Владимир Фролов, профессор МГМУ им. И. М. Сеченова:

Нормативный акт, который готовит Минздрав, — это просто безобразие, молодые врачи будут по несколько лет попросту деградировать в государственных поликлиниках, и потом их надо будет возвращать в университеты и снова учить. В поликлинике врач превращается в диспетчера — к нему идет нескончаемый поток посетителей, и у него есть четкие инструкции: от такой-то болезни такое-то лекарство, и он должен четко им следовать. Это не развивает никакого клинического мышления, тут просто отсутствует великое искусство врачевания. Этих стандартов лечения и непрерывного потока не должно быть, и тогда молодые специалисты сами пойдут в государственные клиники, они будут в этом заинтересованы. А еще, чтобы врач мог вдумчиво и толково заниматься своим делом, он не должен постоянно думать о куске хлеба и теплом уголке, где он может прикорнуть, — у него должны быть нормальные условия. Почему-то наша реформа здраворазрушения коверкает эти всем понятные истины. В поликлиниках молодые врачи ничего не зарабатывают, а ведь им надо создавать семью, растить детей… Получается, что у них как минимум на пять лет отнимают будущее.

В Минздраве свою инициативу оправдывают тем, что в других странах принято проходить практику в государственных учреждениях. Но там ведь все по-другому: вот, например, в Австралии медицинский вуз — самый престижный в стране, куда берут только лучших, и туда попадают только люди, которые очень мотивированы заниматься медициной. Клиники, в том числе и частные, подбирают себе будущих сотрудников среди студентов, чтобы те знали, что их будущее обеспечено, и учились спокойно. И уровень медицины там очень высокий — от простой профилактической медицины до кардиохирургии.

Александр Карабиненко, профессор РНИМУ им. Н. И. Пирогова:

Я считаю, что заставить молодых врачей отрабатывать определенный срок в государственных учреждениях будет правильно: молодой врач не должен жить с мечтой о том, как он будет зарабатывать мешки денег в косметическом салоне. Он должен сначала как следует узнать, что такое пациент, как с ним правильно обращаться и какие есть социально значимые болезни. Конечно, студентам такая идея не по душе, но они еще не очень хорошо знают жизнь и не способны верно оценивать ситуацию. Студент обычно думает, что, раз он выучился, например, на хирурга, то ему теперь надо заниматься только хирургией, а остальная медицина не нужна. Но становление врача — это сложный процесс, и, чтобы стать хорошим специалистом, начинающему медику надо более широко изучить профессию. Если он лет пять поработает в системе общей практики, он научится оказывать экстренную медицинскую помощь разных видов, поймет, как функционирует медицинское учреждение, начнет переживать за жизнь больного. А сейчас студенты только думают, где бы им побольше заработать, а об остальном не заботятся. А ведь, например, в Америке врач, который только что окончил университет, может заняться индивидуальной работой только через три-четыре года, а до этого все выпускники работают помощниками врачей, и каждому из них надо себя хорошо зарекомендовать, чтобы ему дали сертификат.

Алена Булыга, студентка РНИМУ им. Н. И. Пирогова:

Понятно ведь, что после вуза никто не хочет идти работать в государственную поликлинику и получать там 18 тысяч в месяц, да еще и когда на прием одного пациента у тебя всего лишь 10 минут. Если молодых врачей заставят идти работать в те места, куда они не хотят, с каким настроением они будут лечить людей? Не думаю, что в такой ситуации это будет качественное лечение. Да и непонятно, на что жить, строить семью. Когда мы поступали, мы не подписывали никаких бумаг, где было бы сказано, что мы должны будем что-то отрабатывать в госучреждениях, так что получается нечестно. Сейчас и так после общего медицинского образования каждый обязан отработать три года в поликлинике, а потом уже учиться дальше и получать специализацию — выходит, ты получаешь диплом, а потом еще до 30 лет учишься, если не хочешь быть просто терапевтом в муниципальной поликлинике. Так что большая часть моих знакомых вообще собираются уйти из медицины сразу после получения диплома.

Дина Чарная, студентка СПбГПМУ:

Про новый нормативный акт Минздрава я до сегодняшнего дня ничего не слышала, но, как я поняла, это продолжение реформы медицинского образования, которая уже давно идет: если раньше мы учились шесть лет, потом получали диплом и шли в интернатуру или ординатуру, то теперь мы шесть лет учимся, а потом три года обязаны проработать в государственной поликлинике. Там мы работаем как полноценные врачи, ведем прием, но без полноценной зарплаты — считается, что это мы так проходим продленную практику. При этом ответственности на нас столько же, сколько на обычных докторах. После этого мы должны заново сдавать экзамены и поступать в ординатуру, где опять получаем мизерную стипендию. Конечно, в Минздраве молодцы: они хотят, чтобы мы после учебы сразу начинали работать, что называется, на поле боя. Но неразумно отправлять нас самих принимать пациентов, у нас же нет опыта. Лучше было бы отправлять на практику в стационар, где над нами бы стояли опытные врачи и руководили.

А если Минздрав действительно хочет еще и после учебы отправлять всех в государственные клиники, то это вообще непонятно: почему человек должен пять лет сидеть и ждать чего-то? А если он с первого курса искал себе место в коммерческой клинике и готовился именно к нему? Конечно, за рубежом такое практикуется, да и учиться там заканчивают только лет в 30, но ведь там даже во время практики начинающие врачи получают адекватные деньги — они, по крайней мере, могут себя обеспечить и заплатить за жилье.

Анастасия Бриль, студентка МГМУ им. И. М. Сеченова:

Студенты медицинских вузов сегодня получают стипендию меньше полутора тысяч рублей в месяц — на это ведь невозможно существовать. Большинству из нас помогают родители, некоторые работают, где получится, и не успевают как следует учиться. И что получается? Ты заканчиваешь вуз и идешь работать в государственную клинику, где тоже совсем не платят, и продолжаешь зависеть от родителей? Ведь первые два-три года в муниципальных учреждениях вообще ни копейки не платят, потому что для начала надо, что называется, наработать стаж. А самое интересное, что нарабатываешь ты его не по своей специализации — например, выучился на хирурга, а работать приходится терапевтом или вообще санитаром.

Мурад Газимагомедов, студент Медицинского института РУДН:

На самом деле выпускники медицинских вузов не так уж и часто сразу идут работать в коммерческие клиники: там нужно платить большую аренду, да и просто вчерашних выпускников редко туда берут. А в государственную клинику тебя точно примут на работу, будет какой-никакой стабильный оклад. Но лично я не хотел бы работать в государственной клинике: как бы правильно это ни было, мне хочется работать на себя и зарабатывать деньги.