Фото: Денис Провалов
Фото: Денис Провалов

В каждой из своих дорожных заметок я старалась рассказать что-то доброе об автомобилях, которые без проблем доставили нас через весь Китай к подножию Гималаев. Но теплых слов нашим машинкам недостаточно: они требуют вполне материальной заботы. В Лхасе одометры перевалили за 7000 км, а это значит, что пришла пора провести техническое обслуживание автомобилей.

Это был хороший повод поговорить с Максимом Шишкиным — техническим директором экспедиции. Максим — профессиональный автогонщик и в автомобилях разбирается куда лучше, чем кто бы то ни было из нашей группы. Именно он следил за прохождением ТО, придирчиво задавал вопросы китайским механикам и все скрупулезно записывал.

СМаксим, семь тысяч километров пробега — это обычная цифра для первого ТО?

В обычных условиях эксплуатации можно было бы и отложить эти работы, но наши автомобили работали в условиях высокогорья, к тому же не на самых лучших дорогах. Желательно было перестраховаться. Как минимум следовало продиагностировать подвеску и двигатели, заменить масло и масляные фильтры.

СОбнаружились ли какие-то неожиданные неисправности?

Машины выдержали испытание безукоризненно, как ты могла заметить — мы шли по Китаю даже с опережением графика, спокойно могли останавливаться, где хотим, рассматривать достопримечательности, заезжать на бездорожье и в песчаные дюны, чтобы делать селфи, потом обратно нырять в наши дома на колесах и ехать с комфортом дальше. Но после наших экспериментов в пустыне очень сильно забились пылью воздушные фильтры. Их, естественно, заменили, тем более что эта процедура так или иначе входит в программу ТО.

СА какие вообще проблемы могут возникнуть в высокогорье?

Самая распространенная проблема — ускоренный износ тормозных колодок на горном серпантине. С этим недугом отчасти позволяет справиться торможение двигателем. Наши машины оборудованы секвентальным механизмом переключения передач, который при наличии навыка позволяет тормозить двигателем очень эффективно и практически незаметно для водителя и пассажиров.

Другая проблема — повышенная нагрузка на двигатель, которому на большой высоте буквально нечем дышать, как и людям. Из-за этого увеличивается расход топлива. Надо заметить, что водители интуитивно чувствуют потерю мощности и быстро усваивают особый стиль вождения: держат безопасную дистанцию, избегают резких ускорений, проявляют большую осторожность при обгоне.

Фото: Денис Провалов
Фото: Денис Провалов

СТы не рассчитывал на такой расход топлива у наших Land Cruiser'ов?

Мы были к этому готовы. Что до цифр, то они такие: у Land Cruiser 200 расход увеличился с 15 л/100 км на равнине до 18 л на высоте 4000 м. У Land Cruiser Prado, соответственно, с 13 л до 16–17 л. Для этих машин расход приличный, но надо отметить, что для некоторых других внедорожников такого класса даже верхняя граница нашего интервала — недостижимый идеал расхода топлива при смешанном цикле. Я уже не говорю о том, что машины под завязку загружены экспедиционным оборудованием: многие премиальные внедорожники просто физически не способны нести такую полезную нагрузку.

СА что с топливом на китайских бензоколонках? Насколько вообще наши машины чувствительны к качеству бензина?

Все современные автомобили, конечно, требуют качественного топлива, но, к счастью, топливная промышленность вполне успевает за этой требовательностью. В Китае есть 97-й и 93-й бензин. Разница между ними очень заметная, но качество 97-го нареканий не вызывает. По дороге в Китай мы миновали разные регионы, предпочитая заправляться только на заправочных станциях известных топливных брендов.

СНайти станцию техобслуживания Toyota в Китае не очень сложно?

Мы проходили ТО на официальном сервисе в Лхасе, но фирменные центры техобслуживания есть во всех более или менее крупных городах Китая. Единственная проблема — языковой барьер. Чтобы быть уверенными, что мы и китайские автомеханики понимаем друг друга, мы не отходили от автомобилей во время проведения ТО. Неразрешимых проблем, однако, не возникло.

СА если бы в дороге появилась необходимость срочного ремонта, что у нас было в багажнике для этого?

Стандартный набор инструментов для легкого ремонта, ремнабор для бескамерных шин на случай прокола, запасные колеса и дополнительные топливные канистры. Кроме того, на случай сложных дорожных условий — главным образом льда и снега — мы взяли с собой лопаты, цепи противоскольжения и четыре динамические стропы с шаклами. К счастью, ничего из этого нам не пригодилось. Машины переобули в зимнюю нешипованную резину, которая пока отлично выполняет возложенные на нее задачи.С