Зера Черешнева: Что делать, если вы остались без денег за границей
Мария Ивакова, ведущая программы «Орел и решка. Шопинг»:
Съемочная группа программы «Орел и решка» перемещается по разным городам каждые три дня. Во время съемки передачи в Мексике меня обокрали. Это было настолько неожиданно, что я не понимала, что делать. Украли кошелек, в котором было все: водительские права, оба паспорта, наличные, кредитные карты. Дальше мы должны были лететь в Америку снимать новую передачу, но я не могла никуда вылететь без документов и тем более денег. На какие-то мелкие расходы я одолжила у съемочной группы, а вот что делать дальше — было непонятно. Ясно было только одно: надо возвращаться в Москву, восстанавливать документы.
По счастливой случайности мои друзья в тот момент отдыхали в Канкуне, недалеко от столицы Мексики, где находилась наша съемочная группа. Они позвали меня к себе и купили билеты. Эта конфигурация была удачной: из Канкуна до Москвы можно долететь прямым рейсом (лететь со стыковками без документов слишком рискованно — долгий досмотр, велик риск опоздать на один из самолетов).
Вообще, чтобы вылететь из другой страны без паспорта, необходимо обратиться в российское консульство, а до этого посетить полицейский участок и написать заявление о краже. Тут отдельного внимания заслуживает криминальная полиция города Мехико. Местные стражи порядка постоянно предлагали нам куда-то отъехать, спрашивали, не хотим ли мы решить вопрос другим путем. Несмотря на настойчивые предложения, мы отказались и просто составили заявление. После полиции я поехала в консульство России, там мне выдали справку о потере паспорта — этот документ подтверждает гражданство Российской Федерации и дает право лететь.
Итак, съемочная группа отправилась в Америку, а я в Канкун к друзьям — проводить с пользой и восторгом свой незапланированный отпуск длиной в три дня. Так что можно сказать, что вся эта неприятная история оказалась мне только на руку.
После того как я восстановила два загранпаспорта (у меня их несколько из-за частых перелетов), я решила так: с собой паспорта больше не ношу, прячу в разные места — если один украдут, второй останется. Кошелька с тех пор у меня нет вовсе, мелкие наличные ношу только в карманах одежды, пользуюсь исключительно карточками, которые также лежат в разных местах.
Майя Стравинская, big-data-аналитик:
10 лет назад я оказалась в Париже в командировке в качестве корреспондента отдела «Культура» газеты «Коммерсант», меня пригласили на открытие выставки. Сама выставка и первый день командировки прошли прекрасно, но на третий день случилось неожиданное: банк заблокировал мою дебетовую карту из-за смешного долга по кредитке. Это была суббота, попытки выяснить отношения с банком оказались безуспешными, наличными у меня оставалось всего пять евро. Я поразмыслила, как быть в этой ситуации и решила, что протяну и так.
На пять евро я купила сэндвич в багете, разделила его на две части и положила в холодильник в номере. Это были два моих обеда и ужина на ближайшие 48 часов.
Билеты были на руках, отель был оплачен, слава богу, завтраки были включены, багет лежал в холодильнике. Оставалось понять, чем себя занять. Я не первый раз была в Париже, так что большую часть туристических аттракционов успела посетить в прошлые разы. К отсутствию денег я тогда решила отнестись как к приключению. В Париже, в конце концов, кроме кафе, ресторанов и магазинов, есть чем заняться. Турист с пустыми карманами видит этот город совершенно иначе. К тому же у меня было журналистское удостоверение, которое позволяет проходить в музеи бесплатно. Я решила, что не заскучаю.
Один Лувр — уже день. Но там-то со мной случилось еще одно злоключение. Оказалось, что мое журналистское удостоверение истекло за день до посещения. Французский охранник, сообщивший мне это, смотрел на меня как на клошара. Но всем известно, что вход в Лувр не один. Я обошла все и всюду мне отказывали дотошные охранники (как они могли рассмотреть даты в окружении этой странной кириллицы, я так и не поняла). Тогда я очень гордилась своим журналистским навыком договариваться и проникать куда угодно, но ни один из охранников и билетеров меня не пропустил. Видно, слишком голодные у меня были глаза. Обидно было до слез. Я вышла в Тюильри, села на скамейку и заплакала.
Делать было нечего, и я составила пеший маршрут по самым важным улицам и достопримечательностям: исходила все вдоль и поперек, фотографировала, читала книги в парке. Во все остальные музеи и культурные места меня пропускали, не обращая внимания на дату. Единственная проблема заключалась в том, что надо было как-то добраться до аэропорта. На момент, когда заблокировали карту, у меня оставался один билетик на метро – именно его я сберегла и использовала в последний момент. В аэропорту Москвы меня уже встречали.
За эти 10 лет банки стали более лояльными, никто уже не блокирует дебетовые карты за долг в три рубля на кредитке. Но мой финансовый опыт научил меня пользоваться услугами нескольких банков и всегда возить с собой несколько разных карт.
Константин Крюков, актер:
Без копейки денег я оказался в Японии. Мы снимали документальный фильм о православии — вас, возможно, это удивит, но в Японии действительно развито православие. Когда вся смысловая картинка фильма была собрана, мы решили снять перебивки (интересный зрительный ряд) на одном из местных рынков. Доехали до первого попавшегося, сняли и собирались ехать домой. Но мне настолько там понравилось, что я решил остаться. Попрощался со съемочной группой без какой-либо опаски. Токио, конечно, большой город, но я привык, что пока есть деньги, проблем не возникает.
Пошел гулять по рынку и при попытке совершить первую покупку обнаружил у себя в кошельке один доллар, когда-то положенный на удачу — то есть даже не японскую валюту. Весь кэш был потрачен утром, о чем я благополучно забыл за долгий съемочный день.
Меня охватила легкая паника: нахожусь неизвестно где, у меня нет наличных, и снять их нельзя. Дело в том, что в Японии карты Visa и MasterCard принимают только банкоматы «Ситибанка», остальные работают на внутреннюю систему и попросту съедают иностранные карты. В Токио нужных мне банкоматов было всего три. Я решил попробовать найти хоть какой-то и попытать счастье. Обошел весь квартал, обнаружил металлическое нечто, с виду напоминающее банкомат, и наудачу вставил одну из двух своих карт. Банкомат ее честно сожрал.
Я понял, что нужно срочно возвращаться в гостиницу. Но не все было так просто: таксисты в Японии не говорят на английском и боятся лишних коммуникаций. Все мои попытки объясниться были тщетными: я показывал им расположение отеля на карте, свои банковские карточки, пытался объясниться на пальцах — они меня слушали и ничего не отвечали. В итоге я дозвонился до съемочной группы и попросил достать мне переводчика, чтобы тот объяснил таксисту, куда меня везти. Найти переводчика тоже оказалось непросто, но мы провернули эту операцию. И вот когда я уже сел на заднее сидение в такси, мои глаза наткнулись на памятку для туристов, в которой на английском было написано, что любому водителю достаточно показать визитку отеля, в котором живешь, и он обязательно доставит тебя на место. Кроме того, такси принимают Visa и Mastercard.
С такими ситуациями я сталкивался несколько раз. Поэтому перед каждым путешествием всегда совершаю ряд действий, чтобы предотвратить финансовые неурядицы на местности. Как минимум, звоню в банк и сообщаю, куда я еду. Еще вожу с собой много карт, кладу их в разные места. Ну, и главное, всегда храню в кошельке визитку гостиницы, в которой живу.
Наталья Бардо, актриса:
Одна романтическая история в моей жизни закончилась так: в преддверии праздников я оказалась одна на тайском острове без вещей. Ситуация несмешная: в кармане банковская карта, на которой нет денег, 200 долларов, навороченный мобильный телефон, в котором осталось 20 процентов зарядки, и паспорт. На часах 9 вечера, на мне шорты, шлепки и майка. Ощущение, что я в компьютерной игре, и мне срочно нужно придумать план выживания и возвращения в родную Москву.
Первое, что приходит в голову — поехать в аэропорт. Покупаю билет за 100 баксов и улетаю в Бангкок — оттуда летают прямые рейсы в Москву. Прилетев туда, меняю доллары на баты и понимаю, что надо решить, где провести ночь, а завтра уже разобраться с возвращением домой. Ищу недорогую гостиницу, чтобы денег хватило на завтрашний день. Нахожу жуткий полузаброшенный отель недалеко от аэропорта, с 70-летней ворчливой хозяйкой, огромными тараканами и клопами. Все удовольствие стоит пять баксов, столько же такси, в кармане остается 90 долларов.
Пока я сижу на кровати и думаю, что делать, телефон пиликает, напоминая, что от заряда батареи осталось всего 10 процентов. Обычно первое, что я всегда делаю, когда начинаются проблемы — звоню маме со словами, что у меня все хорошо. В этот раз, думаю, придется все рассказать и попросить перевести деньги на карту. Телефон снова пиликает, зарядка на исходе. Сбегаю из жуткой комнаты с тараканами, ловлю такси и еду в ближайший магазин купить зарядку. Магазин при мне начинают закрывать, зарядки там нет. Стараюсь не паниковать и трачу почти последние деньги на старую «вечную» нокию. Это был единственный вариант.
Дозваниваюсь до Москвы, выдыхаю и уже представляю, как лечу обратно. Но оказалось, что в городе праздники — перевод дойдет только через два дня, банк не работает. Мама советует сидеть в отеле и ждать. Слава богу, она не видела этот мой «отель».
В итоге я прожила на 20 баксов два дня в дружбе с тараканами. Гуляла без денег по Бангкоку и часто звонила маме (это было единственное успокоительное, которое я могла себе позволить), каталась на багги, купалась, ела недорогую, но очень вкусную еду в очень простых местных ресторанчиках.
Эта история — мой самый большой кошмар в жизни. Теперь в путешествия с собой всегда беру карту с заранее пополненным счетом и… «неумирающую» нокию, чтобы всегда оставаться на связи!
Леся Шиповская, дизайнер, основатель бренда Studio Nebo:
Несколько раз для создания коллекций я заключала контракты с инвесторами. Первая бизнес-леди, с которой я работала, предложила мне закупить ткани для коллекции в Милане на профессиональной выставке, оговорившись, что все расходы возьмет на себя. Я по наивности и юности согласилась на эту авантюру. Мы прилетели в Италию и отправились на поиски. Вечером того же дня за чашкой чая в номере у нас состоялся странный разговор. Инвестор долго рассуждала о том, что в наше время деньги решают все, а после сообщила мне, что эту коллекцию необходимо посвятить ей, аргументировав это вложениями в наш проект. Я человек воспитанный, но позволила себе возразить, что право выбирать, кому посвящать коллекции, остается за мной по договору. Разговор закончился фразой: «Правда в том, что этот номер оплачен мной, и либо ты соглашаешься на мои условия, либо уходишь прямо сейчас».
Я молча покинула помещение, оказавшись на лестничной площадке с минимальным количеством наличных, взятых с собой. Через день должен был наступить мой день рождения. Просидев полночи в раздумьях, я пролистала ленты соцсетей и написала в инстаграм о том, что буду рада выпить с кем-то кофе утром в Милане. Несколько человек сразу откликнулись, а одна девушка предложила заехать за мной, не дожидаясь утра, поскольку живет неподалеку. Мы познакомились и разговорились о том, что в жизни может произойти что угодно. Она пригласила меня на оставшиеся несколько дней пожить у нее в доме. Я не предполагала, что это будет шикарный особняк с тремя гардеробными, в которых я, как золушка, буду бесконечно примерять платья и туфли. Вопрос с картой мы решили. День рождения я встретила в Милане в окружении прекрасных людей. Такой вот счастливый конец у этой истории. По возвращению в Москву с инвестором все-таки пришлось контактировать, поскольку контракт разорвать было невозможно. Но после этой истории я всегда в путешествиях рассчитываю только на себя и беру столько наличных, сколько хватит на всю поездку.