Артем Богачев, ортопед-травматолог, сотрудник научного клинического центра ОАО «РЖД»:

У нас в больнице эту историю сейчас обсуждают постоянно, и мнений по поводу случившегося очень много. Конечно, в данном случае действия врача оправдывать невозможно — есть видеозапись, есть Уголовный кодекс, и какое-то наказание он должен понести. Какие бы ни были мотивы, по его вине погиб человек. Но вообще-то этот случай стал резонансным, потому что все случилось прямо перед камерами и закончилось трагедией, но подобных конфликтов повсюду очень много, и насилие пациентов по отношению к медработникам — это большая проблема. Когда я еще учился, я дежурил в больнице Склифосовского, и по ночам к нам постоянно привозили пациентов в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, которые были совершенно неадекватны. Бывало, доставим такого в операционную, отвернемся на секунду, а он схватит что под руку попадется — нож или какой-нибудь таз — и бросится на нас. К счастью, заканчивалось все хорошо, но в любой больнице, где есть скорая помощь, постоянно бывают такие истории. Тем более что сотрудники скорой помощи приезжают к людям на дом, и там чего только не происходит: и нападают, и собак спускают. В интернете даже есть сообщество «Злой медик», где врачи делятся подобными историями. Самое страшное — законодательно это никак не регулируется. Вот для тех, кто нападает на сотрудников силовых ведомств, предусмотрена административная и уголовная ответственность, а медики абсолютно беззащитны перед пациентами. Где-то полгода назад на Change.org даже была петиция с требованием внести на рассмотрение законопроект, который вводил бы ответственность за нападение на врачей при исполнении. Но пока на уровне государства это по-прежнему никак не регулируется.

Аркадий Верткин, заведующий кафедрой клинической фармакологии, фармакотерапии и скорой медицинской помощи МГМСУ:

Возможно, в медицинском учреждении решать проблемы с пациентами надо как-то по-другому, но вы представьте себе: какая-то пьяная рожа после 16-дневного запоя пристает к вашей любимой женщине, подруге или сестре и пинает ее ногой. Понятно, что в такой ситуации человек может не совладать с эмоциями, и это ситуация общечеловеческая. Неважно, кто тут действующее лицо — врач или представитель любой другой профессии. Вообще алкоголизация населения сегодня представляет огромную угрозу для национальной безопасности. Водители автотранспорта пьют в пятницу, субботу и воскресенье, а в понедельник не пьют просто потому, что их может остановить ГАИ, а не потому что они могут кого-то сбить насмерть. Охранники в детских садах и школах тоже пьют — разве можно пускать их работать рядом с детьми? Эту проблему надо решать на государственном уровне. Все больницы в стране страдают от обилия поступающих к ним пьяниц, которые давно потеряли человеческое лицо и опасны не только для врачей, но и для других пациентов — их просто нельзя держать в общем стационаре. И ведь их не становится меньше — у этих психически больных людей растут дети, у которых нет перед глазами других примеров для подражания, кроме их вечно пьющих родителей. Алкоголизм — это тяжелое заболевание, и нужно создавать какие-то медицинские условия, чтобы люди, которые им страдают, были изолированы и не нападали на окружающих.

Елена Конте, врач-терапевт первого филиала городской поликлиники №220:

Инцидент в белгородской больнице — это убийство, и я считаю, что врач ни в коем случае не должен бросаться на пациента с кулаками. Но многие коллеги этого врача оправдывают — я думаю, это потому, что они чувствуют совершенно наплевательское отношение к себе со стороны государства и общества. Когда пациенты бросаются на врачей и убивают их, об этом если и говорят, то как-то вскользь, и никому нет до этого дела. А тут один-единственный раз произошло наоборот, и теперь все это обсуждают.

Сейчас в поликлинике я не очень часто сталкиваюсь с агрессией пациентов, но если что-то вдруг случится, то охрана мне вряд ли поможет: у нас все охранники женщины, причем по большей части немолодые. Раньше, когда я работала в больнице, я встречала действительно много неадекватных и агрессивно настроенных пациентов. Правда, в большинстве случаев с ними все-таки удается найти общий язык, и агрессия сходит на нет. Главное — держать себя в руках, как бы трудно это ни было. Ответная агрессия врача вызывает еще большее ожесточение у пациента, и дело может закончиться плохо.

Одно время ко мне ходил пациент, который, как я потом узнала, состоял на учете в психоневрологическом диспансере и даже предпринимал попытку суицида, когда лежал в психиатрической больнице. Когда он пришел в очередной раз, у нас в аптеке не оказалось нужных лекарств, и я стала объяснять ему, что надо подождать, чтобы мы их заказали. Тогда он достал свою клюку и начал ей размахивать. Я-то знала, что ничего особенного он мне не сделает, и не испугалась, а вот медсестра, которая со мной тогда была, дико перепугалась, чуть ли не до заикания. Мы вызвали полицию, но к ее приезду он уже ушел, а теперь ходит к другим врачам. А еще однажды ко мне пришли мама и сын — сын был сильно пьян, мама тоже была не очень адекватна, но я так точно и не знаю, что с ней было. И почему-то им показалось, что я их оскорбила (не помню, что я такого им сказала, но точно ничего криминального). Они начали обзывать меня, снимать на видео, советовали переехать в Африку, а я почему-то вовлеклась в этот спор, и в итоге вышел очень мерзкий скандал.

Алексей Свет, кардиолог, главный врач Первой городской больницы:

На мой взгляд, никаких оправданий поведению этого конкретного врача нет — если внимательно посмотреть запись с камер наблюдения, это очевидно. Но если говорить в общем, то ситуации в больницах бывают совершенно разные, и врачам определенно нужна защита, часто даже в большей степени, чем пациентам. В нашем приемном отделении каждый вечер бывают люди, которые ведут себя неадекватно, например, потому что слишком много выпили, и жизни врачей часто оказываются под угрозой. Конечно, в больницах есть охрана и тревожные кнопки, есть камеры наблюдения, так что по идее пациенты должны знать, что хамить и грубить врачам, нападать на них не стоит. Но они все равно это делают по всему миру — например, в США за последний год было зарегистрировано около 500 тысяч случаев того, что называется nurse harassment. Все это было, есть и будет, так что врачей нужно в обязательном порядке учить, как правильно разговаривать с неадекватными пациентами и сводить конфликты на нет.