Кино на «Снобе»: Андрей Мерзликин в зловещей фантастике «Долл»

Cпециальный проект, посвященный лучшим молодым фильмам, продолжает остросюжетное предупреждение Виктора Сидорова — в какое будущее может завести настоящее и как этого избежать

+T -
Поделиться:

Виктору Сидорову 39 лет. В 1999-м он окончил Московский государственный строительный университет,  после чего ушел в свободное плавание, занимался бизнесом — продажей фильмов на VHS. Посмотрев тысячу фильмов, поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров к Владимиру Меньшову, Владимиру Тумаеву и Наталье Рязанцевой, где и снял фантастику «Долл» с Андреем Мерзликиным. Онлайн-премьера — у нас.

Слияние и поглощение. О кино никогда не помышлял. Но, учась в университете, занялся бизнесом. Арендовал отдел в магазине бытовой техники. Продавал видеокассеты формата VHS. Был знаком со всеми дистрибьюторами того времени. В этот бизнес пришел не случайно, кино любил с самого детства. Благодаря моему отцу. Мы ходили с ним каждое воскресенье в кино. За год работы в своем видеосалоне я посмотрел около тысячи фильмов. Настолько втянулся в процесс, что не мог прожить и дня, не посмотрев что-то новое для себя. Всегда просматривал дополнительные материалы к фильмам. Фильм о фильме или как это было снято. Магия кино стала меня немного поглощать.

Свет ученья. В 35 лет я ощутил, что хочу попробовать себя в роли режиссера. К этому времени жизненного багажа — просмотренных фильмов и прочитанных книг — было уже достаточно. Но было наивно так полагать. Я вообще не разбирался в структуре фильма. Драматургии. Этих знаний у меня никогда не было. Поступить на высшие режиссерские курсы подтолкнуло знакомство с известным актером Андреем Мерзликиным. Это он мне рассказал об этих курсах. Написав творческие работы и пройдя собеседование, я поступил в мастерскую Меньшова, Тумаева и Рязанцевой. Там-то меня всему и научили. И структуре, и драматургии, и как правильно раскрыть характер героя. Незабываемый период в жизни.

Ночные бдения. Короткометражная работа «На следующий день» — мой первый учебный фильм. По заданию — в идеале — надо было снимать без слов. Снимал у себя в квартире. Художник в спальне сделал шахматный пол. Спать всю неделю мне было там жутковато. Работали ночью. Первый съемочный день был в павильоне ВГИКа. Снимали на зеленый экран. С первых дней хотелось поэкспериментировать с компьютерной графикой.

Паровые машины. Идея «Долл» у меня в голове была аж с детства. Однажды в журнале «Юный техник» я прочитал, что в больших японских корпорациях есть резиновая кукла босса. Если сотрудники слетали с катушек, могли спокойно зайти в комнату и поколотить эту куклу. Тем самым выпустить пар. Тогда меня эта история поразила своим драматизмом — насколько эти люди являются винтиками в большой системе! Рассказал эту идею своему сценаристу Андрею Ивашкину, он тут же рассказал мне свою идею про некую зловещую компанию, которая позволяет своим клиентам «выпускать пар» через реализацию не всегда чистых помыслов. Так и родился сценарий «Долл». Главный герой Михаил, живущий в захудалом районе города будущего, приходит в компанию «Новая жизнь», чтобы выпустить пар. Заключает договор, но что-то идет не так. И он попадает в драматическую ситуацию. Получилась по жанру фантастическая драма.

Новая жизнь актеров. Актеров искал с помощью профессионального кастинг-директора. Она училась вместе со мной на курсах. Было много проб. Не все актеры подходили. Я с самого начала до конца не понимал, кто мне нужен. Посмотрев пробы, мой мастер Владимир Иванович Тумаев подсказал, какие актеры лучше подходят. В итоге я утвердил на роль роковой девушки Татьяну Ермилову (она же играла у меня и в первой работе). На роль Михаила — Стаса Классена. На роль менеджера «Новой жизни» пришлось несколько раз приглашать разных девушек. В итоге выбор мой пал на Александру Виноградову. У нее очень необычное лицо. Я попросил гримера на пробах сделать ей холодный макияж. И она попала в роль. Я очень горжусь этим образом. Потому что все, кто видел ее в том фильме, сказали, что это невероятный персонаж. Ну а на главную роль антагониста я пригласил Андрея Мерзликина. Мне повезло, что в августе 2013 года он не так сильно был загружен. И вместо обещанных мною 3–4 смен отыграл 9. При этом, как я ни пытался, но никто из актеров не взял у меня ни копейки денег. Включая самого Андрея.

Кукла от доллара. Долл – от английского doll, кукла. Называть куклой по-русски мне казалось очень банальным. А «Долл» перекликается с нашим временем и денежной идеологией в обществе. От доллара тоже тут есть.

Смелая IKEA. Все съемки проходили в Москве. Вопреки мнению, что в Москве снимать невозможно, я для себя сделал обратный вывод. Поскольку бюджет не позволял мне нанимать локейшен-менеджера, я сам с оператором и художником ездил по всем объектам. Практически везде удалось договорится на съемки. Где-то я платил за локацию. Но самой дружественной оказалась компания IKEA. Мало того что они пустили нас снимать в бизнес-парк «Химки», так еще и не взяли денег. Менеджер Максим гордо тогда произнес: «Виктор, я не думаю, что у вас есть сумма, которая смогла бы заинтересовать нашу компанию». Вот так вот, казалось бы. Иностранная компания, с образом и лицом капиталиста, оказалась самой приятной и дружественной. И напротив, наши российские компании на пушечный выстрел не пускали нас снимать. Все чего-то боятся.

Резня. Материала было отснято примерно на 50 минут. Но после первой монтажной сборки, в которую легло 42 минуты, Меньшов сказал мне: «Ты будешь удивлен, но из 42 минут можно сделать 25». И он был прав. Середина фильма ужасно провисала. Я был жутко этим недоволен. В итоге после недельного творческого мучения решение возникло, как всегда, неожиданно просто. Лежав дома на диване, я смотрел какой-то фильм. И вот оно. Надо всю середину резать, и делать флешбэки. Так и получилось, и это тоже сработало. Отвечая на ваш вопрос, что было самым сложным — так вот это, резать/монтировать свой же материл.

Школа краткости. В коротком метре меня ограничивает только хронометраж картины. При всей легкости в понимании короткого метра, не так-то легко уложиться в отведенные 10–15 минут. Тут должны быть и герои раскрыты, и поворотные моменты, и драма. Это не легко. Но все режиссеры, в том числе и великие, начинали с короткого метра. Эта замечательная школа.

Долл на вырост. По этой работе уже написан полнометражный сценарий. Закончили писать в ноябре 2015 года. Не могу раскрывать детали по соглашению. Но сценарий и фильм одобрен крупной кинокомпанией в России. После того как они утвердят и решат все моменты, я обязательно сделаю в соцсетях соответствующее заявление. Надеюсь, это будет уже очень скоро.

ДРУГИЕ ФИЛЬМЫ ПРОЕКТА

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru.