Скажите, когда вы учились в школе, у вас было разделение на умненьких, но физически слабоватых «ботаников» и сильных и привлекательных, но не таких умненьких спортсменов? На Снусмумриков и Хемулей? У нас в классе было. И всем казалось, что по-другому и не бывает: либо ты умный, либо сильный. Потому что совмещать как-то не получается: одни проводят часы за книгами, другие — на футбольном поле; одни ездят на школьные олимпиады, другие — на спортивные соревнования. И даже фраза возрастом почти в две тысячи лет, которую когда-то сказал Ювенал, о том, что «в здоровом теле — здоровый дух», как-то не убеждала. Последнее, возможно, и не совсем нелогично, так как на самом деле Ювенал призывал заботиться о духе больше, чем о теле, а совсем не утверждал, что в здоровом теле непременно селится здоровый дух (если не верите, убедитесь сами). Однако, когда я поступила в университет на геологический факультет, мой школьный стереотип сломался: на нашем факультете учились ребята и умные, и отлично физически развитые. И одно другому нисколько не мешало. Итак, помогает спорт в развитии умственных способностей или не помогает? А может быть, наоборот, мешает?

Именно неочевидность этой связи и заставляет ученых проводить исследования, чтобы выяснить, коррелируют ли между собой умственные способности и физические, и если да, то как они коррелируют, позитивно или негативно. Особенно интересен с этой точки зрения подростковый возраст, когда нервная система и мозг проявляют значительную пластичность, то есть способность адаптироваться к новым условиям, ситуациям или последствиям различных поражений. В это время мозг как бы все еще учится жить.

На наше счастье группа шведских ученых осуществила грандиозные по своему масштабу исследования на эту тему, результаты которых были опубликованы на прошлой неделе в PNAS. Ученые проанализировали данные шведских призывников, рожденных с 1950 по 1976 годы, всего более 1,2 миллиона мужчин — огромная и, соответственно, статистически достоверная выборка. 268 496 человек из этой выборки являлись братьями, 3147 — близнецами и 1432 — однояйцевыми близнецами, то есть такими близнецами, чьи генотипы совпадают полностью. Надо сказать, что в подобных исследованиях очень важно сравнивать людей со сходными или идентичными геномами, чтобы разобраться, что заложено от  природы, а что является результатом того или иного воздействия. В исследованиях, о которых сейчас пойдет речь, сравнивался уровень натренированности сердечно-сосудистой системы (результаты тестов на велотренажерах) и уровень умственных способностей (также результаты самых разнообразных тестов на развитие, которые охватывали все возможные интеллектуальные навыки: от логических до геометрических и от вербальных до технических). Выделение различных интеллектуальных склонностей и тестирование их по отдельности вполне оправданно. Ведь за них отвечают различные участки головного мозга. Например, часто бывает так, что человек учит языки с невероятной легкостью, практически со слуха, но при этом математика является для него проблемой номер один. Вспомните Пушкина, чей стихотворный дар проявился очень рано, но по математике в лицее он получал даже и не единицы, а нули.

Подобные исследования среди подростков были проведены впервые. А ведь как они важны для нас, родителей! Нам так хочется, чтобы наши дети максимально реализовали себя в жизни, и так хочется им в этом помочь. Ученые пришли к выводу, что подростки, активно занимающиеся аэробным фитнесом в возрасте 15—18 лет (а именно он укрепляет сердечно-сосудистую систему), к своим 18 годам показывают лучшие результаты в плане когнитивных навыков. Особенно это касается логики и вербальных способностей. Дело в том, что центры, отвечающие за эти интеллектуальные навыки, локализованы во фронтальной зоне больших полушарий головного мозга и в гиппокампе — месте, где живет память. Видимо, именно эти участки мозга быстрее всего «отзываются» на физические упражнения в подростковом возрасте. Более того, ученые обнаружили связь между более тренированной сердечно-сосудистой системой у подростка и плодами его более поздних жизненных успехов, а именно уровнем образования и социально-экономическим статусом. Ученые также обратили внимание на тот факт, что только развитие сердечно-сосудистой системы обеспечивает ускорение темпов умственного развития, в то время как сила мышц на него практически не влияет. Одно печально: все эти исследования касаются только мужчин. А как же дела обстоят у женщин, спросите вы. Это пока что науке не известно. Но должна же быть в женщине какая-то загадка!

Алина Маркова:

Любопытно, каков механизм этой связи? Тут могут быть два объяснения:

1. Основная идея авторов исследования: если тренировать сердечно-сосудистую систему в подростковом возрасте, то каким-то образом, возможно, параллельно натренируются сосуды мозга, который в этом возрасте весьма пластичен и имеет большой потенциал.

2. Лично мне кажется, что наиболее вероятным объяснением более успешных тестов среди тренированных мужчин является тот факт, что если давать стимуляцию мозгу разнообразными занятиями и играми, то связи между клетками мозга образуются активнее, то есть мозг «умнеет».