На днях в мире произошла небольшая революция: в продажу поступили куклы Барби с тремя новыми типами фигуры — миниатюрная, высокая и curvy. Последней в русском языке не нашлось лучшего аналога, чем «пышная», и именно она привлекла больше всего внимания. Одни говорят, что с «толстухой» никто не захочет играть. Другие сетуют, что кукла немногим пышнее оригинальной Барби и все равно остается более худой и длинноногой, чем средняя американка. Третьим кажется, что три новых модели в серии Fashionistas — это слишком мало, чтобы приблизить мир Барби к реальности. Наконец, многие понимают, что это лишь отчаянный маркетинговый ход компании Mattel, потому что в последние годы продажи Барби неуклонно падали, уступив место не только диснеевским куклам по мотивам «Холодного сердца», но даже дешевым китайским аналогам.

Фото: Mattel
Фото: Mattel

Воплощение зла

Барби ненавидят с момента ее создания. Как только в 1959 были выпущены первые куклы, их тут же принялись критиковать за навязывание ложных стандартов красоты, хотя в сравнении со своими предшественницами, немецкими Лилли, Барби были очень похожи на живых людей. Барби ненавидели, когда в 1965-м вышла линейка кукол в пижаме в комплекте с весами, застывшими на отметке 110 фунтов (50 кг), и брошюрой о похудении, содержание которой сводилось к фразе «Не ешь!»: весы перестали выпускать через год, но брошюра осталась. Барби ненавидели, когда в 90-е появилась кукла, говорящая «Математика — это трудно»: их выпуск прервали по требованию Американской ассоциации женщин с университетским образованием, и такие Барби стали раритетом. Барби ненавидели даже тогда, когда Mattel себе в убыток выпустили куклу Бекки в инвалидном кресле — оказалось, что кресло Бекки не проходит в лифт стандартного Барби-дома.

Фото: Wikipedia
Фото: Wikipedia

За свою историю Барби побывала палеонтологом и дантистом, парашютистом и кандидатом в президенты. Уже в 1963 году появилась Барби-руководитель в твидовом костюме — когда в компании Mattel утверждают, что Барби строила карьеру, пока большинство американок оставались домохозяйками, они не кривят душой. С тех пор кукла сменила больше 150 профессий, менялись цвета ее волос и кожи. Неизменным до последнего момента оставалось только одно — неправдоподобная фигура. Именно ее пропорции затмили в глазах ненавистников все карьерные достижения несчастной Барбары.

Чтобы доказать, что Барби не превращают девочек в бестолковых консьюмеристок-анорексичек, компания Mattel снимала реальные игры с куклой — интересные и разнообразные.

Нормально — это красиво

Конечно, серия Fashionistas — это не первая попытка выпустить на рынок альтернативных «барби». Из недавних историй можно вспомнить куклу Лэммили, разработанную художником Николасом Лэммом под девизом «Обычный значит красивый» (Average is beautiful). Ступни Лэммили не ждут лубутенов — кукла может стоять на столе босиком, ее фигура куда ближе к средней, чем у новых кукол Mattel, ее волосы слегка выгорели от солнца, а ноги гнутся так хорошо, что Лэммили может даже изображать спринтера. Но главное — то, что дополнительно можно заказать комплект наклеек на куклу: там есть веснушки и прыщи, растяжки, шрамы и целлюлит, переводные татуировки и синяки.

Еще одно дополнение к Лэммили призвано помочь девочкам подготовиться к первой менструации — с помощью кукольных трусиков, прокладок и даже менструального календаря. В рекламном ролике комплекта Period Party родители пытаются рассказать младшей дочери о месячных с помощью застольного хип-хоп-спектакля. Краснеющую девочку спасает старшая сестра, которая напоминает маме с папой, что все можно объяснить игрой в куклы.

Убеждения производителей Лэммили вполне прозрачны: на официальном сайте куклы продаются детские футболки с надписями «Будь собой» и «Феминистка». Доступен и предзаказ второй модели Лэммили — темнокожей девушки-фотографа.

Пластмассовый мир

Благодарные мамы, покупающие дочерям Лэммили, вспоминают, сколько крови попортила им классическая Барби с фигурой модели Твигги, и радуются, что их дочери теперь не станут анорексичками. Но дело, конечно, не только в пропорциях Барби. Кукла стала символом всего иллюзорного и поддельного — того, что обозначается емким словом fake. Именно в этом секрет популярности ироничного инстаграм-блога Sociality Barbie о жизни, нет, простите, лайфстайле Барби-хипстера. Кукла-очкарик наглядно демонстрирует, насколько фальшивой выглядит «захватывающая» повседневность, транслируемая в «Инстаграм».

Несмотря на то что она примеряла униформы бейсбольных тренеров и хирургов, образцовая Барби была и остается милой блондинкой в розовом-розовом платье, розовом-розовом доме и розовом-розовом городе. Этот мир появляется в фирменных видеоиграх и многочисленных мультиках про Барби, таких как сериал «Жизнь в доме мечты». Да, это омерзительно слащавый мир, где девочки обожают шопинг и болтовню с подружками, вокруг летают сердечки, а действие, конечно, разворачивается в Малибу. И даже когда авторы хотят рассказать о том, как важно изучать науку, они делают это исключительно на примере экспериментов с шоколадным мороженым и фонтаном из ирисок.

В этом отношении с выпуском новых Барби вряд ли что-то изменится. В рекламном ролике серии Fashionistas одна из героинь говорит: «Эти куклы похожи на всех, кого я знаю». Да, она бессовестно врет. Эти куклы не похожи ни на соседскую девочку с синдромом Дауна, ни на одноклассницу из бедной иммигрантской семьи. Даже на лучшую подружку с большими ушами, короткой стрижкой и конопушками они не похожи. Впрочем, как и на всех остальных людей — это ведь всего лишь милые куклы поточного производства. И даже страшно представить, сколько денег компании Mattel пришлось вбухать в то, чтобы после того, как они полвека штамповали Барби по одним и тем же лекалам, перейти на целых четыре модели. А ведь наверняка на этом они не остановятся, даже зная, что нестандартные Барби не поднимут продаж. Один раз они уже заявили, что в мире, где девочки любят уже не Кейт Мосс, а Бейонсе и Ким Кардашьян, классическая Барби безнадежно устарела — теперь придется соответствовать.

Несмотря на то что играть в Барби полагается исключительно девочкам, эксперимент Buzzfeed показал, что даже взрослые парни могут получать от этого процесса колоссальное удовольствие

Конечно, Mattel — огромная корпорация, и пока они подстраивались к новым представлениям о разнообразии красоты, шли годы, так что сегодня их смелый шаг уже не выглядит таким уж смелым. Конечно, как и любая корпорация, в первую очередь они хотят заработать денег на продаже новых костюмчиков для нестандартных Барби — старые-то им не сгодятся. Но все вопросы к их очевидным намерениям излишни. Главный вопрос — чего хотим мы, ведь предложение порождается спросом.

Хотим ли мы по-настоящему разных кукол, чтобы они действительно стали похожи на всех, кого мы знаем? Хотим ли мы, чтобы игра в Барби стала игрой в реальность? Готовы ли мы к тому, что появятся Барби в прыщах и Барби из голодающих стран Африки, Барби с ампутированными конечностями или даже просто Барби с человеческими половыми органами? Готовы ли мы покупать их своим дочерям и объяснять, что некоторые Барби не хотят встречаться с Кеном и влюбляются в других Барби так же, как и некоторые Кены предпочитают Кенов? Рассказывать, что некоторые Барби забеременели, но не готовы к этому и вынуждены сделать аборт, но этого можно избежать, если принимать специальные таблетки? Говорить, что вот у этой Барби синдром Аспергера, поэтому ей бывает непросто с другими куклами, но она очень талантливая и обязательно найдет друзей? Ведь иначе рассказ о бесконечном разнообразии мира и всеобщем равенстве так и сведется к банальному: «Знаешь, милая, люди все разные. Вот есть потолще, есть похудей».