Сергей Николаевич

А снег идет... О 10-й церемонии вручения премии «Сделано в России»

Вспоминаю вчерашнюю десятую церемонию премии «Сноба». Чего за эти десять лет только не было: и пафосно-статусные речи, и звезды во всем своем немеркнущем сиянии, и море разливанное в ресторане «Метрополь» под ухарское пение группы «Ленинград», и протестное действо в белых майках с портретом Кирилла Серебренникова, и хмурый трибунал с чтением последнего слова великих праведников и революционеров, и месса онлайн в англиканском соборе под звуки органа. И Собчак, Собчак… Кажется, она была всегда. Почти на всех церемониях «Сделано в России». Но вчера впервые Ксения не произнесла ни слова. По регламенту говорить полагалось только лауреатам. А «вручанты», облаченные в черную прозодежду, с коробами за спиной, просто работали бессловесными курьерами. 
0

Диалоги и искушения. О фестивале искусств «Дягилев. P.S.»

Прошло ровно десять лет. Время от времени Facebook подсовывает мне эту фотографию, сделанную в далеком уже ноябре 2011 года после конференции, посвященной Сергею Павловичу Дягилеву и его «Русским сезонам». Тут и мы, выступавшие, и главные фестивальные организаторы. Фото на память, каких потом скопилось много. Но в этом составе нет ни одной. И, увы, больше не будет. Катя Истомина, обладательница классической «балетной» фамилии, выпускница Московского хореографического училища, специалист по русскому дендизму и знаток международного люкса, в этом году умерла. Жестоко и безвременно рано оборвавшаяся жизнь. И с каждым таким уходом что-то неуловимо меняется, ведь любой фестиваль — это прежде всего люди. Но, конечно, место и время.  
0

Вальсирующие у царских врат. К 100-летию Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова

Завтра обещали, что пустят всех. В течение дня можно будет прийти и просто походить по театру. Без всяких билетов. Наверное, разрешат заглянуть в зал. Пока никто толком не знает, как это будет организовано. И кто на самом деле придет. Арбат сейчас место туристское, бойкое. От былой уютной московской патриархальности ничего там не осталось. Только названия близлежащих переулков, застроенных элитной недвижимостью, да великие имена Вахтангова, Скрябина, Щукина на мемориальных досках и бронзовых памятниках. Сам театр тоже в каком-то смысле памятник. 13 ноября ему исполнится ровно 100 лет. Не самый древний театр в Москве, но абсолютно неотделимый от столичной топографии, буквально вросший в арбатский асфальт всеми своими легендами, мифами, судьбами. Театр-гора, театр-остров, театр-пристань. К нему швартуются и от него уходят в свое последнее плаванье большие и малые корабли. А мы? Что мы! Стоим, смотрим и машем им вслед. Или вот, как завтра, встанем в длинную очередь, чтобы молча побродить по знакомым коридорам и лестницам. 
0

Михаил Врубель: «В сияньи многоцветных крыл»

«А далеко на севере»… в России умерли Лев Толстой, Врубель, Вера Комиссаржевская….» — так, цитируя предисловие Блока к поэме «Возмездие», писала Анна Ахматова в 1964 году о далеком 1910 годе. Год был вполне себе мирный, благополучный, ничем особо не отмеченный, кроме этих трех крестов, одиноко чернеющих на полях русской истории и в главных поминальных списках отечественной культуры. Можно только гадать, почему эти три имени так прочно сплелись в сознании юной девочки, царскосельской начинающий поэтессы, что спустя годы на склоне жизни и совсем по другому поводу она напишет их одно за другим: Толстой, Врубель, Комиссаржевская… Писатель, художник, актриса. Русская Троица 1910 года. С их уходом как будто начнется новое летоисчисление. 
0

Екатерина Галанова: Родился продюсером — терпи

Если кто-то захочет издать книгу о жизни продюсера театрально-массовых зрелищ в эпоху ковида, лучшего автора, чем Екатерина Галанова, наверное, не найти. Эта красивая, уверенная в себе блондинка, имеющая за плечами 20-летний опыт проведения Международного фестиваля Dance Open и грандиозных оперных действ на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, прошла через два локдауна, два объявления и две отмены своего фестиваля. На собственном опыте Екатерина изучила все карантинные ограничения, связанные с привозом гастролеров из-за рубежа. Не говоря уже о том, что теперь в ежедневном режиме непрерывно сталкивается с новыми проблемами, возникшими при проведении юбилейного Dance Open в Петербурге. И хотя каждый день приносит все новые неутешительные новости, Галанова и ее команда не сдаются и исполнены твердого намерения провести фестиваль в задуманном формате и объеме.
0

МХТ им. А.П.Чехова: новый сюжет театрального романа

Нельзя сказать, что объявление об уходе Сергея Женовача с поста худрука МХТ им. Чехова стало такой уж неожиданностью для театральных людей. Многие предполагали, что, возможно, Сергей Васильевич дотянет до конца сезона, выпустит заявленные премьеры, а там, глядишь, вернется обратно на улицу Станиславского, где в помещении бывшей фабрики Алексеевых располагается его «Студия театрального искусства», его родное и любимое детище. Но нет, начальство почему-то решило, что тянуть больше не стоит. Официальная версия: сам Сергей Женовач захотел досрочно сложить с себя полномочия и попросился в отставку. В самом деле, сколько можно тащить этот неподъемный воз, слыша бесконечные упреки в неумении договариваться с ведущими актерами, в коммерческом неуспехе вверенного ему театра? Обвинений было много, но в конечном итоге все они сводились к одному: почему Женовач не Олег Табаков? Теперь на этот же вопрос придется отвечать Константину Хабенскому. 
0

Чарли Чаплин и Соломон Михоэлс: встреча в верхах. О новом спектакле Дмитрия Крымова «Двое» в Музее Москвы

На самом деле их встреча заняла, наверное, не больше четырех минут. Ну как обычно: вежливо поулыбались, пожали друг другу руки. А тут и фотограф подоспел. Пара ослепительных вспышек в лицо, пара кадров для вечности. Вот, собственно, и все. Приблизительно по этому сценарию происходила историческая встреча Чарльза Спенсера Чаплина и народного артиста СССР Соломона Михоэлса в Нью-Йорке в январе 1943 года. И даже фотографий не осталось. Зато в соответствующих архивах наверняка сохранились документы за полученную Михоэлсом сумму в 33 миллиона долларов. Именно столько собрали в 1943 году состоятельные евреи для Советского Союза, который тогда в одиночку вел войну с фашистской Германией.   
0

Анна Нетребко. Дива в шортах

Сегодня у Анны Нетребко день рождения. Она вернула в оперу страсть, размах, отвагу, жизнь... «Как играют алмазы, как играет вино, как играть без отказа иногда суждено». Пастернак писал в «Вакханалии» про схожий женский тип. Мария Стюарт в исполнении Аллы Тарасовой — это родная сестра Анны Болейн, спетая Анной Нетребко. Таких женщин нельзя забыть. Их ненавидят и обожают. Перед ними падают ниц и тут же спешат низвергнуть с пьедестала. Да и ей самой там не слишком уютно и удобно. Она любит хорошие рестораны, веселую компанию, шопинг с девочками. Меньше всего ей нравится изображать оперную диву. Точнее, она и есть дива XXI века в рваных шортах или каком-нибудь безумном прикиде цвета «вырви глаз». Это ее вкус, ее выбор. «Мисс Краснодара», которой она остается несмотря на всю свою мировую славу. И что с того? 
0