Прыг-скок электричество
Власти Копенгагена придумали, как эффективно использовать энергию своих горожан. Прямо сейчас те в прямом смысле зажигают все 700 разноцветных огней на огромной рождественской елке, крутя педали установленных у ее подножия велосипедов. Через генератор велосипеды соединены с лампочками. Начиная с первой половины декабря, тренажеры возле елки пользуются большим успехом. Желающие потренироваться и заодно зажечь елку выстраивались в очередь. Впрочем, не без задней мысли — наверняка, многим просто хотелось попасть в кадр. С начала декабря в Копенгагене проходит саммит ООН, посвященный проблемам изменения климата, и только ленивый тележурналист не снял подводки к своему репортажу на фоне этого симпатичного эко-аттракциона.
<object width="560" height="340"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/lCCx1nflRjk&hl=ru_RU&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/lCCx1nflRjk&hl=ru_RU&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="560" height="340"></embed></object>
Репортеры, кстати, то и дело говорили: если задуматься об окружающей среде, тут не все гладко. Ведь чем быстрее мы будем крутить педали на таком велотренажере, тем интенсивней будет наше дыхание — и значит, больше «углеродный след». Это звучит парадоксально, но если мы хотим внести личный вклад в уменьшение парникового эффекта — нужно меньше дышать.
«Зеленые» велотренажеры могут быть не только рождественским аттракционом. Их уже пару лет выпускает американская компания Green Revolution. По сути, это обычный тренажер, в который вмонтирован электрогенератор. Разработчики подсчитали, что за один групповой урок на велотренажерах можно выйти на уровень мощности около 3 Квт, при условии, что занимаются 20 человек одновременно. Пока эти тренажеры есть только в спортклубе Ridgefield Fitness Center (США, Коннектикут), но изобретением уже заинтересовались другие залы, в том числе в Нью-Йорке. «Green Revolution — это двойная выгода: польза и для здоровья, и для окружающей среды, — говорит изобретатель Джей Вилин. — Это концепт будущего — когда ты не делаешь никаких особых усилий для того, чтобы помочь планете».
«Лично у меня повысилась мотивация для занятий, — делится впечатлениями Кэйти Вейн, тридцатилетняя секретарь из Риджфилда, которая регулярно ходит в клуб Ridgefield Fitness. — Забавно сознавать, что, усерднее вращая педали, я не только сжигаю больше калорий, но и помогаю работать кондиционеру».
Такие велотренажеры — замечательная идея, считает эксперт по альтернативным источникам энергии, управляющий директор компании I2FB Venture Сapital Илья Голубович, недавно ставший членом клуба «Сноб»: «Люди приходят на тренировки, чтобы тратить лишние калории, они будут тренироваться и "интенсивно дышать" вне зависимости от того, есть генератор электричества или его нет. А таким "зеленым" тренажером можно собрать дармовую энергию. Здесь не важно, большая польза от этого для экологии в цифрах или нет — главное, что польза есть».
Если вы решите прогуляться по восточной части Лондона, то, вполне возможно, сделаете несколько экологически значимых шагов. Стоит лишь наступить на зеленый квадрат на тротуаре, и часть энергии вашего движения превратится в электрическую. В середине осени на одной из улиц квартала Стоквелл в восточном Лондоне появились пять зеленых квадратов. Их вмонтировали вместо обычных тротуарных плит. Прохожие наступают на них, даже не замечая этого. Впрочем, расчет делается именно на это. Панель, если на нее нажать, пружинит приблизительно на 5 мм, и встроенный в нее генератор преобразует движение вашей ноги в электроэнергию, которая накапливается в литиево-полимерных аккумуляторах. Днем, когда на улицах много прохожих, такая плита, испытывая нажатие каждые 4-10 секунд, работает в среднем с мощностью 2,1 ватт. В темное время суток та энергия, которая была накоплена в течение дня, расходуется. Сейчас в Стоквелле пять таких зеленых «клавиш» питают электричеством один информационно-рекламный щит — для его подсветки нужно пять светодиодов, каждый мощностью 1 ватт. Оставшуюся мощность можно использовать, например, для подпитки уличных фонарей или освещения автобусных остановок.
Зеленая панель называется Pavegen, и это — дипломная работа лондонского инженера-конструктора Лоуренса Кэмбэл-Кука, выпускника Университета в Лафборо. Лоуренсу всего 24 года. На разработку Pavegen у него ушло всего три месяца. «Я убедился, что на самом деле люди не хотят и пальцем пошевелить ради экологии, — объясняет он. — И решил придумать нечто такое, что заставило бы их экономить энергию независимо от их желания. Благодаря Pavegen каждый может почувствовать себя героем — ведь он спасает планету, просто шагая по улице».
Сейчас Лоуренс ждет патента на свое изобретение и одновременно ведет переговоры с транспортными компаниями и муниципальным управлением Лондона, которым он рисует радужную перспективу — частично освещать города за счет прохожих.
«Если испытания в Стоквелле пройдут успешно, к 2010 году покрытие Pavegen может появиться на тротуарах всей Англии, — говорит Лоуренс. — Я мечтаю, чтобы "умные" тротуары появились в самых оживленных точках мира. Моя цель, как ни кощунственно это звучит, — чтобы все аттракционы Диснейленда полностью работали на детской энергии».
«Теоретически все довольно логично. Наступил — крутанулась динамо-машина — прошел ток — подзарядился аккумулятор, — говорит Дмитрий Макаров, сотрудник Института прикладной физики РАН. — А на практике это зависит от того, какую мощность потребляет тот или иной прибор. Грубо говоря, четыре часа работы пяти плит Pavegen — это час работы 40-ваттной лампы накаливания. Но у таких ламп низкий КПД, сейчас есть более современные и экономичные приборы — те же светодиоды или компактные люминесцентные лампы. Они вполне могут работать от Pavegen».
Каждая панель стоит $450 долларов — слишком дорого, чтобы окупиться за пять лет, которые она прослужит. По нашей просьбе Дмитрий Голубович оценил проект Pavegen с экономической точки зрения: «Одна панель мощностью 2.1 Вт будет давать не более 20 Втч в день, ведь ночью прохожих практически нет. За полгода это даст максимум 4 кВтч электроэнергии, что даже по высоким европейским ценам никак не больше 2 долларов. Поэтому панели стоимостью $450 за весь срок службы не будут окупаться. А вот если прохожих будет в десять раз больше, а цена каждой панели в десять раз ниже, тогда проект в самом деле имеет шанс стать рентабельным».
«Действительно, это экспериментальные образцы, поэтому пока они так дорого стоят, — объясняет Лоуренс Кэмбел-Кук. — Но если в тестовом режиме они будут работать так, как я ожидаю, тогда я получу патент и большой заказ от муниципалитета, и речь уже пойдет о массовом производстве Pavegen. Что и позволит снизить их стоимость до $40-50 за штуку».
Как бы то ни было, многие взрослые лондонцы не прочь поделиться своей энергией с человечеством. Например, Карли Харман, инженер компании Gosport: «Я каждый день хожу на работу пешком, это четыре километра в обе стороны. Представляете, сколько фонарей я мог бы зажечь, если бы весь мой путь был выложен плитами Pavegen!». А вот Алина Кожухина, студентка Лондонской школы экономики, просто радуется тому, что St. Michaels road (именно там установили Pavegen) стала выглядеть более стильно. «Здорово, ведь это почти арт-объект, — говорит Алина. — Когда наступаешь на квадрат, в центре его загорается лампочка. Это значит — сработало, твоя энергия засчитана. Мелочь, но настроение улучшается».
«Лоуренс сам не сознает, насколько гениально его изобретение, — говорит Сесиль Бальмонд, лондонский инженер, специалист по инновационным технологиям строительной компании Buro Happold. — Ведь Pavegen годится не только для улиц. Квадраты можно установить, например, в торговых центрах — представляете, сколько энергии будет вырабатываться во время распродаж?».