Нужен настоящий герой

Почему в России до сих пор нет достойного персонажа для самых маленьких, а попытки его создать тонут в издевательствах нелюбезной публики? Нового героя не так просто придумать, но, оказывается, еще сложнее обеспечить ему условия для выживания

Иллюстрация из книги "Поросенок Петр едет в гости"
Иллюстрация из книги "Поросенок Петр едет в гости"
+T -
Поделиться:

Сердце разрывается — ребенок хочет разорвать книгу. Книгу, которая мне ужасно нравится, которую нам везли из Штатов. Я сама во всем виновата: Maisy Mouse не для малявок, которые не понимают, что вещь можно испортить. Но дороги назад нет: дочка влюблена, она со слезами на глазах требует, чтобы я доставала ей «Мейзи идет спать» с любой, даже самой высокой полки и читала.

Впрочем, чтением это назвать сложно. Наступает ночь — дергаешь бумажную стрелку, в окне вместо солнца появляется луна. Мейзи моет руки — тянешь за струйки, из крана течет вода. Мейзи укладывается — надеваешь на мышку пижаму, листаешь ее крошечную книгу про зверей, накрываешь Мейзи клетчатым одеялом и желаешь ей приятных снов. Спустя несколько минут ребенок пробует повторить все сам. Итог: оторвана крышка унитаза, уничтожена зубная щетка, погнут стакан с лимонадом.

Беречь как зеницу ока. У Мейзи, признанной The New York Times Parents' Guide одним из лучших детских изданий в мире, пока нет московской прописки. В серии около 30 книг, и я прошу по возможности привезти их из Америки и Европы.

Там Мейзи (творение британского иллюстратора Люси Казенс) — поп-идол, к тому же анимированный и дополнительно прославленный с помощью игрушек, посуды, слюнявчиков...

Вечером, уложив ребенка, я бережно вытираю манную кашу, размазанную по страницам «Мейзи идет спать», и задумываюсь, почему нет ни одного столь же обаятельного литературного героя, говорящего на русском языке? Не старых добрых Винни-Пухов, Муми-троллей и Айболитов. А современных героев, книжные воплощения которых даже детям, вскормленным 3D, нравятся больше, чем мультики.

Почти все издатели на Non/Fiction, пролистывая «Мейзи», печально констатировали, что полиграфия дорогая, а издавать на тонкой бумаге бессмысленно. Эти книги и по европейским меркам не три копейки стоят — около 10 евро. Но так ли финансов этот кризис?

«У нас нет традиции покупать развивающие книжки маленьким детям, — говорит издатель детских книг Александр Туров. — Мысль большинства родителей такая: книжки покупать не будем, нечего тратиться, сами воспитаем как-нибудь. Самый беспроигрышный товар — какая-нибудь антология для чтения в детском саду или "энциклопедия всего". Чтобы родители могли одной покупкой закрыть вопрос о книгах для детей. А новых героев надо лелеять и пестовать, как всякий новый бренд». 

Я вспоминаю, что у нас лежит книга Людмилы Петрушевской про поросенка Петра (кстати, есть и мультик). Но серия закончилась, практически не успев начаться. И все, что сейчас можно о ней прочитать в Интернете, — тупые «падонковские» передергивания вроде этих.

Сетевую судьбу невинного детского героя иначе как травлей назвать нельзя. На мой вопрос, почему поросенок Петр не стал таким же популярным персонажем для самых маленьких, как мышка Мейзи, Людмила Петрушевская пообещала в ближайшее время подробно рассказать его историю.

А пока сюжетные решения пародий на поросенка Петра наводят меня на мысль, насколько чужда резвящейся публике сама идея простого детского повествования. И уже буйным цветом цветет субкультура «прикольного» комментирования книг для маленьких. Как будто сразу с рождения детям показано читать только Пушкина. Чтобы не позориться, наверное.

Теги: книги, дети
Комментировать Всего 53 комментария

Огромное спасибо за статью и за поросенка Петю!

Мне тоже совершенно не понятны нападки в интернете (которые я и раньше встречала). Неужели не понятно что Петрушевская писала эти книги не для взрослых?

Мы, в школе Пушкина, Петю любим и читаем. Руки прочь от Пети!

Скажу честно, сказки о Поросенке Петре вызывали у меня некоторые вопросы до тех пор, пока я не погрузилась в эту тему и не поняла, какую бесконечную больную зону представляет из себя детское книгоиздательство в России!!!

Забавно у вас с Асей Пушкин срифмовался. Кстати, интересно, а Пушкина вы в школе Пушкина читаете? И если да, то в каком возрасте? Его же очень трудно детям воспринимать, как я помню и по себе, и по своей дочери.

Совсем маленьким детям не читаем. В 1-4 классах мы занимаемся по учебникам Кубасовой, и там, кажется, что-то из Пушкина есть. Но до этого - только Лукоморье на 6-ое июня ;-)

Наташа и Мария! Я буквально вчера читала статьи Вадима Левина о материнских стихах вслух, и я думаю, что не стоит говорить исключительно о смыслах внутри пушкинских текстов, ибо слова воспринимаются на тончайших уровнях. Пушкин как музыка, как коммуникация, как тренировка эмоциональной системы маленького человека куда универсальнее, чем Поросенок Петр и Мышка Мейзи и все им подобные. Пушкин подходит и новорожденным. На его фоне книги для тоддлеров - просто игрушки-безделушки.

Да, но двуязычным детям его особенно тяжело понимать. Для меня чтение или прослушивание без понимания - это не правильно.

Как интересно! А почему это не правильно? То есть для Вас тоддлер-книги - как раз и есть самые первые?

Нет, я совсем не против прочтения мамой ребенку совсем маленькому стихов. Я уверена (хотя и не читала) статью Левина, что какое-то положительное психологическое влияние это имеет (если конечно не исполнять сказку о золотом петушке на манер рэпа, как это делал мой муж - кстати, замечательно ложится Пушкин на речитатив). Но в рамках образовательных, мне кажется что очень важно чтобы ребенок понимал что он читает или слушает.

У меня под боком ежедневно разыгрывается следующая сцена: моя дочь-подросток читает книжки моему сыну-младенцу. И хотя тот слушает очень внимательно, он даже еще не "тоддлер", поэтому восприятие его исключительно тоническое. Китайскую речь, думаю, он тоже оценил бы высоко. Так вот, мы всей семьей смеялись над ними - до тех пор, пока не прочитали об исследованиях, которые в последние годы ведутся в Европе (знаю про немецкие и французские). И которые говорят, что младенцы "воспринимают" гораздо больше, чем мы думаем. Я понимаю, что это звучит примерно как "британские ученые установили..." Но интуитивно мне кажется, что чтение в бессознательном возрасте - это правильная вещь. Хотя и выглядит комично.

Почему комично? У настоящего слова есть магическое значение. Русский фольклор, который также принято выдавать детям с пеленок, вообще переполнен древними заклинаниями. Людмила Стефановна Петрушевская прямо по телефону, как теорему, доказала мне простую истину: курочка Ряба - языческая хвала Солнцу.

Ой. Ну не знаю насчет магии, тут доказать что-либо трудно. 

Ну, хорошо. Но ведь очевидно, что ребенок в общем и целом существо - гораздо более открытое к восприятию собственного подсознательного, а также общего настроенческого, чем так называемый взрослый? Просто в силу своей беззащитности, вернее, отсутствия привычки защищаться от всего на свете?

Ой а можно идеи Людмилы Стефановны про курочку рябу озвучить в следующем блоге? 

Очень интересно разобраться про противоречие, что они его сначала били, а когда оно разбилось - плакали.

И о том, какое она яичко сначала снесла золотое или простое? Я видела разные печатные версии.

Ася Долина Комментарий удален

Я спрошу Людмилу Стефановну, она ужасно интересно об этом рассказывает. Жаль, она не стала поднимать темы фольклора а магических значений текста в своей статье о Поросенке Петре. Но, с другой стороны, не обо всем же сразу)

Как нет?

А Смешарики? Крош - мой герой :)

"Смешарики" - это не книга, или я чего-то не знаю?)

Ошибка восприятия - прошу прощения!

Не мудрено, на самом деле!

Не мудрено, на самом деле! Сейчас герои книжные, телевизионные, киношные и впрямь перемешаны в восприятии, та же Мышка Мейзи, о которой изначально была речь, анимирована и пользуется, если я правильно понимаю, большой популярностью в таком виде! Думаю, и "Смешарики" есть в книгах. Тем более, удивительно, что времена, богатые выразительными средствами, не способствуют рождению литературного образа, достойного масштабного тиражирования, а то и экспорта. От себя лично могу сказать, что меня Смешарики не цепляют, но моя дочка пока с ними не знакома, и в семье имеется пример большой к ним любви. Еще есть  познавательный Лунтик, который мне кажется просто скучным - в смысле не смешным для ребенка. Не прикольным. 

Смешарики - то, что нужно. Но для дошкольников и старших школьников. Они там умные, законы физики и лирики изучают. 

И вот еще вопрос, умные - это хорошо? Законы физики и лирики, "хитренько" вложенные в сказки волшебные, это - то, что надо? Что-то я не помню физических формул в Карлсоне! Мне кажется, дети по-настоящему влюбляются не в "полезные" мультики (почему-то на ум приходит "Суперкнига" из моего детства с пересказами библейских сюжетов - то еще занудство под маской веселья).

Я не очень люблю смешариков за то, что они плохо нарисованы, но понимаю, что они удались как новые герои - они ОЧЕНЬ популярны. И я совсем не против полезных мультиков, если они нравятся детям. Карлсон - тоже полезный, кстати. Там сразу понятно, как не стоит себя вести )))

Не стоит себя вести, как Карлсон, что ли?!

Да с Карлсоном же безумно интересно и дико смешно! Это, разве что, родителям намек на то, как не стоит себя вести. Как не стоит обрекать своего ребенка на одиночество. Вот почему и приходят Карлсоны-хулиганы, с которыми лучше всего. 

Может, я чего не понимаю, но мне эта мышь показалась какой-то не слишком обаятельной. И эмоционально плоской. В отличие от зверо-героев Сутеева, Чижикова, не говоря уж про Чарушина. А в ответ на "А сейчас-то такие где?!!!" вот - обложка журнала "Кукумбер" с рисунками художника Яны Хоревой.

Что же касается книжек для самых-самых - бог с ней, с мышью и Америкой. Такую книжку за пару часов может сделать любая мама. И солнце будет всходить, и щетка двигаться, и кроватка качаться и все-все-все. (Для страниц очень годятся разрезанные на большие квадраты толстые упаковочные коробки с помойки). А если ребеночек ее случайно порвет или запачкает - ничего страшного, вы еще сделаете.  И героя сделаете какого захотите. Из известных и самых симпатичных мне (опыт создания "мамских" книжек моими клиентами довольно велик - около сотни за все годы, наверное) - ожившая коробочка из-под йогурта (на тоненьких птичьих ножках),  клубок ниток с глазами и хвостиком, убежавший у бабушки (он, когда надо, сплетался в носок и прятался, а потом опять расплетался) и жутковатый игрушечный автомобильчик без одного колеса (его выбросили в помойку, а он вылез и отправился в путешествие по городу). Всем, кто пожелает присоединиться к самодеятельным "книгоиздателям" - удач в творчестве!

Катерина, огромное Вам, как всегда, спасибо за Ваши рассказы. Мне сразу ТАК захотелось сделать своего картонного героя. Сама по себе идея мыслить более креативно, разумеется, прекрасна, и я, пожалуй, сразу же стану самодеятельным "книгоиздателем", как только у меня образуется достаточно большой отрезок времени. Потому что я - это просто пример - молодая, не слишком сильно социально защищенная и активно работающая мама. Впрочем, что уж тут. Дело не во времени, а в том, сколько сил мы реально готовы вкладывать в развиие детей.

И тем не менее. Мне кажется, здесь надо все-таки разделять. Я ставлю вопрос функционирования индустрии развлечений для детей, уверена, что "домашние поделки" должны сочетаться и с "готовыми продуктами" - это дает широту выбора. Пример Петрушевской - там есть в разделе ее рассказ о том, как странно вышло с "Поросенком Петром" - меня лично потряс.

Вы знаете, Ася, мне кажется, что здесь есть что-то очень тонкое психологически, но с ходу не ухватить "за хвостик". Какая-то еще почти физиологическая интимность общения матери и ребенка, которой может быть (где-то глубоко на интуитивном уровне это воспринимается) противопоказано "функционирование индустрии развлечений для детей".

И отсюда, быть может, и агрессия и-нета. И такая же (грязноватая по форме, но интуитивная по сути) агрессия, мне кажется, возникнет если кто-то допустим, опубликует дословно интимную воркотню юных влюбленных, ну как пособие для развития предсексуальных коммуникаций, например... (важное же дело!)

Где-то так, что ли... Но это сходу, вообще-то тема, кажется, глубже.

А касательно самодеятельных "мамских" книжек - это же не просто трата времени, это же такой мощный ресурс всего - и развития, и креатива, и энергии для мамы, и общения с ребенком и обратной связи с ним же - точнее, с его пробуждающейся душой, которая пока говорить-то еще толком не умеет, но уже умеет чувствовать...

Катерина, Вы можете даже не объяснять, почему мамские книги - это хорошо. Просто мне кажется, что это особое отдельное занятие, не факт, что представляющее собой то же самое, что традиционное чтение книги с картинкой! 

Что касается попытки обнародовать интимное, то я что-то запуталась. Разве искусство, сколько оно существует, не представляло собой в огромной степени именно это? Разве это не величайший способ коммуникации - попытка поделиться своим сокровенным? Поведать о нем миру? А о чем же говорить вообще, если, оказывается, сокровенное вызывает агрессию?

Да, я же говорю, сложно объяснить.  А сокровенное вызывает агресию - то и дело, это обычно в мире, по-моему. И причин тому - масса.

При этом я все понимаю про занятых мам (выросли двое детей) и совсем не против, что книжки, аудио-сказки, песни и какие-нибудь там комп-приставочные массажеры и т.д. от индустрии развлечений. Но...

Согласна с Марией, что в мыши есть особая эстетика. Созвучная целому классу художественных явлений - от Черного Квадрата до Симпсонов. И несомненно эта эстетика оказывает на ребенка какое-то формирующее воздействие. Какое? Я не знаю.

Есть риск сейчас погрязнуть в субъективизме и начать обсуждать на уровне "просто нравится-просто не нравится", хотя с художественными изображениями нередко именно так и бывает. Но я убеждена, что хороший вкус - явление универсальное. И раз уж на то пошло, современной культуре уже никуда от  Симпсонов, и, тем более, от Черного квадрата не деться. Они... Как бы это сказать... Состоявшиеся факты! И отгораживаться от них мне кажется менее правильным, чем знакомиться, расширять кругозор, разминать восприятие и именно таким образом прививать лучшее. На основе выбора. 

Кстати, по поводу Мэйзи - я уверена, что Вы ее просто на первый взгляд не оценили. Это тонкие очень обаятельные истории. Чего стоит один только мультик, в котором друг Мими бельчонок Сериль описался в песочнице. И она его повела домой менять шорты и показывать, что мокрые можно просто постирать. Чтобы он не расстраивался. Мне кажется, это очень как-то любовно сделано. Это же правда мир маленького ребенка - без слащавостей и умиления, а простой такой,  естественный. Мир, в котором поход на пляж - приключение, а обделанные штаны - происшествие. 

Заметьте как отличается мораль от сказки Софьи Прокофьевой в котором Машенька описалась, а ей сказали что так делать нельзя и ей стало стыдно...

Ася, Вы совершенно правы - в сегодняшнем мире очень много состоявшихся художественных фактов. И нельзя познакомить ребенка со всеми ими без исключения. Так что мама - это первый фильтр, через который они проходят, доходя до пришедшего в мир человечка (и поэтому ему все равно никуда не деться от маминого  "нравится-не нравится", если, конечно, исключить вариант, что мама  фанатка масс-культуры и знакомит ребенка исключительно с "культовыми" персонажами, максимально популярными на данный момент). Захочет - будет только Пушкин, захочет - только Библия и Черный квадрат, и т.д. в любом наборе. Потом появятся другие авторитеты, еще позже он начнет фильтровать сам... но в самом раннем периоде заложенные на подкорку образы и их способ действия в мире, конечно, никуда не денутся, и что-то он по ним будет всю жизнь мерить. И даже сознательной коррекции они почти не поддаются. При таком уровне ответственности (интуитивно понимаемой каждой мамой, независимо от уровня ее образования), любая мама хочет для своего ребенка какие-то проверенные (временем? индустрией развлечений? ее собственной жизнью?) образцы.  И именно поэтому каждая базовая сказка несет свое очень важное древнее послание (то, что обсуждается здесь же - выше или ниже, не помню), которым, даже не выводя его в сознание, можно пользоваться всю жизнь.

Дорогая Катерина, 

Сутеев, Чижиков, и Чарушин - это прекрасно. Но...

1. Кроме нескольких рассказов Сутеева для самых маленьких, рассказы которые они иллюстрировали для детей постарше

2. Иллюстрации их милые и детские, но не сильно артистичные. В мышке Мэйзи - своя эстетика ярких красок, чудесных форм. Я только за когда ребенок с детства приучен к чему-то более визуально смелому чем устоявшийся канон изображения животных.

3. Книги мышки Мэйзи тактильны (как закладки журнала Сноб). Конечно что-то подобное может сделать и мама, это прекрасная идея, но во-первых между работой, домашними делами и уходом за малышом у большинства мам нет свободного окна времени, а во вторых не у всех мам это бы получилось из за отсутствия прикладных навыков.

Катерина, а Вы произведения своих клиентов не фотографируете, случайно? Очень интересно, что они там придумывают. 

Нет, Наташа, очень редко - творения детей. И то - давно, еще до и-нета. Сейчас такой избыток сущностей, хочется интимности, что ли...

Дмитрий, а попытайтесь, пожалуйста, сформулировать, что в поднятой мною теме вызывает у Вас такое замечательное воодушевление, желание публично очень смешно шутить и делиться своей радостью с окружающими? 

Ася, поверьте, такое замечательное воодушевление, желание публично очень смешно шутить и делиться своей радостью с окружающими у меня случается весьма регулярно, и почти не связано с поднимаемой в каждом отдельном случае темой. 

Если же Вы пройдёте по указанной мною ниже ссылке, то будете иметь возможность непосредственно убедиться в том, что героев детских книжек у нас сейчас в действительности масса. Ну а в какой мере каждый из них является "настоящим", "правильным", "адекватным", "нужным", "нормальным", или каким бы то ни было ещё, всяк волен оценивать самостоятельно. Ведь у нас же свобода творчества и вообще самовыражения, не так ли?

А вот мои внучки 7 и 5 лет Пушкина запоминают легко..))  Особенно "Сказка о царе Салтане." Судьба трех девиц под окном их живо интересует.  А Корней Иванович? Это же гениальные по доброте и любви строкииз нашего всеобщего детства!!  Есть  на кого опереться, - надо просто  им читать и все получится))

Надо сказать, что слово "внучки" из Ваших - если на картинке Вы - уст звучит, по меньшей мере, удивительно))) Что касается Пушкина и Чуковского, то 7 и 5 лет - более, чем подходящий возраст для адекватного, взрослого восприятия этих текстов, разве нет? Чуковский, так вообще, по-моему, для тех, кто помладше.

да уж, это мы давно прошли. ))а с внучками повезло, потому что с сынком повезло. )) И сразу внучки.. Это такой кайф!! другого слова нат. восторг типа и все такое..))

у моих девочек конечно эклектичное сознание, что соответствует духу времени. .(там и аватар и феички и миадзаки и  Пушкин все равно) -мне кажется суть в том, что теиз деток, кому повезет в детстве иметь много доступного хорошего Слова с магическим оттенком, (а Пушкин и Чуковский для меня "прикладные маги" языка ) те и получат больше времени как бы на себя истинного. . успеют понять, что им нужно и как.. Вот такой мудреный тезис.сори Я собственно про нашу надежду - русскую литературу. Уж ее не отнимет никто.))

У меня трое несовершеннолетних детей, чему я безумно рад и хочу больше. Вот как им читать такую сказку без смеха, сквозь слезы:

При чтении таких текстов, мой муж обычно затягивается воображаемой травкой...

Главное не уехать, "как на колесе" :-)

Хочу такую трубку!

А детям нельзя давать её. Кто знает, куда им вздумается уехать, как на колесе, и уплыть, как на лодке?.. И тем более - улететь, как на ракете.

спасибо за наводку. мы этой сказки не знаем))

Ой, ну подождите, это же Юнна Мориц! И у нее есть безусловные шедевры. Вот про трудолюбивую старушку, например. И про "закрылся на ремонт" - тоже отличный стих. А почему вы считаете это плохой литературой? В ней, конечно, нет логики, нет всей этой сиротской дидактики типа "уронили мишку на пол" - но разве это обязательно должно быть в детских стихах? 

По опыту своему скромному могу сказать, что детский юмор очень странный, и иногда им реально нравится ЧУШЬ. Нарушения логических законов.

Есть азбука с ошибками Михаила Яснова - так вот мне кажется, взрослый даже не улыбнется, читая это, а дети валяются.

Ася Долина Комментарий удален

здесь http://vkontakte.ru/album-208344_1704177 большая подборка по теме. подозреваю, для посмотра нужно быть зареганным вконтакте

Дмитрий, нужно быть не просто зареганным, но еще и задруженным.

Очень может быть.. Но уверяю, оно того стоит. Тем более, что и я отчасти внёс вклад в формирование контента группы

Дмитрий Катков Комментарий удален