Фото здесь и далее: Samsung

Античный зритель: критик и участник

Рождение зрителя как организованной силы произошло в Древней Греции, с появлением амфитеатров. Это были не просто места для сидения. Это были пространства для коллективного переживания — ритуального, социального и эстетического. Уже тогда, во время представлений — будь то трагедии Эсхила или комедии Аристофана — зрители не ограничивались ролью молчаливых наблюдателей.

Публика Древней Греции выражала свое мнение весьма активно. Аплодисменты и одобрительные крики могли вознести актера или драматурга на вершину славы, но той же легкостью зрители могли и «низвергнуть» неугодных. Свист, топот, бросание еды или мелких предметов — все это было частью театрального опыта. Как писал Демосфен, между исполнителями и публикой шла «беспощадная необъявленная война». Эмоциональное вовлечение было настолько сильным, что порой приходилось прибегать к помощи так называемых «дубинщиков» — людей, чем-то напоминающих современных стюардов на стадионах, но, как видно из названия, с более широкими полномочиями по наведению порядка и усмирению страстей. Словом, зритель не пассивно потреблял античный контент, а был и судьей, и критиком. Именно он определял успех или провал произведения. Это была эпоха прямого, непосредственного и часто жесткого диалога между сценой и залом.

Средневековый зритель: верующий и странствующий

С приходом Средневековья характер зрелищ и роль зрителя меняются кардинально. Театр выходит из храмов и дворцов на городские площади, становится частью повседневной жизни и религиозных праздников. Мистерии, миракли, моралите — эти представления рассказывали библейские истории или аллегорические сюжеты, и восприятие публики было соответствующим.

Средневековый человек, как отмечают исследователи, часто воспринимал происходящее на сцене с почти детской доверчивостью. Как реальность. Граница между игрой и жизнью была размыта. Важной особенностью той эпохи стала симультанная сцена: представление разворачивалось одновременно в нескольких локациях («дворцах» или «палатках»), символизирующих разные места действия (Рай, Ад, Иерусалим и т.д.). Зритель не сидел на одном месте, а физически перемещался между этими площадками и сам выбирал, за каким эпизодом следить. Таким образом, каждый человек создавал свою уникальную траекторию просмотра, свой собственный «монтаж» истории. Чем-то это напоминает иммерсивный театр. Собственно, апологеты современного иммерсива и не скрывают, что их метод вовлечения публики в действо уходит корнями в культуру Средневековья. И даже гордятся этой исторической связью: ведь именно тогда зритель превратился из судьи и критика — в верующего участника, почти паломника, чей физический путь по площади был частью духовного переживания.

От Просвещения к экрану: стандартизация взгляда

Эпоха Возрождения и Просвещения принесла с собой новые театральные формы и архитектуру. Появление закрытых театральных зданий, сцена-коробка с ее «четвертой стеной», разделение на партер, ложи и галерку — все это формировало более упорядоченного, статичного зрителя. Взгляд стандартизировался, коллективная реакция уступила место индивидуальному, более сдержанному восприятию.

А потом пришел кинематограф — и эту пассивность зрителя окончательно узаконил.

Темный зал, неподвижное кресло, фортепиано на заднем фоне, а с экрана на зрителя надвигается паровоз. Он всегда одинаков: одинаково дымит, одинаково пугает, одинаково равнодушен к чужим эмоциям. Не крикнешь машинисту «стой!» — он не слышит и ничего не знает о зрителе. Он просто приводит на станцию паровоз — сеанс за сеансом, как по расписанию. Где-то в театре еще можно было кашлянуть или хлопнуть не вовремя, сломать ритм, подкорректировать игру актера — в кино же зритель окончательно переходит в разряд статиста.

ХХ век, правда, попытался взбунтоваться — авангард, эксперимент, театры, где актеры вопят тебе прямо в лицо... Но настоящую революцию принесла цифровая эпоха, когда зрителю, наконец, дали в руки пульт. Паровоз по-прежнему не остановить, но теперь его можно хотя бы поставить на паузу и сходить за чаем.

Цифровой зритель: куратор собственной вселенной

Мы живем в эпоху избытка контента. Стриминговые платформы, видеохостинги, социальные сети — каждый день они генерируют огромный объем визуальной информации. Алгоритмы изучают предпочтения и предлагают что-то новое, но окончательное решение по-прежнему принимает сам зритель. В этом акте выбора и проявляется трансформация роли: из потребителя в куратора.

Медиапотребление больше не ограничено афишей одного театра или сеткой вещания телеканала. Вместо этого — возможность собирать собственную «выставку»: создавать медиатеку из сериалов, фильмов, игр и образовательных курсов. Подписки на стримминговые, игровые и обучающие сервисы становятся строительным материалом для индивидуального культурного маршрута. А главным интерфейсом часто оказывается именно телевизор. От его возможностей напрямую зависит полнота и качество кураторского опыта.

Операционная система телевизора превращается в центр управления личной галереей, обеспечивая быстрый доступ к приложениям, стримингам и сервисам. Но сам поиск контента — это только часть задачи. Не менее важно то, как именно он воспринимается.

Куратор стремится показать произведение в том виде, в каком его задумал автор. Для того чтобы этот замысел был передан без искажений, куратору необходим дисплей, способный на высочайшую точность воспроизведения. Ключевую роль в этом процессе играет технология отображения, и современные телевизоры предлагают здесь впечатляющие возможности. Например, OLED-телевизоры Samsung работают на самосветящихся пикселях, каждый из которых функционирует независимо. Это дает абсолютный черный цвет и высокую контрастность, что особенно заметно в темных сценах — на других экранах такие детали могли бы просто исчезнуть. Можно себе представить, как по-новому раскроются глубины Мории во «Властелине колец», где на обычном экране легко упустить множество текстур и скрытых в тенях деталей. Как заиграют мрачные, залитые неоном улицы киберпанковского мегаполиса в «Бегущем по лезвию» или стильном «Джоне Уике», где каждый темный переулок сохранит свою фактуру. Даже печально известная своей «неразборчивостью» на многих телевизорах битва за Винтерфелл в «Игре престолов» обретет четкость на OLED-экране и  позволит, наконец, рассмотреть все нюансы этих эпических сумеречных сцен.

Разрешение 4K гарантирует высокую детализацию: становятся различимы текстуры, нюансы мимики, особенности освещения. Например, в таких сериалах, как «Дом Дракона» или «Ведьмак», вы сможете в мельчайших подробностях рассмотреть сложную вышивку на костюмах или фактуру доспехов, которые ранее просто сливались в общее пятно на менее четком экране. Цветопередача откалибрована настолько точно, что получила сертификацию PANTONE Validated: цвета выглядят естественно, а оттенки кожи, ткани и фона соответствуют авторскому замыслу режиссера или директора по костюмам. Возьмем, к примеру, фильм «Дюна» Дени Вильнёва, намеренно снятый в выдержанной, почти монохромной песчаной палитре. Именно благодаря такой ювелирной калибровке, дополненной работой искусственного интеллекта телевизора Samsung, можно различить мельчайшие переходы оттенков бескрайних песков Арракиса, нюансы в цвете фрименских костюмов или тонкие градации закатного неба, которые на менее точном экране могли бы просто слиться в однородную массу. Это позволяет не просто увидеть, а по-настоящему почувствовать уникальную атмосферу, созданную режиссером, и оценить всю глубину его цветового решения. При необходимости возможна и экспертная ручная калибровка.

Центральным элементом всей системы выступает процессор. Его задача — не просто воспроизведение, а постоянный анализ видео- и аудиопотока с помощью алгоритмов искусственного интеллекта. В том числе — интеллектуальное масштабирование: оно повышает качество контента до максимально приближенного к 4K, даже если речь идет о старых фильмах — например, классике из золотого фонда кино или ваших домашних видеозаписях из далекого прошлого.

Если в комнате шумно — играют дети, гудит пылесос — телевизор не повышает громкость, а аккуратно «вытягивает» речь из общего звукового хаоса. Как опытный звукорежиссер, он регулирует баланс, чтобы реплики оставались разборчивыми.

Такое внимание к деталям — не только для фильмов. Современный телевизор — это уже давно не просто экран, а целый развлекательный центр. Особенно это оценят геймеры — те самые люди, для которых идеальный спидран важнее красной дорожки в Локарно. Поддержка 144 Гц делает картинку плавной, а система сама определяет жанр игры и подбирает подходящие настройки. Это значит, что больше не нужно вручную переключаться на «Игровой режим» или искать другие специальные настройки перед каждым запуском — можно просто начать игру.

Внимание к деталям касается не только изображения и звука, но и внешнего вида устройства. Помните, как выглядели старые телевизоры — громоздкие «ящики», с которых свисали пучки проводов? Сегодня задача дизайна — сделать устройство практически незаметным в интерьере. Ультратонкий корпус, специальные скрытые модули для подключения кабелей и общий минималистичный стиль позволяют телевизору не загромождать пространство и не становиться навязчивым техническим объектом и вписываться в любое помещение.

Поскольку современный телевизор глубоко интегрирован в нашу цифровую жизнь, большое значение приобретает защита персональной информации. Ведь пользователи подключают к нему свои устройства: смартфоны, планшеты, компьютеры. В телевизорах Samsung безопасность данных контролирует платформа Samsung Knox – она же устанавливается на большинстве смартфонов и планшетов южнокорейского гиганта. Knox шифрует данные для их безопасной передачи и, кроме того, умеет обнаруживать и блокировать фишинговые сайты, если пользователь выходит в интернет через браузер умного телевизора. 

Современный зритель — не просто наблюдатель. Он становится активным участником медиапроцесса: формирует собственную культурную экосистему, отбирает, структурирует и осмысляет контент. А современные технологии, такие, например, как передовой OLED-телевизор от  Samsung становятся инструментом, с помощью которого это кураторство приобретает ясность, глубину и эстетическую завершенность.

От античного критика, через средневекового паломника, до куратора цифровой эпохи — путь зрителя охватывает тысячелетия. Сегодня этот путь продолжается: мы не просто смотрим в экран, мы делаем выбор.

И каждый такой выбор становится актом творчества.

Протестировать и приобрести любой из представленных продуктов Samsung в России можно в магазинах Samsung Galaxystore. Только здесь вы сможете первыми ознакомиться с оригинальными новинками, подобрать технику и аксессуары к ней.  

Автор: Александр Асриян

  

Реклама

ООО «Носиимо»

erid: F7NfYUJCUneRJUcx9QEw