Календарь Pirelli 2016: что осталось за рамками спора о женской красоте
Экспозиция календаря Pirelli, над которым работала Анни Лейбовиц, очевидно, стала самой популярной частью 11-й Московской фотобиеннале. Однако экскурсоводы музея предложили участникам проекта не начинать с просмотра ее фотографий, а сначала увидеть другую выставку, которая помогла бы им понять концепцию календаря Лейбовиц. Все мы помним, как вокруг ее проекта несколько месяцев ломали копья: одна сторона ядовито комментировала попытки компании Pirelli перейти от физической красоты женщин к их идеям, вдохновляющим людей всего мира — это виделись многим спекуляцией. Другая же говорила о том, что в XXI веке пора бы наконец эволюционировать и перестать воспринимать женщин как симпатичный объект. За спорами о телесном мало кто обратил внимание на исторический контекст, присутствующий в снимках Лейбовиц.
Экскурсия началась с просмотра работ шотландско-российского фотографа-этнографа середины XIX века Вильяма Андреевича Каррика. Сергей Зыков рассказал экскурсантам, что в 1960–70-х годах XIX века, когда были сделаны иконические уличные снимки Каррика, фотография стала восприниматься как искусство. Фотографы отошли от пейзажной или скульптурной съемки и увлеклись портретами. По словам экскурсовода, самым популярным жанром той эпохи стала салонная съемка и соответствующая ей культура смены образов.
Перейдя к экспозиции календаря Pirelli, Сергей Зыков обратил внимание зрителей на фон портретов, сделанных Анни Лейбовиц. Модели позируют перед небрежно натянутыми задниками, которые не занимают весь кадр — вокруг них видны дощатые полы, грубо оштукатуренные стены, карнизы и фрагменты осветительных приборов. Таким образом, студийные портреты лишились традиционной «стерильности», бытовой хаос стал для них своеобразной рамкой. Лейбовиц словно реконструирует салонные портреты, особенности которых участники проекта «Сноб» изучили на примере работ Каррика. Необычные наряды некоторых героинь, в свою очередь, не что иное, как те самые переоблачения: Наталья Водянова в драпировках и с малышом на руках — Мадонна, комедиантка Эми Шумер, которая высмеивает сексуальные стереотипы, разделась перед объективом Лейбовиц, словно «нарядившись» в иронический костюм жертвы объективации, а Йоко Оно в цилиндре и чулках примерила образ разбитной кабареточной showgirl.
Участники проекта «Сноб» ознакомились также с выставкой видеохудожника Евгения Гранильщикова, лауреата премии Кандинского 2013 года. За последние три года работы Гранильщикова показывались в Манеже, галерее «Триумф», дважды ездили в Лондон, и в МАММ художник выставляется не впервые. Здесь вперемежку с полароидами и снимками, сделанными случайным нажатием спусковой кнопки, представлены и короткие зацикленные ролики, которые продолжают идею фотографии. Соединение полароидных квадратов и цифрового видео в компактной экспозиции говорит о том, что автор следует идеям метамодернистов с их колебаниями между ностальгизмом и футуризмом.