Дмитрий Врубель: Я бы предложил не обсуждать выбор западных кураторов

Премию Тернера получил автор настенных орнаментов

+T -
Поделиться:
Подробнее

Одну из самых престижных наград в области современного искусства — Тернеровскую премию — получил Ричард Райт, прославившийся абстрактными настенными орнаментами.

Награду Райт получил за золоченые настенные фрески, напоминающие морозные узоры на окнах. Сейчас они покрывают одну из стен в лондонской галерее Tate, но будут уничтожены, когда в ней сменится экспозиция.

Выбор жюри в пользу Райта стал совершенной неожиданностью для принимавших ставки на победителя премии букмекеров. По их расчетам, приз должен был достаться Роджеру Хайорнсу за его инсталляцию «Захват» — квартиру, украшенную сияющими кристаллами.

Вместе с почетной премией Райт получил и денежное вознаграждение — 25 тысяч фунтов. Как пишет The Guardian, для 49-летнего Райта нынешняя церемония была последним шансом заполучить Тернеровскую премию, которую вручают художникам не старше 50 лет.

Дмитрий Врубель

   В силу полного выпадения России из мирового арт-контекста я бы предложил не обсуждать выбор западных кураторов и критиков. Все, что мы скажем, будет мимо кассы, к сожалению. Отчасти потому, что мы выбираем националиста Гинтовта, а британцы — узоры на стене. Насчет объективности британского выбора не знаю, но наш прошлогодний выбор безусловно достоин нас.   

Комментировать Всего 3 комментария

В силу полного выпадения России из мирового арт-контекста я бы предложил не обсуждать выбор западных кураторов и критиков. Все, что мы скажем, будет мимо кассы, к сожалению. Отчасти потому, что мы выбираем националиста Гинтовта, а британцы — узоры на стене. Насчет объективности британского выбора не знаю, но наш прошлогодний выбор безусловно достоин нас.

По статусу премии Тернера ее положено давать людям до 50 лет. История как в кино — художнику 49 лет, и под занавес он впорхнул в уходящий вагон. Я бы сказал, что для меня его работа все-таки ДПИ, декоративно-прикладное искусство. Я был уверен, что премию получит другой человек — Роджер Хайорнс, который превратил муниципальную квартиру в голубую пещеру, залив ее медным купоросом, хотя тоже непонятно, какой тут месседж. Премия слабее, чем прошлогодняя, скажем прямо. Другое дело, что на общем фоне этого года эта вещь смотрелась как-то прямо правильно. Это такой грандиозный, красиво сделанный псевдобарочный узор. Может быть, и закономерно, что Ричард Райт получил премию. Я не вижу в этом никаких симптомов. Были люди, которые делали это до него и лучше, чем он. Например, Мартин Крид, но, тем не менее, я никоим образом его не ругаю. Он способный художник и, говорят, еще способный музыкант. Для него симптоматичны другие вещи: он художник Гагосяна. Парень коммерческий, у него все будет в порядке. Шестое десятилетие своей жизни он проведет в богатстве.

Мне его творчество не близко, хотя никакого отторжения эти обои у меня не вызывают. Вчера слоновый кал, сегодня обои, завтра мультипликационная версия повешения Саддама Хусейна — это все имеет право на существование, главное — не вешать ярлыки. К нашей стране это не имеет никакого отношения. Мы живем in the middle of nowhere. Но, видимо, в глубине того, что называется кухней современного искусства, происходят какие-то сдвиги. Чуткие самописцы уже зафиксировали подвижку громадных пластов, но эта премия пока не симптоматична. Если в следующем году получится что-то в том же роде, тогда это будет сигналом. Пока — нет. Премия смещается отчасти в сторону дизайна. Все работы из шорт-листа — это дизайнерские фокусы, а не изобразительное искусство. Хотя, когда все эти псевдовысоколобые знатоки говорят: это дизайн, я с ними не согласен. Говоря языком дефиниций, это рисунок. De-sign, sign — это знак.

Вчера в СМИ прошла информация, что Виктор Пинчук создает новую премию на немалую сумму в $100,000. Выдаваться она будет раз в два года и подать на соискание могут только люди до 35 лет. В составе жюри Элтон Джон, Прада, и директора музеев Гугенхайм, МОМА, Центр Помпидур, и Тате. Херст, Мураками, Гурский и Кунс будут активно принимать участие в премии.

.

Как Вам, Дмитрий и Дмитрий, кажется, каким будет первый обладатель (или обладательница) этой награды? Будет ли у этой премии свое лицо отличное от Тернеровской или Hugo Boss премий? Можно ли рассчитывать что участие олигарха из пост-советского пространства поможет России или Украине немного впасть в мировой арт-контекст?