Фото: Эдуард Корниенко / «ИЗВЕСТИЯ»

Осьминог по кличке Octo-Pax полетит в космос в спутнике нового поколения Cubesat. На орбиту его отправят в мае 2024 года, чтобы по плану опередить аналогичный проект компании SpaceX. За пределами Земли арт-объект пробудет четыре года и обратно не вернется.

Почему именно осьминог

Скульптуру осьминога сделала российская художница Настя Миро. Она часто обращается к теме космоса в своих работах, а несколько лет назад даже подавала заявку на участие в экспедициях на Марс и на Луну. Прошлой зимой Миро обратилась в частную космическую компанию «СПУТНИКС» и предложила запустить арт-объект на орбиту Земли. Идею поддержали и попросили художницу создать эскиз.

Настя Миро и макет объекта Octo-Pax
Фото: из личного архива
Настя Миро и макет объекта Octo-Pax

«Для вдохновения сотрудники Фонда содействия инновациям, спонсора проекта, показали мне работы детей на тему космоса. Мне понравилась картина, где был нарисован гигантский космический магнит, который собирает мусор. Я начала думать, какое бы живое существо я могла изобразить. Тогда я наткнулась на фильм “Мой друг — осьминог” про моллюска, который на дне океана собирает ракушки, мусор, пластик. Поехала в московский океанариум, где долго наблюдала за осьминогом. Сначала я его испугалась, но потом прониклась и поняла, что он станет моим героем», — рассказала «Снобу» Настя Миро.

По словам художницы, моллюска она выбрала еще и потому, что ученые считают его одним из самых умных морских животных. «Космический» осьминог получил название Octo-Pax из-за игры слов: на латыни octopus — это «осьминог», octos — цифра 8, то есть перевернутый знак бесконечности, а рах — «мир» и авиационная аббревиатура для обозначения пассажира.

«Мне хотелось сделать осьминога маленьким пассажиром большого корабля, который улетает во Вселенную», — объяснила Миро.

Как выглядит арт-объект

Материал, из которого сделана модель Octo-Pax, — отечественный. Это алюминиевый порошок, способный выдержать все сопутствующие запуску нагрузки за пределами земной атмосферы. Сначала художница сделала эскиз, а потом фигурку напечатали на 3D-принтере. Скульптура держит в своих щупальцах остатки космического мусора.

Фото: Эдуард Корниенко / «ИЗВЕСТИЯ»

Осьминог размером 5x5 сантиметров и массой около 120 граммов полетит в космос на ракете-носителе «Союз-2». Octo-Pax будет находиться в персональной камере-кубе размером 10х10 сантиметров спутника Cubesat. Куб оборудуют двумя видеокамерами: с помощью одной можно дистанционно следить за путешествием Octo-Pax по орбите Земли, а другая будет показывать самого осьминога.

Зачем нужен этот полет

Спутник Cubesat создан для того, чтобы с его помощью изучать влияние космической радиации и отслеживать местоположения морских судов. Сам арт-объект запускают в космос, желая привлечь внимание общества к проблеме засорения космического пространства, рассказала «Снобу» Настя Миро. По ее словам, осьминог в природе взаимодействует с подводным мусором и собирает его остатки. По этой аналогии «космический» Octo-Pax станет символом сбора космического мусора и его утилизации.

«Надеюсь, эта акция привлечет внимание молодых ученых. И благодаря инвестициям у нас появится возможность очистить околоземную орбиту», — поделилась Миро.

В космосе Octo-Pax пробудет четыре года — примерно столько в природе живут и настоящие осьминоги. Потом арт-объект сойдет с орбиты, сгорит и превратится в углерод.

Фото: Эдуард Корниенко / «ИЗВЕСТИЯ»

Первоначально запуск спутника планировали на 1 декабря 2023 года, но подготовиться к полету не успели, и старт перенесли на май 2024 года. Следить за полетом будут в Центре управления компании «СПУТНИКС». А пока до мая скульптуру тщательно охраняют — она находится в специальной стерильной камере, куда пускают только в спецодежде.

Сумму, потраченную на полет, спонсоры не называют. На спутнике, помимо арт-объекта, размещены и научные устройства. «Всю начинку» разрабатывали в Северном (Арктическом) федеральном университете имени Ломоносова. По словам профессора кафедры информационных систем и информационной безопасности Романа Алешко, Фонд содействия инновациям выделил грант в размере 3,9 млн рублей на закупку спутниковой платформы и частично на работы по проекту.

Иллюстрация: Настя Миро

«Это дорогая история. Я знаю, что компания SpaceХ тоже планирует запустить арт-объект в космос в 2024–2025 годах, но мы хотим сделать это раньше»,  — сообщила художница Настя Миро.

Какие еще предметы искусства запускали в космос

Octo-Pax станет первым арт-объектом, который полетит в открытый космос без участия человека. Но на МКС предметы искусства бывали не раз. Так, в апреле 2005 года на орбитальной станции оказались две репродукции художника Георгия Пузанкова «Мона Лиза». Их запустили на космическом корабле «Союз ТМА-6» с космодрома Байконур. Спустя 10 дней картины вернулись на Землю.

В 2015 году американский художник Тревор Паглен совместно с аэрокосмической компанией Global Western и при поддержке Музея искусств Невады запустил в космос «Орбитальный отражатель». Это был первый искусственный спутник с надувной скульптурой, отражающей свет. По задумке автора, отражающий элемент должен был позволить наблюдать за спутником с Земли невооруженным глазом. Объект стоимостью 1,5 млн долларов отправили на ракете компании SpaceX. Из-за длительного сбоя связи и на фоне приостановки работы правительства США в конце 2018 — начале 2019 года спутник потерялся и превратился в космический мусор.

«Орбитальный отражатель» Тревора Паглена
Фото: Jim Bennett / Getty Images
«Орбитальный отражатель» Тревора Паглена

Одной из самых необычных вещей, побывавших на МКС, стала скульптура российского художника Тараса Желтышева. Бороздить просторы космоса прошлым летом отправился герой Aspr1m (Асприм) вымышленной вселенной Желтышева Yoomoota. Арт-объект пробыл на международной космической станции месяц.

Предметы искусства, запущенные с Земли, побывали и в открытом космосе. Например, японский художник-флорист Азума Макото дважды отправлял в космос дерево бонсай и цветочную композицию, прикрепив их к специально приспособленному к условиям космоса высотному воздушному шару. Дерево поднялось на высоту 27,98 километра, а букет — на 26,51 километра. Для того чтобы сделать снимки инсталляций, Макото использовал высокоскоростные камеры.

Подготовила Ирина Филиппова