Майами, «Арт-Базель»: искусство, деньги и щепки
Аэропорт Майами был вчера переполнен: из него во все концы света улетали художники, галеристы, коллекционеры, которые провели здесь неделю. Направление Майами—Нью-Йорк было особенно популярно — самолеты каждый час уносили в небо сотни ньюйоркцев. В полете обсуждали успех ярмарки Art Basel Miami Beach с ее яркими проектами и шумными вечеринками.
Американская «Арт-Базель» — это младшая сестра швейцарской ярмарки, более фривольная в силу курортного местоположения. За восемь лет она обросла мелкими ярмарками-сателлитами — теперь параллельно с главной проходит еще 15 ярмарок, и это не считая сторонних проектов — показов частных коллекций, выставок, конференций и, конечно, вечеринок. В этом году многие ждали ее с некоторым опасением в связи с рыночной нестабильностью. Однако, ко всеобщей радости, искусство продавалось, а вечеринки были многолюдны.
В этом году на «Арт-Базеле» в Майами впервые не было значительной выставки русских художников, но все же были представлены русские галереи — XL и «Риджина». А в отеле Shore Club состоялась главная русская вечеринка, организованная проектом «Сноб». Здесь Ник Ильин рассказал, что на этот раз в Майами ему больше всего запомнилась частная коллекция Розы де ла Круз (Rosa de la Cruz), которая была представлена в новом пространстве в Дизайн-дистрикте (Design District). Ильин также отметил частное собрание семьи Рубелл (подробнее об этом он пишет в своем блоге).
Самой обсуждаемой работой на «Арт-Базеле» стала картина художника Кахиндэ Уайли (Kehinde Wiley) «Equestrian Portrait of King Philip II» — это огромный портрет Майкла Джексона — реплика с картины Рубенса, выполненная в узнаваемой манере Уайли.
Джексон обратился к Уайли с просьбой написать его портрет, но так и не увидел его завершенным. Теперь эту работу представили в галерее Deitch Projects. Газеты, писавшие о ярмарке искусства в Майами, непременно упоминали эту картину как пример того, что времена пышной стилистики в изобразительном искусстве возвращаются. Картина была продана за 175 тысяч долларов. А сам художник Кахиндэ Уайли, кстати, завершил сезон «Арт-Базеля» вечеринкой в том же Shore Club, где триумфом вечера стал прыжок Михаила Идова в бассейн за упавшим туда телефоном, а также танцы, которые, как потом оказалось, запечатлел канал NBC — тем же вечером мы с удивлением увидели себя в новостях.
Впрочем, одно обстоятельство все же омрачило события этой недели. В начале ярмарки, метрах в ста от пляжа, по атлантическим волнам была пущена инсталляция художника Хорхе Мэйета (Jorge Mayet) — плавучая деревянная хижина в натуральную величину. Она стала символом Art Basel Miami Beach 2009, и фотография ее украсила обложку каталога ярмарки.
Так вот, в воскресенье волны сперва перевернули ее, а затем и вовсе разнесли в куски. Купающиеся опрометью кинулись на берег: прибоем на них несло доски с торчащими кривыми гвоздями. Еще через несколько минут остатки хижины выбросило на пляж, как потерпевший крушение парусник. Мы подобрали одну щепку и увезли ее с собой в Нью-Йорк: кто знает, может быть, потомки признают этот момент лучшим арт-проектом ярмарки.
Катя Кибовская