Кино сейчас находится на развилке: вскоре опять произойдет очередная техническая революция, связанная с тем, что человек с самой простой камерой cможет снимать не хуже, чем Кристофер Дойл, в какой-то момент назовет себя Кристофером Дойлом, будет снимать и получать призы в Каннах. Все грани окончательно сотрутся, техника станет совершенно доступной. 20 лет назад нельзя было представить, что у каждого школьника из глухой деревни будет мобильный телефон, с помощью которого он будет скачивать продукцию из Голливуда или посылать свои тексты в Википедию. Все меняется. И неигровое кино идеально вольется в новую реальность: не нужны актеры, не нужны миллионы долларов, не нужно выучивать тексты, а нужно придумывать истории из самой жизни. То есть просто пытаться видеть жизнь. И я думаю, этот процесс начнется в ближайшие два-три года.

Пока зрители не готовы к тем смыслам, которые авторы через фильмы пытаются донести. А когда зритель не подготовлен, он объявляет этот продукт некачественным, глупым, ненужным и в коммуникацию с художником не вступает. В мире пока еще властвует массовая культура. А массовая культура вся построена на мифах. Но разведение на игровое и неигровое кино на самом деле очень условно: целый ряд мифологических вещей может присутствовать в неигровом кино, и наоборот, игровое кино может пользоваться документальными технологиями. Другое дело, что неигровое кино требует большей подготовленности — художественной, эмоциональной, философской, человеческой, психологической, чем кино игровое.

Естественно, за три года ситуация в кинематографе радикально не изменится, но начнется революционный процесс. Неигровое кино приспособится. Думаю, ни Ленин, ни Сталин не могли представить общество, где рабочие ничего не значат. А мы живем именно в таком мире. Значит, мы куда-то движемся, в какую-то другую систему, к другим ценностям и другим моделям поведения, потребительского сознания, творческих интересов, креатива. И все эти мутации с каждым десятилетием только убыстряются.