Денис Орлов: Слесарю — кесарево. Что происходит на авторынке
Я не знаю, как российский потребитель принимает решение о покупке автомобиля. Наверное, странно слышать такое от ведущего автомобильной рубрики, и все же. Я надеялся, что на ответ натолкнут результаты кризисного 2015 года. Но год прошел, а недоумение лишь сгустилось.
Да, рынок «просел» больше чем на треть. Причина, ясное дело, падение рубля. Продавцы моментально переписали ценники. На форуме владельцев Porsche Macan наткнулся на вполне типичную реакцию: «С такими ценами и отношением, эти уроды из Порше скоро тока сами их будут покупать...» (пунктуация и орфография сохранены). Но замечу, что в прошлом году в самой Германии цена на Porsche Macan повышалась – модель остромодная, и компания, не желая продешевить, прощупывала рынок. Что ж тогда на наших кивать? К тому же как раз российский Porsche завершил год «в плюсе»: продажи выросли на двенадцать процентов вопреки злобствованию интернет-умников.
Возможно, сказывается эффект новизны. Прошлый год запомнился ярким дебютом кроссовера Lexus NX. На поле новинки играют такие марки, как Audi, BMW, Infiniti, Land Rover, Mercedes-Benz. Среди них у Lexus самая высокая страховка (свыше двухсот тысяч) и едва ли не самый дорогой нормо-час. Однако возможность разумной и не менее престижной альтернативы не остановила жаждущих ездить с клюшкой на эмблеме.
В абсолютном выражении рынок по-прежнему формируют недорогие модели небольшого размера, главным образом произведенные на АвтоВАЗе. При этом эффект новизны не сработал с «Ладой Вестой». А в плюсе – приевшиеся, но проверенные Hyundai Solaris и Kia Rio. Утверждают, что пробуксовка «Весты» – следствие неправильного ценообразования. «Кабы она стоила меньше психологического барьера пятьсот тысяч рублей!» Не признаю психологических барьеров. Чем машина за 499 999 рублей выгоднее машины за 500 001 рубль? В любом случае речь идет о немалых деньгах, которые можно потратить на обучение детей или хорошего доктора – или на неплохой и вполне бюджетный автомобиль. Сочувствую АвтоВАЗу, что его клиент не способен к разумному экономическому расчету и подменяет его «психологическими барьерами».
Но так ли уж сильно покупатели роскошных машин отличаются от тех, кто с трудом наскребает на малолитражку? Сильнее всего рынок сжался в моделях, которые берут, руководствуясь как раз здравым расчетом. Напротив, продажи Rolls-Royce увеличились на пять процентов.
Вместо того чтобы прояснить картину, итоги года посеяли сумятицу. Сорокапроцентное падение Jaguar, несмотря на броский ассортимент, – и более чем скромное на общем фоне ужимание Maserati, совсем без ассортимента. Торжество прямолинейно-брутальных Cadillac Escalade и Toyota Land Cruiser – и полное равнодушие к высокотехнологичным изделиям Honda. Давно предсказываемые обвалы у Citroёn, Peugeot и SsangYong – и демонстративно-политический уход с рынка успешной марки Opel.
Считается, что автомобиль, как невесту, выбирают за красивые глаза. Возможно, сейчас просто не сезон для свадеб.
Без руля
Человечество еще не зачислило каждодневную езду на автомобиле во вредные привычки. Пробки девять баллов, снегопад и гололед, идиоты за рулем… во всем этом немало полезного. Даже больше, чем может показаться. Разряжается нервно-психическое напряжение, тренируются реакция и мелкая моторика – удивите домашних!
Но совсем скоро все изменится. К 2025 году дороги заполонят автономные машины. Сотню таких компания Volvo грозит вывести на улицы Гетеборга уже в будущем году. Автомобиль, управляющий за водителя! Промоушен-видео концепт-кара Volvo Concept 26 напоминает по стилистике рекламу сигарет середины 1960-х: «Представляем новый символ автомобильной свободы!» Забываем про езду. Расслабляемся и получаем удовольствие.
Тщетно я искал, как выглядит Concept 26. Есть только изображение интерьера. Что объяснимо: впервые внутри автомобиль интереснее, чем снаружи. Грядущие перемены преображают салон с пугающей быстротой. К такому темпу автомобильная промышленность, по правде сказать, не привыкла.
«Потоковая передача мультимедиа…» «Персонализированный и оптимизированный контент…» «Устойчивое покрытие…» Да уж, оптимизма разработчикам электроники не занимать. Автомобилестроители настроены куда более скептически. И ведь спелись!
Volvo подключила к воплощению мечты таких титанов электроники, как Ericsson и Microsoft… при том что Ericsson тесно сотрудничает с Apple по созданию связи формата 5G. Не секрет, что главной проблемой коммуникации становится передача данных. К 2017 году объем трафика возрастет в пятнадцать раз по сравнению с 2011-м. Число абонентов мобильной связи приблизится к девяти миллиардам человек, причем треть из них – обладатели смартфонов...
Нет, я не забыл: это автомобильная рубрика. Но все эти видеокамеры, лазерные дальномеры, ультразвуковые датчики – а их уже сегодня на каждом серийном Volvo целых двадцать восемь штук – тоже обмениваются данными. А для полной автономности необходим обмен между всеми участниками движения. Как все это будет работать? Как взрывающийся iPhone 6? Меня просто съедает здоровый скепсис автомобилестроителя. Даже если обеспечить надежность в «три девятки»… Даже если страховые компании договорятся, как станут урегулировать риски автономного управления…
Глазом не успеем моргнуть, а на дворе уже 2025 год. Выехал из гаража. На дисплее высветилось: «Внимание! Дорога с автономным движением!» Переключил тачку в самостоятельный режим. И окружающее перестало заботить. Пробки, снегопад и гололед, идиоты за рулем… Гаишник чем-то машет? Обратитесь к автомобилю! Сидишь себе, листаешь новости, рубишься в Warcraft. Заплываешь жирком, подобно римским патрициям. Нет, ей-богу, запретят автомобиль, как сигареты!
С облегчением
При проведении расчетов конструкторы принимают вес взрослого пассажира за 75 кг. Простая арифметика влияет на разгонную и тормозную динамику, на расход топлива, на токсичность выбросов. Было время, когда и себестоимость самого автомобиля прикидывали исходя из формулы 1 кг = 1 доллар. Даже сейчас, в век электроники, борьба за вес не утратила актуальности – понемногу она становится новым трендом индустрии, вкупе с «даунсайзингом» агрегатов.
Компания Audi снизила снаряженную массу кроссовера Q7 на 325 кг. Много это или мало? Зачастую и 30 кг становятся поводом для победных реляций. 325 кг, прибегаем к арифметике, это вес четырех взрослых расчетных пассажиров и одного ребенка. Как будто салон автомобиля опустел.
Салон у Audi Q7 семиместный. Цель кропотливой работы инженеров – ни в коем случае не поступаться потребительскими качествами. Оптимизация, трехмерное виртуальное проектирование, применение прогрессивных материалов… и вот уже проводка весит меньше на 4 кг, тормоза – на 8,5 кг, сиденья – на 18,7 кг, двери – на 24 кг, задний мост – на 40 кг. «Audi использует металл тоньше, чем у конкурентов», – шепчутся между собой дизайнеры. Более того, сталь, назло законам химии и жестянщикам всего мира, соединяется с деталями из алюминия – из него изготовлено сорок процентов кузова.
Сколь долго Q7 будет оставаться самой легкой моделью в своем классе? В любом случае компании есть чем гордиться. Как минимум – лучшими специалистами по сопромату.С