
Юлия Гусарова: Зачем нам Йоко Оно в чулках. Последнее слово в споре о календаре Pirelli
Энни Лейбовиц во второй раз, спустя 16 лет, сделала серию фотографий для календаря Pirelli. Героинями календаря стали 12 успешных женщин, среди которых только одна фотомодель — Наталья Водянова, один младенец и одна восемнадцатилетняя девушка — внучка директора выставочного центра MoMa PS1 Ангесс Ганд. Всю неделю зрители жужжали вокруг фотопроекта на разные голоса и продолжают это делать. Один из типичных мотивов жужжания: «Календарь Pirelli всегда был красивым, а не интеллектуальным. Этот календарь не должен быть про внутренний мир. Подмена понятий. Я не хочу видеть календарь с женщинами сомнительной (мягко выражаясь еще!) красоты». (Комментарий к посвященному календарю посту Игоря Хомского в фейсбуке.) Жужжание из года в год все громче — скоро оно сравнится по громкости с самими шинами Pirelli на автодроме Нюрбургринг. Менеджеры шинного гиганта, монополиста Formula 1, ответственные за выход календаря, наверняка всю эту неделю начинают день с шампанского — я, во всяком случае, поступала бы на их месте именно так.
То, что сделала Лейбовиц — результат решения команды Pirelli: они захотели «не так, как всегда». Если проследить историю таких решений с самого первого выпуска календаря в 1964 году, можно заметить их последовательность: традиционные tits&tyres чередовались попытками сделать фотопроект «не так, как всегда». Сначала компания Pirelli первой решилась на то, чтобы для официального корпоративного календаря сделать эротизированный фотопроект. В снимках Роберта Фримана нет пока даже открытых сосков, но фотографии все равно смотрелись довольно смело и в духе времени. Год за годом календарь становился все откровеннее.