О сроках осуществления контроля границ

Шенгенское соглашение. хоть и инкорпорировано в структуру Европейского Союза, играет самостоятельную роль: необязательно входить в ЕС, чтобы быть участником Шенгена. Когда говорят, что судьба соглашения напрямую связана с судьбой Евросоюза, это верно лишь частично. Соглашение — самостоятельный документ. Если в него вносятся коррективы, ЕС никуда не девается.

Идея Шенгена — ликвидация контроля на границах между странами-участницами соглашения — вещь сама по себе хорошая. Но в ситуации, когда ЕС сталкивается с беспрецедентным потоком беженцев, эта идея становится для него проблемой. Приходится вводить временные меры, которые на самом деле соглашением уже предусмотрены.

Страны-участницы соглашения при необходимости могут временно возвращать контроль на границе, это может продолжаться до шести месяцев. Насколько причины для этого весомы, решается при участии Еврокомиссии. Она уже опубликовала свое мнение: возражений нет, шаг оправдан. Когда меры погранконтроля необходимо продлевать спустя эти шесть месяцев, необходимо общее решение Евросоюза. Именно это сейчас будет обсуждаться: возможность продолжения контроля границ, не выходя за рамки Шенгенского соглашения. На практике это может ничего нового и не означать: на наземных участках границ, считающихся миграционноопасными, уже и так стоит пограничный контроль.

О передвижении между странами Шенгена

Для ЕС важно взять процесс под контроль, не допустить, чтобы он развивался стихийным образом, что создаст почву для роста крайне правых настроений. Пограничный контроль между странами Шенгенского соглашения — это не расстановка штампиков в паспорте, а в первую очередь пост полиции, который выборочно проверяет паспорта. Если документы в порядке, есть действующая виза, человек не является претендентом на убежище, то все нормально — можно ехать без дополнительных сложностей. При перемещении из одной страны Шенгенской зоны в другу страну Шенгенской зоны самолетом — даже если они обе объявили о контроле границ — пассажир вообще не заметит никаких изменений: личная информация и так была предоставлена при покупке билетов.

О сложностях, возникших из-за контроля границ

У стран-участниц соглашения, которые граничат только с другими странами-участницами соглашения, не хватает кадров для обеспечения контроля границ, нет никакой инфраструктуры. Сложнее всего организовать контроль в зеленых зонах — лесах и полях. Установить на этих сложных участках пост очень затратно, тем более что это временная мера. Европейский Союз пытается решить проблему совместными усилиями: за счет создания общей пограничной службы, которая может работать в зонах риска, перемещая ресурсы с одного поста на другой.

Независимо от границ поток беженцев создает ряд опасностей внутри стран ЕС. Это формирует запрос граждан на увеличение численности полицейских служб. Расширение личного состава полиции может быть использовано и для осуществление сотрудниками контроля границ.

Одна из самых болезненных проблем, появившихся из-за контроля границ между странами-участницами соглашения, касается бизнеса. У многих предприятий ЕС элементы их продукции производятся в разных странах. Фактически логистические цепочки построены на отсутствии контроля границ: на их прохождение не надо тратить ни время, ни ресурсы. Из-за появления погранконтроля, а сейчас трудно предсказать, насколько тотальным он будет в будущем, возникают экономические издержки. Бизнес наблюдает за происходящим с большим беспокойством. Именно по этой причине постоянно подчеркивается, что контроль границ — ситуация исключительная, но временная.