Семья Пигаревых выпустила четырехтомник «Антология русской поэзии». Эта книга, связанная с календарем (в том числе и с церковным), представляется мне очень удачной. Я довольно настороженно слежу за происходящим в последнее время усилением клерикальных поползновений в нашей жизни. Но здесь я вижу очень удачное сочетание светского и церковного. В книге сочетаются опыт православной России и новые технологии, при этом выказан хороший вкус при подборе стихов. Книга очень гармонична: в ней нет никакого крена в христианскую тематику, а есть жизнь русского человека в единстве с природой и в радостном переживании православных церковных праздников, которые тоже связаны с календарным циклом.

Мы так быстро пробежали эти безумные 90-е годы, что я не успел привить своим детям любви к чтению. Мы все время переезжали, книжки хранились в коробках... Книжки-то я сохранил, а время потеряно. Моя жена была из другой среды, там не принято было много читать. А у нас было принято. Мне в наследство досталась большая библиотека, и я всю жизнь продолжаю коллекционировать книги. Я помню, как мой дедушка читал мне Лермонтова. Он знал, что домашнее чтение — залог образования детей и внуков.

То, что я тогда недодал своим детям, отзывается теперь: я недоволен тем, что они не начитанные. Элементарные вещи, которые они могли бы почерпнуть из наших с ними посиделок, они получают в извращенном виде из каких-то нелепо скроенных гламурных журналов. Написанных не поэтическим языком Тютчева и Фета, а деревянным языком нынешних «литераторов».

Мы теряем те позиции, которые общество сформировало к 1960-м годам. Не случайно в эти последние тяжелые 20 лет население в России убывает, а уровень «средней интеллигентности» падает. На Западе в последнее десятилетие стали больше читать. И мне кажется, когда Россия пройдет этот болезненный этап, который еще усугубляется распадом нашей государственности, люди вернутся к чтению. Может, даже и взрослые.