
«Читать» Кандинского: выставка из двух картин как идеальное пособие по авангардизму
К 150-летнему юбилею Василия Кандинского сотрудники Третьяковской галереи на Крымском Валу сделали то, о чем мечтали без малого 30 лет: установили друг напротив друга два масштабных полотна художника: «Композицию VI» и «Композицию VII». Первая из них входит в собрание Эрмитажа, вторая включена в коллекцию Государственной Третьяковской галереи, и среди искусствоведов обоих музеев, по словам куратора выставки Ирины Шумановой, несколько десятилетий длится спор о том, которая из этих работ занимает более значимое место в наследии абстракциониста.
Экспозиция оформлена так, что самый далекий от беспредметной живописи зритель сможет постичь идеи Кандинского и в полной мере ощутить силу образов на холстах. Для выставки по проекту архитектора Сергея Чобана были созданы две темные ниши, снаружи напоминающие шатры или капсулы. Внутри первого шатра на стенах, обитых черным велюром, расположены мониторы, на которых демонстрируется эволюция изобразительного метода Кандинского. Переход от предметной живописи к абстракционизму показан в нескольких кадрах: на фрагментах картин серии «Потоп» еще различаются человеческие фигуры, которые от работы к работе меняют очертания и цвет, инвертируются и затем встраиваются в полотно «Композиции VI», в котором можно лишь угадать очертания корабля, словно уничтожаемого волнами цвета. «Композиция VII» сочетает в себе уже несколько мотивов: Судный день, Рай, воскрешение из мертвых, при разработке которых автор создал 13 картин и эскизов.
Ирина Шуманова, комментируя эти метаморфозы, рассказала, что Кандинский мечтал быть понятым и написал множество текстов, в которых описывал свой творческий метод и комментировал живописные образы. В видеоинсталляциях можно встретить отрывки эссе, посвященного «Композиции VI»: «Когда черно-белый контрапункт наложится на цветной, рождается великое завтра живописи».