Дворовые игры и домашние дети

В 1990-е мальчишки и девчонки играли и росли на улицах, потому что родители контролировали своих детей без фанатизма. Можно сказать, что компании вечно бредущих куда-то ребят — одна из главных примет того времени.

Дворовый досуг никогда не надоедал. Любой, кто был ребенком в 90-е, помнит, сколько интереснейших событий ожидали его каждый день и как быстро терялся счет времени, проведенного в компании товарищей. Больше всего, конечно, увлекали игры.

Группа «ХЛЕБ» 
Фото: пресс-служба
Группа «ХЛЕБ» 

«Каждый раз, когда гонял мяч, хотел, чтобы меня заметил тренер “Спартака” и взял в команду. Но за мной следили только родители. С этим не было проблем, ведь моя любимая коробка стояла прямо под окнами нашей квартиры», — вспоминает актер, участник музыкальной группы «ХЛЕБ» Денис Кукояка.

Вряд ли кто-то за играми и общением хоть раз не забывал, что его ждут дома. Один из главных страхов детей 90-х — не услышать, как с балкона кричала мама, а потом узнать об этом от товарищей. Если взволнованные родители решали обыскать округу, это означало для заблудившегося ребенка только одно — недельный запрет на прогулки (как минимум). А вот современных детей таким не испугать: они начинают гулять без взрослых в гораздо более позднем возрасте, чем их сверстники четверть века назад, зато с удовольствием проводят много времени дома.

«Гуляли сразу после школы или после того, как сделали уроки. Двор был нашим вторым домом, там мы общались, ворковали с девчонками и, конечно, играли во все подряд. Почти всегда выбор падал на что-то активное: футбол, баскетбол, казаки-разбойники. На улице никакой связи с родителями — только крик с балкона. Так я слышал маму даже в соседнем дворе и кричал в ответ, спрашивал, можно ли еще побыть с друзьями. Времени на прогулку было немного — два-три часа, да и то если удавалось договориться», — делится рэпер Леван Горозия (L’one).

Что изменилось

Дворовые игры почти полностью ушли в прошлое. Сегодняшние дети едва ли поймут, что означают слова «лапта», «резиночка» или «сифа». Онлайн-игры вытеснили живое общение и уличные развлечения, но поколение зумеров и следующее за ним поколение альфа проводит меньше времени на улице не только из-за появления других форм досуга. Эксперты уверяют, что одна из причин этого — гиперопека со стороны взрослых. Дети 90-х, познавшие самостоятельность довольно рано, выросли, стали мамами и папами. 

Благодаря современным технологиям можно чувствовать себя спокойнее, когда дети оказываются без присмотра. Например, в подписке «Яндекс Плюс» с опцией «Детям» есть функция «Где ты?», которая показывает местоположение ребенка на карте в приложении «Яндекс с Алисой». А еще приложение оповещает родителя, если заряд батареи на телефоне ребенка опускается до 20%.

От «Марио» на «Денди» в гостях до игр в смартфоне

«Денди», Nintendo, Sega — в конце 90-х при этих словах замирал любой ребенок, потому что позволить себе покупку приставки могла далеко не каждая семья. Зачастую поиграть в Call of Duty или «Принца Персии» удавалось только в гостях у более удачливых приятелей.

«Компьютерные игры только появлялись, поэтому у нас их было очень мало. Но я все равно помню “Принца Персии” или “Поле чудес” с пиксельным Якубовичем, который очень смешно дергался, когда задавал вопросы», — вспоминает актриса Анна Котова.

С появлением онлайн-игр в жизнь многих детей и подростков пришли новые трудности. В первую очередь из-за того, что поиграть за чужим компьютером было не так легко, как за приставкой. Получать доступ к интернету приходилось через dial-up-модем — специальное устройство, которое подключалось к телефонной линии.

Леван Горозия
Фото: пресс-служба
Леван Горозия

«Интернет в моей жизни появился, если не изменяет память, в 1998–99 годах, и то отец бил по рукам за то, что когда в интернете сидишь, то домашний телефон не работает, заедает, поэтому это были какие-то нормированные истории», — рассказывает Леван Горозия. Школьников спасали компьютерные клубы со скрипучими креслами и почасовой оплатой.

Что изменилось

Чтобы поиграть самому или по сети с друзьями, современному ребенку никуда не надо выходить из своей комнаты — все электронные развлечения помещаются в одном устройстве. По данным исследования «Плюс Детям», у каждого второго дошкольника есть собственный телефон или планшет. А легендарные приставки Nintendo, Sony, Xbox через 25 лет презентовали уже пятое поколение консолей.

От кукольного чаепития до создания своих персонажей

Дети 90-х развлекали себя не только активностями во дворе, гаджетами и компьютерами. Зачастую для счастья ребенку хватало одной фантазии и скромного набора игрушек. Фигурки из «Киндер-сюрпризов» можно было представить участниками передачи «Форт Боярд», а кукол Барби — героинями «Зачарованных».

«Я любила играть одна, мне хватало всего несколько игрушек или кукол, которым я придумывала биографии, давала какие-то задания и разыгрывала сценки. В собственной комнате можно было создать практически GTA прошлого века. Мне никогда не было скучно, если я оставалась наедине со своим воображением», — рассказывает актриса Анна Котова.

А временами гораздо интереснее было собирать оригами, жонглировать тремя мячиками, построить шалаш из стульев, пледов и коробок и поселиться там с котом. Досуг скрашивали и настольные игры, к которым подключались родители. Если было настроение творчески похулиганить, можно было взять мелки и немножко украсить обои или документы.

Группа «ХЛЕБ» 
Фото: пресс-служба
Группа «ХЛЕБ» 

«Родители приносили с работы ненужные перфокарты, такие штуки из тонкого картона с маленькими дырками. Тут просыпалась наша с братом фантазия: мы строили из них карточные домики, вырезали разные фигурки и рисовали на них. И все же карточки были слишком маленькими для моих амбиций. Поэтому я брал ватманы и так увлекался, что однажды нарисовал с десяток черепашек-ниндзя в полный рост, которых потом дарил всем подряд: друзьям, родственникам, соседям. У некоторых до сих пор висят!» — рассказал музыкант Александр Шулико, участник группы «ХЛЕБ».

Что изменилось

Современному ребенку интереснее заниматься творчеством в гаджете или компьютере, где он может создавать своих персонажей и продумывать их истории. Если бы Анна Котова была школьницей в наше время, то могла бы рисовать героев в приложении «Анимопус» и создавать полноценные мультфильмы с их участием. А Александр Шулико изображал бы черепашек-ниндзя или любых других персонажей в Stick Nodes. Возможно, в детстве будущим артистам понравилось бы попробовать себя и в роли режиссера-постановщика в Toontastic 3D.

Метаморфозы контента: от записи до публикации

Дети 90-х не знали слова «контент» и уж точно не могли создавать его сами, чтобы делиться им со своей аудиторией. А скроллинг ленты в соцсетях и просмотр видео им заменяли телепередачи и, конечно, любимые мультсериалы. Если пропуск очередной серии любимых «Утиных историй» или «Черного плаща» расстраивал ребенка, родители могли найти нужное видео на VHS-кассетах или дисках. Как правило, их продавали с рук прямо на улице возле крупных магазинов. Но не у каждой семьи дома был DVD-проигрыватель. «Приходилось смотреть мультики на кассете где-то в гостях, куда набивалось человек по десять», — вспоминает актриса Елена Николаева.

А если у кого-то из знакомых появлялся компьютер, можно было прийти к нему в гости с пустыми CD-дисками и переписать на них любое видео или музыку.

«Помню, как все подряд записывали на кассеты: мультики, клипы с MTV, музыку. Мы делали свои сборники песен, особенно если они были на английском. Я записывала слова в тетрадку и потом заучивала их. До сих пор помню все песни Limp Bizkit, Guano Apes, Eminem! А когда друзья приходили в гости, мы обменивались кассетами, слушали вместе музыку и смотрели мультики», — делится актриса Анна Котова.

Многие благодаря таким детским увлечениям смогли найти свое призвание во взрослой жизни.

«Супергаджетом моего детства был отцовский виниловый проигрыватель с кучей пластинок. Тогда я в первый раз услышал группы “Браво”, Deep Purple, Alan Parsons Project. Нужно было аккуратно ставить пластинки, чтобы не поцарапать и не сломать, но мои руки росли из нужного места, и ничего такого не случалось. Эта одержимость музыкой до сих пор со мной», — поделился Кирилл Трифонов, участник музыкальной группы «ХЛЕБ».

Что изменилось

Благодаря интернету сегодняшний развлекательный контент намного доступнее и разнообразнее. Данные ВЦИОМ говорят о том, что сегодня большинство игнорирует телевизионные эфиры. А вот подходящий фильм люди готовы искать хоть по полчаса. Подросткам нравится долго выбирать в соцсетях интересный контент, а потом создавать коллекции из сохраненных в своем профиле картинок, личные подборки фильмов или музыкальные плейлисты. Но чаще они отдают предпочтение контенту блогеров. Просмотр видеороликов — самый увлекательный досуг для современных детей. А многие под влиянием кумиров из интернета и сами начинают снимать что-то свое.

Образовательные детские шоу: от «АБВГДейки» до Кубокота

В 90-х было много развивающих телепередач для детей — каждый заставший то время помнит «Умников и умниц», «АБВГДейку», «Звездный час» или «В мире животных». Многие школьники хотели попасть на телевизионный интеллектуальный турнир, ответить на все вопросы и получить в награду медаль.

Елена Николаева
Фото: пресс-служба
Елена Николаева

«Я смотрела “Зов джунглей” и даже поучаствовала в ней. Еще любила передачу “В мире животных”. Из мультфильмов — “Бременские музыканты”, “Чип и Дейл”. В “Том и Джерри” есть любимая серия, когда они заморозили весь дом и все превратилось в каток. Всегда хотела так сделать», — рассказывает актриса Елена Николаева.

Что изменилось

Сегодня на экране гораздо меньше интеллектуальных передач для детей. Почти весь детский образовательный контент перешел в интернет.

Ребенок любого возраста, развивающийся в любимом деле через специальные приложения и игры, зачастую не воспринимает их как учебные материалы. Он думает, что просто строит дом, сражается с драконами или помогает роботу доставлять посылки. Так устроен курс по программированию для детей младшего школьного возраста в «Яндекс Учебнике», который помогает понять принципы кодинга через игровые уроки с помощником Ровером Робом. В том же формате ребенок может создать свою игру в одном из приложений Scratch или написать первый код на взрослом языке программирования в играх Minecraft.

Сегодня детей вдохновляют заниматься наукой не знатоки из «Что? Где? Когда?», а мультперсонажи. Смешарики рассказывают о том, как устроен микроскоп и зачем нужны спутники, Фиксики собирают фиксофон, чтобы показать детям, из чего состоят смартфоны. Герои «Почемучки» разбираются с тем, как устроены машинные коды и операционные системы. А заяц Любознаец помогает школьникам решать задачки на онлайн-олимпиадах по математике и ведет научный подкаст «Любознаец и тайны космоса».

Подготовил Алексей Черников