалось зарегистрироваться.  Слоган получился такой: «Слишком премудрая на свою лягушачью голову». Картинка-аватарка:  коллаж из картины Врубеля «Царевна-Лебедь» и своего фото с подходящим ракурсом. Тут все-таки кусочек себя реальной показала.

При регистрации на разных ресурсах приходится изощряться с записью, менять символы ника, каждый раз пробиваясь через требования алгоритма. Но в целом я уже третий десяток лет в Сети с одним образом. Под этим именем меня знает много народа, узнают при смене площадки. Точно могу сказать, что Василиса намного успешнее в социальном плане, чем Татьяна. И в значительной степени  реальную Татьяну за собой подтянула.

Пожалуй, в Метавселенной я и дальше стала бы развивать этот персонаж. Такая немного лесная-болотная, немного нечисть, периодически входящая в людское сообщество с припрятанными в рукаве ресурсами и готовая в любой момент обернуться серой утицей и ускользнуть.  

П.С. Помните, пару лет назад в комментариях возникла игра:  кто ты на нашей железной дороге? Были начальник станции, кассир, машинист и т.д. Я тогда выбрала роль путевого обходчика, между делом любующегося окружающим лесом и замечающего цветы между шпалами.

***

Пишет Михаэль:

В Метавселенной я бы стал (и уже отчасти являюсь) чем-нибудь противоположным тому, чем являюсь в реальном мире. Например, в реале я трусоват, там - намеренно буду отважным и рисковым. Здесь - офисный клерк, там буду пиратом-первопроходцем. Так интереснее и можно больше успеть за свою жизнь. Что касается профессии, то в метавселенной я хотел бы создавать новые формы жизни.

***

Меня зовут Алена, мне 13 лет, в Метавселенной я хотела бы быть Принцессой Дождя и Сумерек. Чтобы у меня был свой Лес и я там была для всех доброй и милостивой правительницей и охраняла его от вторжений чужих. А родители и друзья пусть приезжают иногда в гости.

***

Катерина, здравствуйте! Снова Анна из Мытищ. С интересом прочитала ответы на своё письмо и хотела бы ответить сразу и Светлане, и Вячеславу.

Я с начальных классов знала, что "вундеркиндство" не вечно и способности угасают. Одна не любившая меня учительница так и говорила - мол, не выпендривайся, скоро станешь как все. Но я считаю, что именно поэтому моими способностями надо было пользоваться. Я всегда воспринимала их как средство, а не самоцель. Возможно, я заблуждаюсь, но мне кажется, что если бы семья и школа из меня тогда слепили такую городскую звёздочку-звёздочку, это помогло бы мне войти в очень хороший круг, хотя бы на городском, а может, и на областном уровне. Я получила бы шансы найти там друзей и мужа. И в 18-20 лет, к моменту вундеркиндского выгорания, у меня уже могли быть закрыты все базовые жизенные цели - у сверстников ещё боренья, горенья, терзанья, метанья, а у меня уже взрослые эрудированные друзья, непыльная интеллигентная профессия и собственная семья с устоявшимся бытом ("Дорогая, ты выглядишь бледной. Сходи завтра к профессору Мурмуленскому. Непременно" (с)).

Чем бы я после этого занималась и о чём мечтала - самой интересно. Возможно, просто пекла бы пироги и ходила бы по выходным в театр с мужем под ручку. Ничего плохого в этом не вижу.

Загадка, которая меня терзает, заключается вот в чём. Я поднимала эту тему с родителями. Поднимала с некоторыми знакомыми, у которых есть педагогическое или психологическое образование. И мне все отвечают, что если бы родители прислушались к моим желаниям, из этого вышел бы ужас-ужас, потому что из этого всегда и у всех только ужас-ужас и выходит.

И ранняя интеллектуальная/творческая реализация - это неизбежный ужас, и общаться в 14 лет только со взрослыми - это неизбежный ужас, избегать горений и борений "нормальной" юности - душевная подлость, а выйти замуж в 18 за профессора или художника 50+ лет - вообще трагедия.

Вот я и пишу Вам, Катерина, и Вашим читателям - может, доводилось знать девушек, которые были похожи на меня, но семья им не препятствовала, а потакала, и судьбы их складывались так, как мечтала я? Чем такие истории кончаются де-факто?

Понимаю, что на мою судьбу это уже никак не повлияет, но мне очень интересно. Ну и, может, у кого-то из читателей сейчас подрастает умненькая и серьёзная "маленькая старушка", и человек в раздумьях, прислушаться к её желаниям или настоять на том, чтобы у неё было традиционное детство.

Спасибо!

***

Катерина, прямо как по заказу! 

А я решила: чего мелочиться? У меня отдельная метавселенная. Ее придумал Джеймс Уайт в «Космическом госпитале», и мне там ужасно нравится, мы все время спасаем попавших в беду, иногда целые цивилизации, иногда поселения или отдельных особей, в госпитале, в открытом космосе или по месту их постоянной дислокации. 

Мой аватар там - SRTT-младший, с ним было поначалу смешное приключение. В госпиталь попал его отец и там умирал, а представители цивилизации SRTT живут у себя в постоянно меняющихся условиях, в жутком экстриме, и умеют быстро-быстро к новой среде адаптироваться. И вот это юное создание попало в космический госпиталь с разными средами, до смерти перепугалось и стало метаться из гигантского аквариума в вулкан, оттуда в помещение с невесомостью… бежит и на ходу превращается во всех встречных, копируя их облик и физиологию с невероятной скоростью.

С этим персонажем все по авторскому сюжету обошлось благополучно. А мне понравился мир, его герои и персонаж. С тех пор я оттуда перебираюсь на Землю время от времени, превращаюсь в нечто земное, неотличимое от аборигенов… Правда, у меня плохо получается. Если пристально вглядываться - заметно. Но какая разница? На Земле у многих получается не очень хорошо, живут же! А если что - мне всегда есть куда деваться.

Ну вот. Моя Метавселенная - это мир, заселенный самыми разными разумными существами… И не очень разумными тоже. Они все время попадают в какие-то истории и, главное, как-то из них выпутываются, с бОльшими ли меньшими потерями. Извлекают из происшествий какие-то уроки или не извлекают. Помнят ошибки или забывают и наступают на те же грабли по многу раз. 

Но главное - как-то держат норму и уживаются друг с другом. Находят возможность договориться. В космосе места много, можно виллы разместить на нужном расстоянии - с собаками и роботами-уборщиками, с любителями фейерверков 24/7 и с теми, кому нравится тишина.

Чего я не понимаю - почему на Земле люди не хотят ДОГОВАРИВАТЬСЯ? Чуть что не по ним - закрываются от контакта наглухо, уши затыкают и притворяются ветошью. Или крушат вокруг себя что подвернётся: будет по-моему, иначе уничтожу все, до чего дотянусь.

Я бы «Космический госпиталь» в школе изучала. Но земляне в инопланетян плохо играют, даже подростки. Мы пробовали, у нас был такой подростковый отряд «Комкон-Б» (Комитет по контактам с Будущим). Не привилось. Ну… мало ли? Земляне, они такие.

Светлана, Ленобласть.

Мой мейл [email protected]

Пишите, отвечу обязательно.

***

Здравствуйте!

Пишет Мария из Твери для Виктории из истории "мало били" про новых других детей. Когда я читала историю Виктории из статьи "Мало били" я заплакала, не потому что меня тронула ее история, я не со-чуствовала ей, а чувствовала и проживала что и она. И сейчас я почти полностью поглощена теми же размышлениями и проблемами. А Виктории я даже в чем-то завидую, ведь при всем нигилизме ее сына и конфликтах вокруг него, у него есть шанс закончить школу. И будет возможность выбрать образование. Моему сыну 15 лет. И если в 4 классе он просто сидел на уроке и куда то ехал, в 7 классе говорил что ему "Скушно!" И бросил все кружки и секции, 8 класс закончил с одной двойкой, то 9 класс рискует не закончить. Он умный, ласковый, любознательный, но совершенно отрицает мысль о необходимости среднего образования, выполнения требований школы, соблюдения элементарных правил школы, субординации. Его классная руководительница вообще считает, что у него психическое заболевание и школу ему надо закончить со справкой. А муж, один в один: "мало били", "лупить надо было". Честно говоря, мне нечего посоветовать Виктории, сама не знаю, что делать. Мне тоже кажется, что они другие какие-то наши дети. Свободные от всего, может быть слишком свободные. У них нет никакого плана и сейчас они думают, что могут все. У нас как будто коридор был с детства, даже тоннель. Стены и потолок все время чуяли. Могу только сказать, что нравоучениям и "белому шуму", предпочла простое человеческое общение с сыном, вспомнила историю Екатерины Вадимовны про женщину и сына-кота. Екатерина Вадимовна, вашу схему комната-квартира-двор-улица захотелось назвать "жилой комплекс" - теория "жилого комплекса" Екатерины Мурашовой.

***

Добрый день Катерина.

Прочитав Вашу статью, мне показалось, что я смогу ответить на заданные вопросы, но осознавая свои ограничения в возможностях письменного изложения мысли, решил просто процитировать:

«Дети недопустимо «оборзели» или перед нами действительно новая норма свободного мира равных, независимо от возраста, людей?

Нужна ли иерархия или в постиндустриальном и даже постинформационном мире ею можно пренебречь?»

Клаус Шваб  - “Четвертая промышленная революция”

============

Глава 8. Общество / Сообщество

… одним из наиболее значительных (и наиболее заметных) эффектов перехода к цифровым технологиям стало появление общества, сконцентрированного на себе, 

основанного на индивидуализации и появлении новых форм сопричастности и сосуществования сообществ.

В отличие от того, как это было в прошлом, представления о принадлежности к сообществу сегодня более определяются личными проектами

и индивидуальными ценностями и интересами, а не пространственными соображениями (сообщество в определенной местности), работой и семейными отношениями.

Новые формы цифровых медиа все больше и больше определяют наши индивидуальные и коллективные представления об обществе и сообществе.

Глава 9. Отдельная личность

Четвертая промышленная революция изменяет не только то, что мы делаем, но и то, кем мы являемся. 

На нас, индивидуумов, это окажет многоплановое влияние, скажется на нашей идентичности и различных гранях ее проявления: 

на наши представления о неприкосновенности частной жизни, о собственности, характер потребительского поведения, то,

сколько времени мы посвящаем работе и отдыху, как мы развиваем свою карьеру и совершенствуем наши навыки. 

Это повлияет на то, как мы заводим знакомства и развиваем отношения, на иерархии, от которых мы зависим, ...

***

Пишет Евгения из Москвы. Пользуясь вашим любезным предложением, отвечаю Татьяне из СПб, чьё письмо начинает постинг "Люди пишет письма 13". Очень правильное замечание про то, что дети и взрослые живут фактически в 2-х разных мирах! Один - мир ответственности и решений, а другой - мир беззаботности и непонимания того, что вскоре самому придётся отвечать за свою судьбу. И горше всего то, что мир сыновей почти полностью оторван от мира отцов: те не видят папу на работе и не получают никакого представления о том, как мужчина должен проводить свой день. Помнится, кто-то из западных психологов или социологов  сказал, что индустриальная революция оказалась катастрофой для воспитания мальчиков, поскольку у тех пропала из поля зрения ролевая модель. А ведь во все предшествовавшие тысячелетия как раз на сыновей и возлагалась миссия стать последователями семейного дела, будь то хлебопашество или выпекание пирожков. Теперь же мир мальчика - это мир женщин, которые о нём заботятся: мать, бабушка, воспитательница в детском саду и школьные учительницы (ну каков там процент мужчин?). И как при этом прикажете выращивать будущего героя, готового в будущем обеспечить и защитить свою семью? А вот где выход? Я была бы очень признательна почтенному сообществу, если бы кто-то мог ответить на наболевший вопрос: как отцу воспитывать в сыне трудолюбие и ответственность, если он видит отпрыска с 10 до 12 вечера, сам при этом ударно трудясь на благо семьи, а в эти два часа и по выходным ему, как и любому нормальному человеку, хочется отдохнуть? Та ещё задачка, да? Современного мальчика не возьмёшь с собой в поле и не дашь в руки лопату или грабли, потому что жизнь этого просто не требует. Дачи, где реально можно применить физический труд, есть не у всех: скажем, наша семья её не заводит принципиально, потому что мы любим путешествовать и не любим чинить сломавшиеся бойлеры. Вот и вырастают дети исключительно потребителями предложенных родителями развлечений, поскольку в это время семья всегда вместе и отец подаёт пример того, как нужно вести себя на пляже или в походе. Ну, хорошо, на пляж сходили, в поход тоже. А жизнь? И вот тут-то примера нет. Мы недавно делали ремонт, так я безумно завидовала жене нашего прораба: он возит с собой на объекты маленького сына и, пока папа проверяет качество выполненных работ, трёхлетний мальчик усердно водит малярной кистью по какой-нибудь поверхности - готовится стать, как он. А как растить сыновей тем женщинам, у которых папы не связаны по работе с чем-то, столь же наглядным, как строительство? Моему сыну 24 года, а я до сих пор не знаю правильного ответа на этот вопрос, хотя лично у нас, всё в итоге образовалось неплохо. Подозреваю, что в решении этого вопроса могли бы помочь какие-то государственные программы; что-то вроде трудовых лагерей, например. Но сейчас-то тенденция прямо противоположная: обезопасить детей от всего производительного. Замкнутый круг какой-то!

***

Пишет Елена из Германии: Здравствуйте, Катерина! К сожалению, не получилось написать сразу после первой части про иерархию. Комментаторы написали практически все возможные варианты ответов. Oстается только добавить: На протяжении веков иерархии были в разных странах, они часто отличались, видоизменялись, но были всегда. Есть иерархия государственной власти, есть в религиозных институтах, есть на рабочем месте, есть в семьях. Есть законы, есть правила и пр. Против чего восстают нынешние дети/подростки? Они хотят упразднить любую иерархию? Кто в безиерархическом обществе будет принимать решения, необходимые для всеобщего исполнения и координировать деятельность отдельных личностей? Что делать с детьми? Если ребенок уже в состоянии сам хорошо рассуждать, то спросить, а как он видит систему взаимодействия. Очень подробно. Как в фильме "Про Красную Шапочку", в песенке "А вдруг ты завтра попадешь на остров в океане?". Лучше всего, если ребенок сам зайдет в логический тупик. Хорошо еще срабатывает, если нужно побыть "взрослым" с кем-то младшим. Это самый лучший способ, если ребенок должен побыть в шкуре родителя, воспитателя, учителя. Тут до него обычно быстро доходит, что без иерархии не обойтись. Для тех, кто считает, что иерархия не нужна, тот же вопрос - а как вы себе представляете такую модель в целом? Причем с разбивкой по годам жизни ребенка. Например, ребенок не хочет принимать лекарство. Как поступаем? Не лечим? Или даем право выбора - ты как хочешь, антибиотики или сулфаниламиды? Уговариваем? А если не получается? А если ребенок хочет только сладкое есть? Тоже разрешаем? А если в семье много детей и один хочет бить другого или вообще в окно выкинуть? Учителя - идиоты, родители - ботаники и неудачники, чего им "ку" делать? Ок. Что дальше? Не учимся вообще? Ребенок может сам найти все в интернете быстрее? Замечательно. Этого достаточно, чтобы жить и себя обеспечивать? Точно? Тогда - флаг в руки. Или все-таки нет? Родители - это источник корма? Вопрос - а зачем родителям тогда такие дети? А как насчет "мой дом-мои правила"? А когда детство вдруг кончится? Начальник старый маразматик, его распоряжения не слушаем и вообще ничьи? Вести себя прилично не умеем и? Какова вероятность найти работу? Кто будет деточку кормить? Вообще неплохо бы вспомнить, что задача взрослого подготовить ребенка к самостоятельной во всех смыслах жизни, то есть обеспечивать себя и ухаживать за собой и уметь жить в социуме, семье, государстве. Если ребенок упирается совсем, то объяснить, что есть интернаты. Он туда точно хочет? Можно договориться и свезти на пробу. Иногда, к сожалению, это вообще единственный выход, чтобы жизнь родителей не превращалась в ад.

***

Катерина Вадимовна, спасибо за проект «Люди пишут письма»! У Вас невероятная аудитория-интереснейшие люди, думающие, анализирующие! Хороший слог, образованность, интеллигентность - такая редкость и отдушина. Спасибо, что публикуете и мои скромные опусы. Прочитала письмо Анны из Москвы, вот прямо хочу с ней познакомиться, так она меня отзеркалила с проблемами дочери-подростка. Все это я уже прошла, думала-передумала и могу свою позицию изложить. 

Во-первых, двенадцатилетняя интеллектуально развитая, прекрасно успевающая девочка с завидной генетикой не может быть на одном уровне с суперпрофи, образованной и умнейшей мамой за 40. Вы привыкли общаться с ней уважительно, доверительно, как со взрослой, но именно сейчас стоит планку немного снизить и быть более снисходительной к ее возрасту, жизненному опыту, развитию. Да, она ваша дочь, вероятно, она «дорастёт» и уверена, что «перерастёт» вас, но позже. 

Второе - по поводу заката нашей цивилизации уверена абсолютно точно, что каждое следующее поколение живет лучше предыдущего - да, по-своему, непривычно, но чаще всего лучше. 

В-третьих, скажу крамольную фразу, которая совпала с мнением моей подруги-нам было неинтересно со своими шестиклассницами и их подругами. Причём девочки наши учились в физ-мат классе престижного лицея и были отличницами. Прекрасная подружка дочери, яркая, харизматичная, веселая красавица и умница, хотела работать в индустрии красоты и делать лазерную эпиляцию. На мой вопрос «Почему?» ответ был, чтобы хорошо зарабатывать. И тоже полная обеспеченная семья! В семьях сейчас разные ценности, они могут отличаться от ваших, дети-зеркало своих семей. И меркантильность, материализм сейчас повсюду. 

Четвёртое -мотивация на поступление, дополнительные занятия и т.д. и т.п. Уровень образования значительно упал, подходы и методы устарели, педагоги не то чтобы выгорели или менее профессиональны, они предоставляют образовательную услугу, это прямым текстом говорится в школах. Моя дочь не любит школу, у неё нет любимых учителей, жаль, что 11 самых продуктивных лет у неё пройдут  не то чтобы впустую, но не ярко и интересно, хотя она сменила уже 2 школы. Мне очень грустно по этому поводу, но у меня нет ресурса организовывать образовательный процесс самостоятельно. В предыдущем лицее она была отличницей и на мои предложения дополнительно позаниматься, что-то подтянуть ответ был один - у меня «5», это мои придирки, слишком завышенные требования, хотя я понимала масштаб проблемы и реальный уровень знаний. На мой взгляд, учителя завышают оценки для статистики, «тянут» детей, что недопустимо, потому что эти «липовые» оценки вдохновляют детей и вводят в заблуждение родителей. Сейчас дочь в другой гимназии с репетиторами и съехавшими оценками, зато с мотивацией. Ещё одно наблюдение-при всей доступности и цифровизации дети не могут дополнительно заниматься самостоятельно, им нужен человек, который передаёт знания. Для меня это удивительно. У меня не было ни одного репетитора, подтягивала знания, используя литературу,  и самодисциплиной. Конечно, у современной молодёжи куча более интересных и приятных вещей, нежели чтение и учеба, много дополнительных занятий, гиподинамия. Уверена, что мы бы так же проводили досуг, просто времена были другие:))

По поводу мантры «понять, принять и простить» я для себя решила, что просто буду как можно дольше интересным человеком для своего ребёнка, буду прививать важные для нашей семьи ценности, дам своей дочери здоровье и образование, какое ей будет интересно. Буду чутко прислушиваться к ее потребностям и доверять ей. Да, мы очень разные, мы с ней не подруги. Но нам дан очень краткий миг взросления ребёнка, когда он с тобой. Большую часть жизни мы проживём отдельно и самостоятельно. Я не хочу порвать ниточки, связывающие нас. Поэтому изменила ко многому подход и перестала быть перфекционисткой.

****

Всем огромное спасибо! Если кто хочет ответить кому-то из авторов писем, пишите

[email protected]