Алена Долецкая делала однажды материал о «Клубе рисовальщиков» и познакомилась с Лаврентием Бруни, который уже десять лет по пятницам устраивает в своих мастерских встречи с профессиональными художниками и, как он их называет, «художниками начинающими». Познакомилась и увлеклась живописью.

Получившиеся на занятиях рисунки выставляют четыре раза в год в самых разнообразных помещениях: за десять лет это были чердаки домов, огромные старые квартиры, маленькие художественные галереи, кафе — всегда новое место. В этот раз выставку решили сделать на Смоленской набережной — в галерее Sebastian.

На этих выставках можно купить любую понравившуюся картину за 500 рублей. Однако подвох в том, что, пока ты не купишь работу, не знаешь, кто художник — картины без подписей прищеплены к длинным веревкам, спускающимся с потолка. «У нас демократия, — говорит Лаврентий Бруни, — все по-честному. Люди должны покупать не имена, а искусство».

Помимо картин на выставке можно было купить разукрашенную керамику (супницы, тарелки и квадратные пластины) и майки с рисунками. Любой из перечисленных предметов — за символические 1000 рублей, и также безымянно. Кстати, майки и супницы — это не правило. В прошлый раз, например, были наволочки, простыни и пододеяльники.

За 10 лет эти однодневные выставки выросли в огромные мероприятия — здесь собираются и сами художники, и их друзья и знакомые, и просто случайные посетители. Атмосфера невероятно приятная — смех, шутки, объятия, люди ходят среди картин, они внутри картин — их видно и не видно одновременно. Никакого пафоса, никакой светскости — только огромный позитив и желание делиться творческой энергией. Все друг друга зовут куда-то: «Пошли на Звездочетова?», «Пойдем на "Винзавод"!», «А поехали в "Маяк"?» Напоминает это студенческий сейшн среди своих, когда можно вытащить из кармана невесть каким образом оказавшуюся деревянную фигурку слона и подарить «просто так». И дарят. Нина Бруни, племянница Лаврентия, подходила к понравившимся людям и торжественно вручала «Стих в кармане» — маленькие белые заламинированные бумажки размером с визитку, на которых были напечатаны стихотворения Пушкина, Хармса, Ходасевича или Маяковского, что тут же вызывало желание улыбнуться, пообщаться. Все эти маленькие действа перемежались сценами «разоблачений» — когда выбранную картину снимали с прищепок и несли деньги в большую картонную коробку-«кассу»: покупатель просил найти автора и подписать ему работу. Удивление покупателя, радость художника, смех, поздравления и звонкие поцелуи с последующим оттиранием помады со щек.

Алена Долецкая за вчерашний вечер продала аж пять картин. «Конечно, — говорит она, — многие уже узнают почерк художника и покупают именно этого мастера. Но в большинстве случаев это чистая случайность, бинго. В этом и есть невероятный кайф. Один раз я думала, что купила работу Лаврентия, а оказалось, что это Маша Бродская — но это совершенно не важно, я же не стала меньше любить рисунок. И это и есть самое настоящее современное искусство».

 

Ксения Чудинова