Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин

Подросток Ваня раздает листовки фирмы по изготовлению надгробий, считает, что все симпатичные люди по большей части уже умерли, а с живыми ему не везет, потому в свободное от работы время он сидит взаперти на бабушкиной даче. Однажды он встречает троих борзых юнцов, которые занимаются спортом до последнего вздоха, мечтают провести художественную акцию — оторвать голову памятнику Петру I — и улучшить общество. Ваня втягивается в их «секту», и вот уже из обломков дачного дома он в компании безумной троицы строит научно-исследовательский монастырь и пытается усилием воли сдвинуть с места хрущевку.

Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин

«Тряпичный союз» — название группировки, и основная цель молодых людей из тряпок и слабаков — стать лучшими людьми, «Титановым союзом». Фильм демонстрирует все возможные способы применения богатырской удали и безграничной юношеской фантазии, и в нем, по словам режиссера Михаила Местецкого, много автобиографического.

После просмотра Местецкий в компании Ивана Янковского, исполнителя одной из ролей, встретились с участниками проекта «Сноб».

Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин

«История “Тряпичного союза” сложилась из двух событий в моей жизни, — сказал режиссер. — Когда мне было 16 лет, я познакомился с арт-группой “Радек”, состоящей из художников-акционистов. У них было много разных прекрасных акций: растягивали лозунги на Мавзолее, делали баррикады из картин на Большой Никитской улице. Арт-группа была мощной, но то, что мне больше всего нравилось в их творчестве, не было видно никому: они занимались нонспектакулярным искусством, то есть искусством, которое не нуждается в зрителе. Это были абсурдно-духовные практики. Ребята постоянно давали себе обеты — например, спать не раздевшись. Многое не выходило к зрителю. Мне показалось, что их мощная внутренняя работа требует описания, поскольку сами себя они не описывали. Фильм “Тряпичный союз” появился как рассказ о творческом пути тех моих друзей».

Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин

«Тряпичный союз» сравнили с «Шапито-шоу» Сергея Лобана и «Праздником Нептуна» Юрия Мамина, и Местецкого такое сравнение обрадовало. Он объяснил, чем обусловлена специфическая «разорванная» драматургия картины: «Герои фильма производят внутреннюю революцию каждую секунду, революцию здравого смысла в вульгарном его понимании. Поэтому каждый шаг в этом фильме был бунтом против законов, в том числе и навязанных кинематографом законов о том, как должен развиваться фильм».

Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин

Фильм получил приз фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль, причем наградили всю четверку актеров, исполнивших в «Тряпичном союзе» главные роли. В середине февраля картина была показана на Берлинале, причем, по словам режиссера, она была правильно понята иностранными зрителями: «Я думал, придут два с половиной человека, один из которых будет журналист Russia Today, а второй — сотрудник российского посольства. Но нет, зал был забит, и все смеялись».

У Михаила Местецкого поинтересовались, знает ли он, как сложилась жизнь повзрослевших членов группировки «Радек». «Кто-то стал великим художником, как Валерий Чтак, — ответил Местецкий, — кто-то — библиотечным ученым. Многие ушли из творческой сферы. Но дух критического скепсиса, особый, ироничный взгляд на мир остался у всех этих ребят. Главное — каждого из них можно назвать хорошим человеком».

Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин

Участник проекта «Сноб» Сергей Любимов сказал, что рекомендует фильм к просмотру, и вспомнил, что у него в 16 лет, в отличие от членов группировки «Тряпичный союз», не было мыслей по перековке общественного строя: «Для этого в обществе должна допускаться хотя бы минимальная свобода взглядов. Группа “Радек” застала как раз такое время — девяностые. А после девяностых уже все расслабились. Хотя Павленский интересно работает».

Фильм «Тряпичный союз» выходит в прокат 3 марта.