Евгения Кандиано /

Хилые подростки глупее, чем атлеты

Стереотип российской культуры: если подросток спортивен — он хулиган, а если книжник — хиляк. Кембриджские футболисты и гарвардские бегуны вроде намекают нам на другие возможности, но давайте-ка лучше возьмем 1,2 миллиона шведских призывников и проведем полноценное статистическое исследование

Кадр из сериала "Теория большого взрыва"
Кадр из сериала "Теория большого взрыва"
+T -
Поделиться:

Скажите, когда вы учились в школе, у вас было разделение на умненьких, но физически слабоватых «ботаников» и сильных и привлекательных, но не таких умненьких спортсменов? На Снусмумриков и Хемулей? У нас в классе было. И всем казалось, что по-другому и не бывает: либо ты умный, либо сильный. Потому что совмещать как-то не получается: одни проводят часы за книгами, другие — на футбольном поле; одни ездят на школьные олимпиады, другие — на спортивные соревнования. И даже фраза возрастом почти в две тысячи лет, которую когда-то сказал Ювенал, о том, что «в здоровом теле — здоровый дух», как-то не убеждала. Последнее, возможно, и не совсем нелогично, так как на самом деле Ювенал призывал заботиться о духе больше, чем о теле, а совсем не утверждал, что в здоровом теле непременно селится здоровый дух (если не верите, убедитесь сами). Однако, когда я поступила в университет на геологический факультет, мой школьный стереотип сломался: на нашем факультете учились ребята и умные, и отлично физически развитые. И одно другому нисколько не мешало. Итак, помогает спорт в развитии умственных способностей или не помогает? А может быть, наоборот, мешает?

Именно неочевидность этой связи и заставляет ученых проводить исследования, чтобы выяснить, коррелируют ли между собой умственные способности и физические, и если да, то как они коррелируют, позитивно или негативно. Особенно интересен с этой точки зрения подростковый возраст, когда нервная система и мозг проявляют значительную пластичность, то есть способность адаптироваться к новым условиям, ситуациям или последствиям различных поражений. В это время мозг как бы все еще учится жить.

На наше счастье группа шведских ученых осуществила грандиозные по своему масштабу исследования на эту тему, результаты которых были опубликованы на прошлой неделе в PNAS. Ученые проанализировали данные шведских призывников, рожденных с 1950 по 1976 годы, всего более 1,2 миллиона мужчин — огромная и, соответственно, статистически достоверная выборка. 268 496 человек из этой выборки являлись братьями, 3147 — близнецами и 1432 — однояйцевыми близнецами, то есть такими близнецами, чьи генотипы совпадают полностью. Надо сказать, что в подобных исследованиях очень важно сравнивать людей со сходными или идентичными геномами, чтобы разобраться, что заложено от  природы, а что является результатом того или иного воздействия. В исследованиях, о которых сейчас пойдет речь, сравнивался уровень натренированности сердечно-сосудистой системы (результаты тестов на велотренажерах) и уровень умственных способностей (также результаты самых разнообразных тестов на развитие, которые охватывали все возможные интеллектуальные навыки: от логических до геометрических и от вербальных до технических). Выделение различных интеллектуальных склонностей и тестирование их по отдельности вполне оправданно. Ведь за них отвечают различные участки головного мозга. Например, часто бывает так, что человек учит языки с невероятной легкостью, практически со слуха, но при этом математика является для него проблемой номер один. Вспомните Пушкина, чей стихотворный дар проявился очень рано, но по математике в лицее он получал даже и не единицы, а нули.

Подобные исследования среди подростков были проведены впервые. А ведь как они важны для нас, родителей! Нам так хочется, чтобы наши дети максимально реализовали себя в жизни, и так хочется им в этом помочь. Ученые пришли к выводу, что подростки, активно занимающиеся аэробным фитнесом в возрасте 15—18 лет (а именно он укрепляет сердечно-сосудистую систему), к своим 18 годам показывают лучшие результаты в плане когнитивных навыков. Особенно это касается логики и вербальных способностей. Дело в том, что центры, отвечающие за эти интеллектуальные навыки, локализованы во фронтальной зоне больших полушарий головного мозга и в гиппокампе — месте, где живет память. Видимо, именно эти участки мозга быстрее всего «отзываются» на физические упражнения в подростковом возрасте. Более того, ученые обнаружили связь между более тренированной сердечно-сосудистой системой у подростка и плодами его более поздних жизненных успехов, а именно уровнем образования и социально-экономическим статусом. Ученые также обратили внимание на тот факт, что только развитие сердечно-сосудистой системы обеспечивает ускорение темпов умственного развития, в то время как сила мышц на него практически не влияет. Одно печально: все эти исследования касаются только мужчин. А как же дела обстоят у женщин, спросите вы. Это пока что науке не известно. Но должна же быть в женщине какая-то загадка!

Алина Маркова:

Любопытно, каков механизм этой связи? Тут могут быть два объяснения:

1. Основная идея авторов исследования: если тренировать сердечно-сосудистую систему в подростковом возрасте, то каким-то образом, возможно, параллельно натренируются сосуды мозга, который в этом возрасте весьма пластичен и имеет большой потенциал.

2. Лично мне кажется, что наиболее вероятным объяснением более успешных тестов среди тренированных мужчин является тот факт, что если давать стимуляцию мозгу разнообразными занятиями и играми, то связи между клетками мозга образуются активнее, то есть мозг «умнеет». 

Комментировать Всего 52 комментария

Евгения, а не может быть так, что шведские подростки, занимавшиеся в 1976 году "аэробным фитнесом", росли в тех семьях, где вообще развитию детей уделяют больше внимания - кормят, учат, развивают, тренируют познавательную активность, честолюбие и т.д.? Вот они и получились такими. За Швецию (тем более, Швецию семидесятых) просто не знаю, а вот у нас эта тенденция очень даже наблюдалась в 90е, да и сейчас наблюдается. Учитывался ли вообще в исследовании параметр условно "социального происхождения", что ли?

Мария, спасибо большое, что вы ответили за меня. У меня был вчера очень длинный перелет и я не могла зайти в и-нет :)))

Я рада, что статья вам показалась полезной.

Мария, спасибо. По-английски я, к сожалению, не читаю, но про образование родителей поняла. Интересно, был ли для взрослых шведов 70х характерен тот феномен, что в России наблюдается уже века два, как минимум - "наши дети будут жить при коммунизме", т.е. когда верхняя часть "социально-низкой" прослойки старается всеми силами "пропихнуть" своих детей в слой "повыше" и видит в этом смысл своей жизни?

Катерина, не скажу про шведов, поскольку опыта общения с ними у меня нет совсем, но вот в Америке, где я прожила 15 лет, такой феномен наблюдается. Но скорее, не среди "коренных" Американцев (т.е Американцев, уже родившихся в Америке), а среди иммигрантов - из России, Китая, Кореи, Индии. Вот у них (нас? Себя тоже надо причислить!) действительно есть стремление предоставить своим детям всё самое наилучшее, чтобы развить их способности, но и чтобы поступили они в как можно более престижный ВУЗ - в надежде на лучшие перспективы в жизни, включая и повышение их социального статуса. Коренные Американцы больше озабочены тем, чтобы ребенок занимался тем, что ему нравится и выбрал профессию по душе, а не по принципу, что его дальше продвинет. Конечно, есть много исключений, но тенденцию такую я наблюдаю. 

абсолютно мой случай - родители пытались по максимуму дать то,чего не было у них.и я получаю замечательное образование,а не сижу в пту,достигаю поставленных целей и озабочена тем,  какой меня ждет соц статус...что в этом плохого?

или нам кастовая система нужна?

речь шла о том, что иногда при анализе статистических данных следует учитывать наличные в данное время и в данном месте социальные феномены. И все. Ничего плохого. Разве что немного усиленная по сравнению со среднепопуляционным  "озабоченность социальным статусом" :))

eto, konechno, nyjno y4itivat v issledovaniyax. 

i tendenciya takaya est - bessporno=) 

pravda, pust ona budet lu4she eta ozabo4ennost v Rossii, osobenno za centralnim okrugom strani, 4em nadejda na "avos 4to-to virastet".

pere4itala vetky i ponmau 4to yklonaus v off-top, no moment yj o4en nasushnyi.

mojet bit i na etu temy zme4atelne issledovaniya suchestvuut?

Можно я вмешаюсь?

Я считаю, что образование и кругозор - это самая важная жизненная основа, потому что человека формирует его профессия и социальная среда. Т.е. выбирая образование вы фактически выбираете какой будет ваша жизнь. Скажем, я получила геологическое образование. И я в полном восторге не только от науки геологии, но и от людей, которые меня окружают, от общения, от ритма и условий жизни. Я каждый день живу с ощущением счастья. Мой сын растет в академической интернациональной среде и это формирует его взгляды на жизнь. Но если бы мне родители в свое время сказали, что не надо мне поступать в МГУ, а лучше поближе к дому, и лучше выбрать не геоогию, а какую-либо более жизненную с их точки зрения специальность, то вся эта моя прекрасная жизнь не состоялась бы.

Так что огромное спасибо тем родителям, которые стараются предоставить своим детям возможность выбрать хорошее образование и интересную профессию. Детям очень нужна поддержка родителей.

Катерина, конечно, вы правы, что всегда есть подозрения на социальный фактор. Дело в том, что если найдена корреляция между двумя параметрами, это еще не означает, что они имеют прямую связь. Возможна опосредованная связь через какой-либо третий фактор, с которыми оба данные параметра связаны напрямую и имеют высокую корреляци. Я об этом писала в одном из своих материалов. Но в данном случае, как и ответила Мария, ученые старались исключить влияние социального фактора.

Спасибо, Евгения. Уточняющий вопрос (увы! - не могу прочитать статью в подлиннике): а как они потом оценивали успешность у выросших призывников - по психологическим тестам или по фактам (карьера, заработок и т.д.)?

Евгения, спасибо за статью - обязательно пошлю ссылку дочери (ей почти 17), пусть почитает. Она серьезно занималась плаванием с 10 до 16 лет, но потом бросила, несмотря на мои протесты. Может, задумается, что упускает возможность максимально развить свой потенциал.

Мне кажется, еще есть вот эта цепочка спорт-уверенность-позитивное мышление-результат. Помните известный эксперимент с разделением деток в школе на голубоглазых и кареглазых и как у "временно низкого социального слоя" резко падал результат..

Наталья, я этих исследований не знаю. Напишите, пожалуйста, поподробнее. Очень интересно.

Лучше найти и посмотреть это видео

Суть в чем: одна незаурядная американская учительница, примерно в 60х годах, решила рассказать и показать детям примерно 10-летнего возраста почему дискриминация - это нехорошо. Для этого она их разделила на группы "кареглазые" и "голубоглазые" и в достаточно резкой форме сообщила что кареглазые - это привелигированный класс. Что они более умные, сильные, способные, что им можно играть на площадке, и пр. Так продолжалось полдня. Потом группам детей дали одинаковые задания. Как и стоило ожидать, кареглазые жгли - решили все ловко в два с половиной раза быстрее. Голубоглазые сидели, грустили, изо всех сил старались собраться с мыслями, но не могли..

На следующий день учительница сказала, что она пошутила и на самом деле голубоглазые гораздо круче. Не трудно догадаться, как нещадно упал результат кареглазой группы.

Вы посмотрите, это весьма впечатляющее видео, ну и такая психологическая классика..

Применительно к спорту - я думаю, он как раз дает эту позитивную "могу-установку", которая конвертируется в интеллектуальные достижения.

У меня вообще есть личная теория о связи физического тонуса и жизненных достижений - мне кажется, поскольку мы все родом из животного мира, физические сила и выносливость означают быстроту реакции на опасность, а значит, повышенную выживаемость. По себе замечаю - стоит потерять физический тонус - сразу в других аспектах притормаживать начинаю..

Спасибо, Наталия! Ведь знала когда-то об этом экперименте, но забыла, а он - оч-чень хорош!

Cпасибо, очень интересно.

А вы обратили внимание на то, что различные зоны мозга в различной степени откликаются на тренировки? Для меня это был совершенно неожиданный факт.

Все это ужасно интересно, Наталья. Посмотрел видео - оказывается, эта учительница придумала и начала свой эксперимент в день убийства Мартина Лютера Кинга.

А какова Ваша физическая рутина? что Вы делаете каждый день?

Надеюсь, Вам все же удалось посмотреть видео целиком, Илья.

Я вообще хиляк по натуре, поэтому всю жизнь себя загоняла с целью это побороть - от каких-то диких экстремальных походов до того что подрабатывала инструктором по фитнесу в славное студенческое время. А вообще я танцую всю жизнь. В данный момент 3-4 раза в неделю танц. тренировки + 1 раз силовая в зале.

К слову о европейском обществе и спорте. Мы вчера ездили на турнир и я была поражена насколько здесь развито так называемое сеньорское танцевание ( те, кому за 35), в отличие от нашей страны, где это, в основном, молодежный спорт.  В какой форме эти люди, а главное, сколько их! Пока мы не  могли отдышаться после своего финала, группа "45+" оттанцевала 5 танцев по полторы минуты европейской программы и побежала переодеваться на латиноамериканскую. У меня, честно сказать, выпадали глаза. 

Поэтому когда моя мама начинает " и что, ты так до 40 лет собираешься??", я молчу, но в глубине души понимаю, что на самом деле гораздо дольше :)

Сильно! Танцы - это вообще что-то очень глубинно правильное, видимо этот сорт движения отвечает неким важным инстинктам.

Ух ты! Кто-то думает так же как и я! Но я не буду тут на эту тему, а то буду неделю могу писать и вы меня уже не остановите .. :)

Я тоже очень люблю танцевать. Раньше занималась балетом, просто так для себя.

А вам какие танцы нравятся больше всего?

Слово "нравится", наверное, в моем случае не совсем подходит, потому что танец - моя кожа. Кожа не может нравится. Она есть, без нее невозможно, она неотъемлемая часть..

Я закончила балетную школу, но в целом ( сорри!) нахожу балет эмоционально суховатым и асексуальным. Как техническая основа любого движения он необходим, но глубоко развивать мне неинтересно.

Я танцую бальные танцы. Это такая эстетически совершенная модель отношений двух  людей. И там через движение можно показать весь спектр эмоций и переживаний, которые только бывают..к тому же, технически они (БТ) совершенно естественны, в них нет ничего надуманного типа стояния на пальцах..

Я тоже занималась балетом как основой :) На самом деле это были сюжетные танцы. По-немецки это называется сценический танец, возможно, по-русски тоже. Но больше всего мне нравятся латиноамериканские танцы.

И в этом я вас полностью поддерживаю! В латиноамериканских танцах в смысле :)

отлтично сказано - стояние на пуантах с детства казалось мне чем-то искуственным - "надуманно" - отличное слово

хотя, как и многие надуманные вещи - именно это и вызывает эстетическую реакцию: ощущение преодоления материала (что может быть надуманнее, чем превращать мраморные глыбы в живую плоть? а холстяные тряпки в голландский натюрморт?)

Наоборот, Наташа, очень прошу Вас напишите; м.б. Вы согласитесь написать пост в свой блог, и мы все его прочитаем? Мне не хватает мозгов и танцевальных умений (хотя выпив и влюбившись я почему-то всегда принимаюсь выплясывать, к ужасу окружающих), чтобы додумать эти мысли до конца, а Вы явно их думаете уже давно..

Какова цель этого исследования? Создать усредненного человека, который будет думать и качаться в спортзале по графику? Ведь тот, кто проводит много времени за письменным столом, читая и обдумывая свои тексты, не сможет это же время посвящать спортивным нагрузкам? В жизни приходиться делать выбор. И к счастью, люди настолько разные. Вспомните академика Сахарова и многих олимпийских чемпионов.

Цель - как раз дать людям выбор. Их дети могут по-прежнему жить в советской традиции, и думать, что посвятить 100% времени камеральной работе - это значит развить на 100% свой потенциал. А могут - воспринять опыт мировой культуры, и выделять время на спорт - чтобы стать гораздо умнее, чем стали бы без спорта.

Сахаров плохой пример, потому что он нобелиат. Результаты шведского исследования скорее говорят о том, что средний человек станет умнее, если будет подростком заниматься спортом. Согласны?

Мне не нравиться любые гипотезы о "среднем человеке", я пока ни одного среднего не встречала. Как раз эта идея "правильного воспитания" вместе со "сбалансированыым питанием" и "позитивным настроем" мне кажется кислой и унифицирующей. Я ни в коем случае не против спортивных занятий для подростков, но поиск корреляций вроде спортивное развитие/интеллект разве это знание о человеке?

Конечно же знание - если мы держим в голове все ограничения и минусы такого усреденения. Ну вот скажите, как Вы объясняете, что на выборке 1.2 млн человек получилась такая крепкая корреляция? как это можно объяснить иначе, чем наличием причинной связи?

A Vy uverenny, chto testy na intellekt izmerjajut to, kak chelovek dumaet? Est' horoshee opredelenie intellekta kak togo, chto izmerajut testy na intellekt. Umeet li myslit' chelovek i stavit' voprosy po-novomu, etot test ne pokazhet.

A Vy dumali o tom, chto chelovek v raznyh situacijah projavljaet sebja po-raznomu, ne machina? Vashi sportivnye dostizhenija ili uspeshnost'  resenija Vami zadach budet sil'no var'irovat'sja v zavisimosti ot Vashego nastroja i motivacii.

Po-moemu, sporit' seichas s Vami, eto kak razgovarivat' s ubezhdjennymi verujuschimi, buduchi ateistkoj, ja staratel'no izbegaju vlazit' s nimi v kakie-libo diskussii)

Kstati, u verujuschih mne simpatichno otsutstvie usrednenija, kogda rech' zahodit o cheloveke, a v nauke psihologocheskoi imenno 'srednij chelovek' menja smuschaet.

Целью исследований является установление причинно-следственных связей.

Факты такие, какие они есть. А как вы к ним будете относится - это безусловно ваше право.

Именно об этом я и написала, есть факт существования ученых и философов, которые не отличались развитой мускулатурой. И есть причины, из которых следуют для каждого человека  выбор им круга интересов и областей для развития.

Тщедушные философы и могучие дураки - как раз ничего не доказывают; это крайности. А доказывают 1.2 млн мужиков в исследовании с хорошей статистикой; доказывают, что есть прямая связь. Простите что пристаю, но правда -- мне важно понимать - как Вы относитесь к такому способу установления истины?

Ja otnoshus' k nemu imenno kak k sposobu ustanovlenija istiny, no ne kak k samoi istine, slishkom simpatiziruju tschedushnym philosopham))))

Дорогая Екатерина, это исследование совсем не умаляет ничьих достоинств. Вы можете отностится к нему как к подсказке для подростков и их родителей, что занятия спортом приносят пользу и интеллектуальному развитию тоже. Причем подростковый возраст - это время, когда еще многое можно в себе подправить, благодаря той самой пластичности, о которой шла речь в статье.

Eto mozhet byt' interesnym predmetom dla diskussij: chemu sluzhat nauchnye issledovanija v takih naukah kak psyhologija. Vasha tochka zrenija - eto svoego roda podskazki, a zachem oni Vam?

А у меня так устроена голова :) - я люблю узнавать новое об этом мире. И люблю делится тем, что прочитала, особенно, если это, как мне кажется, может принести кому-то практическую пользу или кого-то заинтересовать.

Екатерина, скажите, а какая тема вашей диссертации?

Моя диссертация по психопатологии и даже в названии сложные термины. Я пытаюсь разобраться всего с одним клиническим случаем, потому вряд ли это может принести практическую пользу, если понимать под пользой какой-то вывод или решение для "среднего" человека.

Простите что влезаю, но это ужасно интересно; нельзя ли попросить Вас написать в Вашем блоге о Вашей диссертации? можно совершенно не оглядываться на сложность и не бояться терминов - мы все умеем пользоваться словарем :)

А что Вы думаете про пользу психологических исследований? мне казалось (грубо), тут есть попытка заменить житейскую мудрость на что-то более объективное и проверяемое..

А не остается ли это все той же житейской мудростью? Вы ведь знаете, каким образом формируется гипотеза в научном исследовании и о том, что вместе с найденной корреляцией всегда есть ошибка. Именно эта ошибка является двигателем науки, т.е. новый исследователь может добавить неучтенный фактор, который создавал эту ошибку и радикально перевернуть гипотезу предыдущего и т.д. Описать реальное, такое какое оно  есть вне человеческого опыта, наука не может. Никакой объективности не существует, так как исследователь говорит, он интерпретирует математические формулы, которые оказываются сами по себе ближе к реальному.

Об этом можно почитать у  Рене Тома, французского математика. Или в книге Александра Койрэ и у очень многих других ученых, которые обдумывают свой опыт.

Для психологического исследования эта проблема намного актуальнее, потому что объектом исследования является сам человек. Результаты таких экспериментов, как выше описанный, служат человеку своеобразными "мифическими" предписаниями, потому что обыватель принимает их за некую истину. это далеко не так, даже для  самих исследователей.

Хотя к счастью, читая рубрику "британские ученые установили", мы часто улыбаемся.

Ну и в современном обществе, человек нуждается в каких-то ориентирах, пусть подростки занимаются спортом, а психологи-экспериментаторы имеют работу.))) Получился занудный ответ...

Екатерина, как уже написал Илья Колмановский, было бы действительно очень интересно понять чем вы занимаетесь. Если вам это интересно и если этика ваших исследований это позволяет, то было бы здорово, если бы вы это описали в своем блоге.

Что касается данного конкретного примера исследований - думаю, надо делать разницу между понятиями "истина" и "факт". Тогда результаты исследований не будут восприниматься как нечто конечное и несомненное.

Но тем не менее, факты остаются фактами - нравятся они или не нравятся они представляют собой некую объективную реальность.

Нет не занудный, спасибо;

но если бы Вы были правы на 100%, не было бы электричества и космических полетов. Вы скажете: мы говорим о психологии, где тут реальные достижения? У меня есть некоторые примеры, но поскольку Вы занимаетесь психологической наукой, я все же хочу спросить Вас: не найдете ли Вы примеров реальных фактов, установленных экспериментальной психологией - неочевидных из житейской мудрости? Примеров, работающих против Вашей позиции?

Про британских ученых я отдельно на Вас злюсь, потому что это мой кошмар. Мне было бы ужасно удобно начинать так многие колонки (ведь и правда в Британии много хорошей науки и ужасно лень перечислять имена и университеты в первой строчке, потому что хочется сразу добраться до новости) - но ведь мигом заплюют, а все из-за этого идиотского клише :)

Ja ne zanimajus' psihologocheskoi naukoi, k sozhaleniju.

Navernoe, ja ploho pojasnila, chto ne otricaju dostizhenij v nauke i dazhe bolee togo, nastaivaju na tom, chto ona "obrechena" na dostizhenija. Menja volnuet lish' to, chto vypadaet v raschetah, kogda v formule dlja vychislenija chisla pi, naprimer, my stavim 3,14...  dazhe s maksimal'no dlinnym hvostom posle zapjatoi, vnosit'sja oshibka i etu oshibku prihodit'sja interpretirovat'.

Pro britanskih uchjenyh ja poshutila, potomu chto legkaja ironija vsegda poleznee ubezhdjennosti, est' ved' sovershenno nelepye issledovanija, i v nauchnom mire oproverzhenija sluchajutsja postojanno, razve net?

Баланс, Екатерина, баланс..Ну скажите, вы ведь лучше себя после пробежки  чувствуете, ведь правда? :)

Дорогая Наталья,

я совсем не против пробежек и занятий спортом, даже очень люблю! Но не потому что это позволяет мне развиваться интеллектуально. Чтобы читалось удобнее, я обычно в Национальную библиотеку на наб.Миттерана, там очень хорошо работается над диссертацией))).

Екатерина Остащенко Комментарий удален

На мой взгляд, авторы данной выборки в Швеции хотели сказать своим исследованием, что ум и интеллектуальную развитость ни в коем случае нельзя противопоставлять физическому развитию. И что, перефразируя Чехова, "все в человеке МОЖЕТ быть прекрасно, и тело и ум". Просто не стоит фанатеть ни в развитии того, ни в развитии другого.