Фото: Cardi.com
Фото: Cardi.com
Фото: Cardi.com
Фото: Cardi.com
Фото: Cardi.com
Фото: Cardi.com
Фото: Cardi.com
Фото: Cardi.com
Фото: Cardi.com
Фото: Cardi.com
Фото: Cardi.com
Фото: Cardi.com
Автомобиль в СССР ценился подчас выше квартиры. Жилье давало государство, а машину покупали на свои, кровные, отложенные и занятые. Культ автомобиля в нашей стране — совсем не то, что культ автомобиля в США или в Германии. Даже обладатель «Запорожца» поглядывал на других свысока. Автомобиль так хотелось, что некоторые наиболее страждущие строили его собственными руками. Какая то была каторга! Мало найти материалы (всё — дефицит!), раздобыть агрегаты и построить — еще приходилось обивать пороги, чтобы выдали регистрационные знаки. Иначе какой смысл? Зато потом на других смотрелось совсем уж свысока: не «Запорожец», не «Москвич», не «Волга», а средство передвижения собственной марки! В ход шли громкие названия: «Катран», «Панголина», «Юна»… В какой-то момент власть заметила движение самодельщиков и придала ему вполне определенную направленность — патриотически-воспитательную. И порой даже незлобно ставила в пример собственной автомобильной промышленности: глядите, мол, что можно выпускать.
Приобретая автомобиль, советский человек погружался в волшебный мир, по-своему нарицательный. Этот мир жил по законам, разительно отличавшимся от кодекса строителя коммунизма. В этом мире существовали свои понятия о чести, взаимовыручке и взаимной выгоде. Двадцать лет, как автомобиль не является дефицитом в нашей стране. Но то время не отпускает. Нет-нет да и ослепит фарами большой черный автомобиль, сгоняя с полосы ни в чем не повинного «частника». И стёкла мы упорно тонируем «в дым», включая лобовое. И пьяными убеждаем гаишников в толщине нашего кошелька. И на газон в детском парке взгромождаемся колесами, словно ж.пой на тещин унитаз.
Но и коли решаем выпускать автомобили, то непременно сверхроскошные. Сегодня в Дубае открылся международный автосалон, где компания Bilenkin Classic Cars представила купе, построенное на основе BMW 4-Series. Автомобиль назван Vintage и обыгрывает образ классических моделей 1960-х годов. В создании Vintage мастерской автостиля Кирилла Биленкина помогало кузовное ателье CARDI Сергея Алышева. Они уже сотрудничали, когда строили прототипы прохоровских «Ё-мобилей» для показа Путину.
ЗиС-101А «Спорт», 1939 год. Построен творческой группой молодых инженеров Завода имени Сталина в свободное от основной работы время. Посвящён 20-летию ЛКСМ, о чём свидетельствует табличка на капоте. По личному распоряжению директора ЗиСа И.А.Лихачёва сквозь пролом в стене внесён в Колонный зал Дома Союзов на обозрение делегатов XVII Московской партконференции. Получив ожидаемые дивиденды, Лихачёв утратил интерес к проекту
Фото предоставлено автором
КД, 1969 год. Коллектив энтузиастов в составе Игоря и Льва Дурновых, Владимира Елтышева, Эдуарда Молчанова, Анатолия Сывороткина и Феликса Хайдукова в 1963 году задумали и постепенно построили партию из 6 автомобилей. Оригинальный дизайн разработал Эдуард Молчанов. Хотя официально самоделку назвали «Спорт-900», прижилась аббревиатура КД в честь директора Московского завода автомобильных кузовов Кузьмы Даниловича Дурнова, без чьей поддержки осуществить проект не удалось бы. Под стеклопластиковой оболочкой КД скрывались агрегаты «Запорожца» – использовать более мощные государство запрещало
Фото предоставлено автором
«Лаура», 1986 год. Сенсация времён перестройки – питерские инженеры Дмитрий Парфёнов и Геннадий Хаинов построили два спортивных купе с кузовом из стеклопластика и двигателем ВАЗ-2105. Самостоятельно сконструировали переднеприводную трансмиссию. На энтузиастов обратил внимание М.С.Горбачёв, после чего им выделили лабораторию под эгидой Научно-исследовательского автомоторного института НАМИ
Фото предоставлено автором
Т-98 «Комбат», 2000 год. Бронированный внедорожник на шасси General Motors разработан конструкторским бюро «АвтоКАД» Дмитрия Парфёнова в Санкт-Петербурге. Выпускается по заказу. Сегодня дело взяла в свои руки латвийская фирма Dartz Леонарда Янкелевича, представив автомобиль в качестве наследника славы дореволюционной марки «Руссо-Балт». Автомобиль неоднократно показывали на выставке Top Marques в Монако. В 2012 году построен игровой экземпляр для комедии «Диктатор» Саши «Барона» Коэна
Фото предоставлено автором
Russo-Balt Impression, 2006 год. Проект московского бизнесмена Виктора Такнова и компании A:Level. Задумывалось ежегодно выпускать по 10 – 15 сверхдорогих купе на агрегатах Mercedes-Benz. Интересно, что в основу лёг проект Bugatti тбилисского дизайнера Звиада Циколия, переделанный затем при участии Владимира Пирожкова, Владимира Ярцева и Анатоля Лапина в Russo-Balt. Построила автомобиль германская инжиниринговая фирма Gerg GmbH. Russo-Balt Impression показали на Женевском автосалоне, и даже вроде получили заказы. Но дальше дело не пошло
Фото предоставлено автором
Marussia B1, 2008 год. Учредителем проекта «Marussia Motors» выступал шоумен Николай Фоменко, а имя автомобилю, по некоторым сведениям, придумала его тогдашняя жена Мария Голубкина, дочь народной артистки РСФСР Ларисы Голубкиной. Марка перекликалась с английским названием нашей страны, и даже в эмблеме обыгрывался триколор. Острословы тотчас переиначили марку в «Марашу». К тому в немалой степени подталкивала манера Фоменко очаровывать публику и вести дела. Сотрудники от Фоменко бежали, испытания проваливались, шоу-рум на Тверской пришлось закрыть. Фирма обанкротилась, не построив и двух десятков автомобилей. Оставшиеся реализовать очень трудно – они так и не смогли получить одобрение типа транспортного средства – главного автомобильного документа в нашей стране
Фото предоставлено автором
Кирилл Биленкин показал в Дубае сразу два автомобиля, оформленных по-разному. Таким образом, он доносит до потенциальных покупателей мысль, что кроме присущих автомобилям такого уровня натуральной кожи и благородных сортов древесины можно использовать экзотические ткани, хрусталь, драгоценные камни и металлы. Предполагается, что Vintage можно оформить индивидуально, по вкусу заказчика, чтобы тот чувствовал себя обладателем произведения искусства.
В Vintage всего густо: и реминисценций, и ослепительного блеска, и благородного шуршания. По российским меркам, даже чересчур. Оттого и отправились машины в Эмираты, где нет пределов слову «чересчур». Но с теми, кто в СССР строил самоделки в гаражах, кто участвовал в пробегах ДОСААФ, кто до хрипоты отстаивал свой проект в телепередаче «Это вы можете», машины Кирилла Биленкина роднит искренность.