Тарелка с эмоциями

Куда исчезли восторженные барышни и пылкие юноши, почему современным подросткам никого не жалко и при чем тут ботокс

Иллюстрация: Bridgeman Images/Fotodom
Иллюстрация: Bridgeman Images/Fotodom
+T -
Поделиться:

— Вот скажите, пожалуйста, вам ботокс нравится? Как вы к нему относитесь?

— Что? — я вытаращила глаза. Моей посетительнице Любе на вид было лет четырнадцать-пятнадцать. Она была очень мила — большие глаза, вьющиеся темно-каштановые волосы, высокий лоб. Какой ботокс?! Зачем?!

— Категорически отрицательно! — твердо сказала я.

— Ага. Я в общем-то вижу, — кивнула Люба. — У вас лицо живое.

У самой лицо серьезное, умное, чуть-чуть намек на улыбку, чем-то похожа на курсистку с портрета Ярошенко.

Я перестала понимать, что происходит, и решила предоставить ситуации развиваться самостоятельно. Расскажет же она в конце концов, в чем, собственно, дело.

— Я с детства очень люблю читать, — сообщила мне Люба.

— А сколько тебе сейчас-то лет? — не выдержала я.

— Исполнилось пятнадцать. Я разные жанры читаю — по истории люблю, фэнтези немного, очень люблю классику — нашу, английскую, французскую. Последнее время читала мемуары.

Очень хорошо. Если она хотела произвести на меня впечатление — произвела. Можно двигаться дальше. Люба как будто услышала мои мысли.

— У меня полная семья. Мама, папа, бабушка, мой старший брат (ему 21 год, он учится в институте), и еще с нами живет папина сестра, у нее своей семьи не сложилось, но она помогала нас с братом растить, много с нами занималась, и сейчас мне помогает, по математике и английскому, и даже брату — проекты по английскому делать. Мы все ее очень любим. И мы — обеспеченная семья. Все работают, даже бабушка, и Владик у папы подрабатывает. А у папы своя фирма.

Я с удовольствием все это выслушала. Приятно знать, что у кого-то в большой семье все хорошо и ладно скроено. Это повышает базовое доверие к миру. Но при чем тут ботокс?

— Я на самом деле у вас уже однажды была — с мамой, когда я в детский сад отказывалась ходить. И еще потом к вам мама приходила с братом, когда он в десятом классе по крышам лазал, но я тогда в коридоре сидела. Вы, наверное, не помните… — Я кивнула в знак согласия: не помню. — А еще я ваши рассказы в «Снобе» читаю. И вот теперь я пришла с вами посоветоваться: это мне про мир и про себя кажется или оно на самом деле?

Я тут же снова насторожилась. Это смотря что ей в ее пятнадцать лет «кажется». Скорее всего, нормальная подростковая ерунда: красива я или некрасива, любит — не любит, все ли в мире придурки, почему меня никто не понимает, и прочее в таком духе. Но никак нельзя упускать из виду и другие, драматические вероятности.

— И что же конкретно тебе кажется?

— Я уже давно, когда читала романы, книги про XIX век, удивлялась. Но тогда я думала: они все врут немного, преувеличивают… Для бо́льшей красивости и понятности — наверное, так можно сказать. А теперь я немного мемуаров из того времени почитала, и даже из ХХ века, и уже сомневаюсь…

Подросткам трудно формулировать свои мысли, особенно сложные, и у взрослых всегда есть соблазн сформулировать за них. А у них в свою очередь есть соблазн ухватиться за лучше сформулированную, но чужую мысль, присвоить себе предлагаемое. И как же в таких обстоятельствах научиться внятно и последовательно мыслить самому? Я решила ждать, когда она сама скажет.

— Раньше мне казалось, что они по-другому проявляли свои чувства, а теперь мне уже кажется, что они и на самом деле чувствовали по-другому. Не так, как мы. Прочтите практически любой роман. Они же там то и дело все бледнеют, краснеют, падают в обмороки, шатаются, хватаются руками за всякие предметы, чтобы устоять на ногах, рыдают от радости, скрежещут зубами от злости… Скажите, вот вы когда-нибудь в обморок падали?

— Ага, — припомнила я. — Два раза. Один раз — не важно почему, а второй раз — грибами отравилась.

— Ну вот. А все мои родные и знакомые, и я сама — ни разу.

— Так тебя это расстраивает, что ли? — уточнила я. — Хотелось бы, чтоб падали?

— Да не в этом дело! Мне кажется, наши чувства, эмоции — другие, чем были тогда. Мы меньше расстраиваемся, меньше радуемся, меньше вообще… не знаю, как правильно сказать… Переживаем — вот правильное слово!

Я даже в ладоши хлопнула от удовольствия, приветствуя одновременно и ее, и себя. Именно это слово я хотела ей подсказать, и удержалась-таки — не подсказала. И она сама его нашла!

— Это как есть из глубокой или мелкой тарелки… — литературная Люба позвала на помощь метафоры.

— Да! — мне казалось, что теперь наконец я ее поняла. — Скорее всего, твое наблюдение действительно имеет отношение к реальности. И этому есть объяснение. По сравнению с нашими предками у нас очень много всего: людей вокруг, вещей, информации, событий. И все это надо как-то пережить, отреагировать на него эмоционально. Поэтому эмоции получаются широкие и мелковатые, если мерить, как ты предлагаешь, в тарелках.

— Это грустно, — сказала Люба, глядя на носки своих туфель-лодочек. — Если нам никогда ничего вот так, как там описано, не почувствовать. Не пережить.

— За все надо платить. Наша жизнь намного удобнее в бытовом смысле и намного свободнее, чем у наших предков, у каждого из нас на порядок больше возможностей — это ты понимаешь?

— Да, понимаю, — кивнула девочка и тут же вскинула взгляд. — То есть, чем меньше возможностей, тем больше мы уходим вглубь эмоций?

Я заколебалась, не зная что ответить.

— Крестовые походы? Запертые в теремах барышни? Унесенные ветром? Индийские фильмы? Террористы-смертники?

Я молчала, пытаясь уследить за скачками ее мыслей. В общем-то, логика в них явно сохранялась. При жесткой ограниченности возможностей, информации, ресурсов, даже пространства — эмоции цветут пышным цветом, компенсируя, модифицируя практически все. Иногда достраивая, а иногда попросту подменяя собой реальность.

— Из моих подруг никто еще даже не влюблялся по-настоящему. Одна прямо так и спросила: а зачем? И многим ничего не хочется. А я могу вообще выбирать? Может быть, надо искусственно что-то ограничить? Но как это сделать?.. Вы хотите у меня что-то спросить?

— Очень хочу, — честно призналась я. — А ботокс какое ко всему этому имеет отношение?

— Ботокс? А, сейчас объясню. Мама, тетя, их подруги, которых я всю жизнь знаю, теперь ходят к косметологам и делают всякое, чтобы морщин не было, чтобы казаться моложе. И оно помогает, да. И вот я сейчас вижу очень отчетливо: они все (прямо как в ужастике, честно!) постепенно теряют свои лица, свою мимику, становятся… неизвестно кем. Я почти перестала свою маму узнавать: я раньше знала, как она хмурится, злится, удивляется, улыбается, хохочет, у нее так лицо все в складочки собиралось — просто нельзя было вместе с ней не рассмеяться, я, даже когда злилась, удержаться не могла, и папа тоже, а теперь ничего этого просто нет. Я брата спросила: ты видишь? Он сказал: забей, сейчас просто модно казаться молодыми, что же нашей матери — в морщинах ходить, если ни у кого вокруг их нет? Я бабушку спросила: а ты? Ты не хочешь выглядеть моложе? Бабушка сказала: «Я — пас! Человек рождается с тем лицом, что от природы досталось, но потом-то свою историю на нем сам пишет. Вот она-то людям и ему самому в зеркале и видна. Если достойно прожил-написал, так оно и отобразится, и отказываться от нее не захочется. А кто стер — поди догадайся, что там под ластиком было? Зачем жил? Как? Я вот ни от чего, что прожила, по своей воле не откажусь. А другие — как сами захотят, кому-то, может, и стереть охота, чего ж…»

А я тогда вот что подумала: бабушка и взгляды ее — они уже устарели, и теперь в мире все наоборот. Если эмоций все меньше и они в мелкой тарелке, так зачем же лицо, которое их выражает? Можно сделать как у куклы, красиво и все такое…

Тут уж я совсем растерялась:

— Зайчик, а чего же ты от меня-то хочешь? Я в обмороки не падаю, ботоксом не пользуюсь…

— Я спросить пришла, — жалобно глядя, сказала Люба. — Может, оно все и не так вовсе? Может, оно как-то по-другому? Но только ведь я и сама такая: мне никого особо не жалко, я ни из-за чего особо не переживаю и не радуюсь сильно ничему. Я вот недавно прочитала, у Лескова, кажется, как мальчику пряник с ярмарки привезли, и как он этому радовался, аж дух захватывало. Так я даже заплакала, потому что ничего за всю свою жизнь не могу вспомнить, чтоб я вот так обрадовалась. И можно ли это как-нибудь… вернуть? Развить?

— Я тоже не знаю, — честно призналась я и пообещала: — Но мы с тобой спросим у умных людей города и мира, хорошо?

Люба радостно закивала.

И вот я спрашиваю у вас, уважаемые читатели: эволюционирует ли, на ваш взгляд, наша эмоциональность ан масс? И если да, то как? Действительно ли люди из классической литературы прошлого чувствовали по-другому? Или они лишь по-другому проявляли свои чувства? Или все это («услышал он, зашатался, схватил себя руками за горло, да и упал без чувств») лишь литературное преувеличение и мы в эмоциональном плане ничем от наших недавних, в общем-то, предков не отличаемся?

Спасибо всем, кто сочтет возможным поделиться своими соображениями. Девочка совершенно реальная, и вместе со своими подружками — я потом узнала, что две из них пришли с ней и сидели в коридоре для моральной поддержки, — ждет ответа.

Комментировать Всего 106 комментариев

Не могу сказать о ком-то другом, но от себя скажу, что ощущения - перехватило дыхание или воздух стал кубиками вдыхаться, земля из-под ног, бабочки в животе (ну наверное что-то еще...не все сразу вспомню :-)), мне очень знакомы. Другой вопрос, как это проявляется внешне, вот это судить не мне... И еще один вопрос о том, как принято было проявлять эмоции в культуре, которая меня воспитала. :-)

На мой взгляд, если судить о внешней эмоциональности нашего времени по письменным источникам, не обязательно по литературе, например - по комментариям и блого-записям, то во вполне себе в страсти нешуточные можно окунуться... И, потом, наверное не может не сказаться информационная насыщенность нашего пространства, с 15-20 минутной задержкой узнаем о новостях с того конца земного шара, как о мировых новостях, так и о дружеских и родственных, благодаря средствам связи.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Лена Де Винне

Про эмоции в разных культурах, и еще Алекс ниже пишет - в разных социальных слоях - согласна совершенно.

Но некое общее снижение "переживательности", как мне кажется, в последние годы у молодежи все-таки наблюдаю. Тут вот читала "Кристин дочь Лавранса" нобелевской лауреатки... Понятно, что к 13 веку все это отношения не имеет, но если считать что описанный тип эмоциональной рефлексии имеет отношение к середине 20го века, то возникают всякие мысли...

Дак ведь еще и поводы некоторые исчезли. То, что еще недавно было, условно, "грешно", нынче "грешным" быть перестало, стало быть, и переживать по этому поводу не надо...

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, Алия Гайса

То, что еще недавно было, условно, "грешно", нынче "грешным" быть перестало, стало быть, и переживать по этому поводу не надо...

 мне это кажется  более правдоподобным :)

ага. Мы об этом с Любой тоже говорили. Некоторые очень "литературно значимые" и сюжето-образующие поводы для страстей сегодня во многих литературообразующих странах просто исчезли.

незаконнорожденный ребенок

любовь между людьми разного достатка или разных национальностей

вассальные отношения

добрачная девственность

нищета, голод

подчинение старшим или обычаям в устроении своей судьбы

и наверняка еще что-то

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса, Алекс Лосетт

среда

Я верю, что “это” можно вернуть или развить лично в себе по требованию. Но, действительно, надо изменить среду. Как минимум 2 варианта:

Первый - по Осориной — сменить культуру на ту, где эмоции больше в цене в данный исторический момент. В недавно модной книжке «Есть. Молиться. Любить.» американка описывает погружение в разные культуры, и, например, видно, что в Италии с эмоциями все обстоит лучше, чем в США: героиня там буквально эмоционально оживает. Моя личная знакомая, вернувшись из Камбоджи, говорила о том, что серьезно подумывает туда переехать — уровень радости там заметно выше, чем в родном Питере. У разных культур — разные тарелки. Можно временно поесть из чужой.

Второй — выйти за рамки своего благополучного и в силу этого эмоционально пресного круга («Все счастливые семьи...») . Вот пример здесь у Ройзмана https://snob.ru/profile/25622/blog/99729 Столкновение с настоящим горем включает сильные эмоции. Но можно и в противоположную сторону пойти: если пристроиться к творческим людям, можно у них «поесть» эйфории. В интервью с какой-то московской женщиной — супер менеджером читала, как ее пригласили работать в цирк дю солей — как она вошла к ним, и через нее стали проходить эмоциональные волны. Ну, ее пригласили рулить за большие деньги — но ведь наверняка можно бесплатно пристроиться кофе носить. Молодые редко пользуются этой возможностью, но она есть.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Алекс Лосетт, Дмитрий Волченко

сменить культуру на ту, где эмоции больше в цене в данный исторический момент.

Ой!.. В голове возник список. Италия его не возглавила. ;)

"Поесть" эмоций в принципе можно найти где, тут я согласна. 

Но об этом ли речь? Мне кажется, не совсем.

список

А что у Вас наверху списка?

Я тут не пыталась составить иерархичный список стран по эмоциям - но мы же для реальной девочки стараемся, она читать любит, и мне показалось, что отсылка к книжке, которую легко найти м.б. полезной.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

ну наверху у меня оказалось то, где ради чего-то эмоционально значимого не жалко и жизнь (свою и чужую) отдать (запрещено в России) ;)

мы разучились быть настоящими, это стало слишком рискованным и не "принятым". да и в прежние времена, часто обмороки были нарочитыми и являлись частью "игры".  Не стоит оглядываться на культуру, начать можно с себя...просто позволить себе Быть. тогда окружающие, домашние, близкие и родные попробуют тоже рискнуть;)

мы все настоящими были в детстве... но есть немногие кому удалось вспомнить об этом чуть позже и дерзнуть снова быть;)

ой. Я в детстве не была никакой "настоящей". Я была умненькой, злой, изобретательной, расчетливой, противной...;)

Я в детстве не была никакой "настоящей"

так та описанная маленькая Катерина и была настоящей;)

Так Вы что, отказываете мне (и другим) в возможности личностной эволюции, развития? А если она (эволюция) выглядит произошедшей - так это, с Вашей точки зрения, фальшь и надо "вернуться к детству"? То есть лично мне следовало бы снова "отыскать в себе" и "дерзнуть" продемонстрировать городу и миру свою расчетливую противность?

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

отказываете мне (и другим) в возможности личностной эволюции, развития?

Катерина, зачем столько предположений, которые не имеют отношения к действительности?... бросьте, я никогда ни в чем никому не отказываю:), ну, если это не пересекает мои личные границы (в данном контексте это не наблюдается)).  я так же против любого рода навязываний и тем более отказе в личностном росте и эволюции. по этой причине не участвую в пустых спорах.  спорят только убеждения, именно они нуждаются в отстаивании и защите, мне больше по душе общение на уровней ценностей, ценности начинаются с момента про "Быть".

Есть люди эмоциональные, а есть не очень. Эмоциональные будут прыгать от радости, леденеть от ужаса, замирать в предвкушении счастья и, может быть, даже падать в обморок от переизбытка чувств. Я, думаю, так было всегда и так будет.  В разные века людей волнуют разные вещи. 

Про эмоциональных гораздо интереснее и писать и читать. Вот поэтому их и больше в романах.

эмоциональные будут прыгать от радости, леденеть от ужаса, замирать в предвкушении счастья

это правда. ...мне однажды одна «шаманка» сказала, что мне доступен невероятный диапазон эмоций.  никто, мол не способен  проживать так радость, но вместе с тем и боль.  И не смотря на побочный эффект, я счастлива, что могу так сильно проживать и чувствовать Жизнь:)

Эту реплику поддерживают: Евгения Горац

Евгения, но ведь во всех книгах всех времен равно встречаются и холодные, эмоционально сниженные люди, и люди, которые свои эмоции не проявляют (не прыгают).

А в обморок от переизбытка чувств сейчас все-таки не падают. Может быть, все дело действительно в корсетах. А крестьянки в них и раньше не падали. Не знаю...

Про то, что барышни падали в обморок в том числе и из-за тугих корсетов, девочки знают?))

На самом деле, на мой взгляд конечно, ничего глобально в чувствах, эмоциях и переживаниях людей не изменилось, несмотря ни на какой прогресс и информационные технологии. Жизнь удлинилась, взросление наступает позже, проявляется эмоциональность по-другому, но и только!

Будут еще у Любы сильные эмоции и глубокие переживания!

Эту реплику поддерживают: Дмитрий Волченко

Да, мы обсудили корсеты :). Но мещанки их вроде не носили?

"Жизнь удлинилась, взросление наступает позже"

Лариса, Вам кажется, что эмоциональность усиливается с возрастом? 

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Но мещанки их вроде не носили?

так мещанки, наверное, и в обморок не падали :) Белинский о чем-то таком, вроде, писал :)

Эту реплику поддерживают: Лариса Бабкина

Падали, падали, причем даже молодые самцы, которые уж конечно корсетов не носили :)) - я мемуары читала (но тут может быть и подражательство, конечно).

я думаю, тут все же сочетанный вариант. Потому что никакими корсетами не объяснить к примеру тотальное изменение клинической картины истерии - ну вот нет сейчас тех классических "истеричек" которые были с библии и до Фрейда описаны. Просто нет, или единицы в поле зрения.

которые уж конечно корсетов не носили

Как не носили? Вы, Катерина, иногда такие вещи крамольные пишете - хоть стой, хоть падай. Да как приличному человеку, - дворянину, к примеру, или офицеру - можно в общество без корсета выйти? Это-ж все за разбогатевшего мужика принимать будут.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Anna Bistroff, Алекс Лосетт

Осмелюсь предположить, что они были все же не обязательными для всех мужчин определенного класса (как в женском варианте), и Онегин и Ленский стрелялись без корсетов ;) И нигде кажется не встречала: он упал в обморок, к нему бросились, расшнуровали корсет...:) Хотя вот тут подумалось: ведь упорные же были слухи, что Дантес на дуэли был типа в бронежилете... Так может он, щеголь по репутации, просто в корсете был?!

Даже в советской классике про Ипполита Матвеевича Воробьянинова сказано, что он "нашивал корсет".

боже, как Вы это все помните! :) Завидую Вашей памяти :)))

как Вы это все помните!

Только благодаря заучиванию наизусть отрывков из Библии в оригинале. В один момент у меня в голове словно какая-то маленькая жилка лопнула, и с тех пор я стал очень легко запоминать тексты.

Сергей, а Вы не поделитесь этой историей подробнее? Я буду очень благодарна.  :))

Я думаю, я не одна на Снобе удивляюсь Вашей эрудиции. У меня же, к сожалению, скверная память. В разговоре даже на хорошо знакомую мне тему всегда оказывается трудно подтвердить собственные общие заявления фактами, т.к четкая фактическая информация предательски стирается из памяти. Хотелось бы, чтобы сын от такой проблемы не страдал. Я все время пытаюсь собирать для него подобную уморазвивающую информацию )) В его 10 лет в школе не потребовали выучить наизусть ни одно стихотворение, ни одной даты. :((

Насчет "лопнувшей жилки" это шутка. Но я всегда любил заучивать наизусть понравившиеся стихи и цитаты. Мне кажется, что это как-то помогло развить навык запоминания. Хотя с именами и лицами живых людей у меня дела обстоят совсем не так, как с  текстами.

Мне не кажется, что эмоциональность усиливается с возрастом. Просто в связи с удлинением жизни и более поздним взрослением влюбленности и любви приходят позже, а с ними и сильные переживания.

Ну, а ботокс? Сегодня ботокс в моде, вчера корсеты с напудренными париками... 

Ничего нового.

ну парики-то дома снимали! Мне кажется их аналог все-таки визаж, косметика. А тут же человек не может вернуться обратно к своему лицу, даже если и захочет.

но это все равно не объясняет огромное количество "замертво повалившихся" баб и "смертно побледневших и пошатнувшихся" лиц обоего пола даже и в мемуарной литературе...;)

помню как в ранней юности при описании лицейского быта (это были мои ровесники) у кого-то хорошего (Тынянов?) меня глубоко поражала именно экспрессия эмоций. Я прикидывала на своих мальчиков одноклассников и дворовых друзей...

Почему-то думаю, что люди, начинающие "играться" с ботоксом не осознают всех последствий и того, что обратно это не снимешь!

Но лично я - пас! Фобия врачей, иголок и прочих-разных медицинских инструментов не позволяет об этом даже задуматься!

Но эмоциональность здесь ни при чем))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Девочка Люба, как и большинство подростков, хорошо чувствует фальшь мира. Как и большинству подростков, ей кажется, что где-то было лучше, искреннее, честнее, полнее. Мне, как взрослому человеку, кажется, что раньше было не более честно и не более искренно, было нечестно, неполно и неискренне, хоть и по-иному.  Кстати, Обыкновенную Историю она читала? А вообще это не очень продуктивно сравнивать современную реальность с отражением прошлой реальности в искусстве прошлого. Это вроде как сравнивать настоящий современный апельсин с фруктами с голландских натюрмортов, и жаловаться, что написанные фрукты смотрятся вкуснее реального апельсина.

С другой стороны, общество нам навязывает не только идеи, понятия и взгляды, но и стандартизированные эмоции. В разных странах «приличные» эмоции разнятся. Например, в англоязычной культуре не принято выражать злобу и раздражение – сразу запишут в некультурные. А в России это - пожалуйста. У каждой социальной группы – свои правила, какие эмоции принимаются, а какие – нет. Попробуй высунься – и сразу получишь по социальному носу.

Очень согласна насчет социальных групп. Я это регулярно вижу - в разных группах одни и те же эмоции принято выражать по-разному. И в целом - чем "проще" группа, тем экстенсивнее выражение.

Эту реплику поддерживают: Наталья Ермолаева, Сергей Кондрашов

Большое спасибо всем, кто счел (и еще сочтет ;) возможным поделиться своими соображениями.

По мне, можно наблюдать две вещи: постоянные препятствия  легальному проявлению сильных эмоций очень способствуют их углублению, утоньшению и интенсивности, а богатая событийная составляющая, напротив, притупляет воображение, чувствительность и восприимчивость.

Всё взаимосвязано

То есть вошедшая в педагогически-психологическую моду последние два десятилетия практика: а вот ты проговаривай, проговаривай свои чувства! - на самом деле со временем эти "тотально разрешенные" чувства уплощает?

Историческая вариативность допускаемых обществом нормативных пределов проявления эмоций, разумеется, имеется. Но не думаю, что это связано именно с обьемом получаемой информации. Находившийся в состоянии постоянных вспышек эмоций раннесредневековый викинг вряд ли испытывал меньший наплыв разнообразных впечатлений, чем флегматичный норвежец или датчанин времен позднего средневековья.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Сергей, а в позднем средневековье они разве были все флегматичные? ;) (насколько можно судить по литературе и Брейвику, у них вспышки эмоций и по сей день бывают...)

но я имела в виду конечно возросший именно в последнее время объем информации, и даже не сам объем, а неизбежные "траты" эмоций на пропускаемый через себя интернет серфером информационный поток. Мне кажется тут происходит нечто подобное тому, что происходит с давно практикующим врачом-хирургом. И напротив - сенсорная и отчасти интеллектуальная депривация той же "теремной барышни" приводила к "раскачке" эмоциональной стороны жизни.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Александр Троицкий

Вполне возможное обьяснение, но, мне кажется, не единственное.

P.S. "Все" - "одинаковыми" быть не могут по определению. Но есть определенные "нормативные" стили поведения для разных социальных групп и в разные периоды времени. Обьяснение нормативной сегодня сдержанности в проявлениях чувств может быть связано, на мой взгляд, как с описанным Вами фактором, так и с временной модой на такое поведение. Надо подождать лет тридцать и сравнить.

P.P.S. Брейвик, как раз, совершенно хладнокровный убийца. Он не имел ровно никаких чувств к убитым. У него был план произвести определенный эффект, чего он, в определенной мере, добился.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Сергей Любимов

Так мне кажется, что бандиты-викинги именно такими и были - убивали грабили расчетливо и хладнокровно (они не могли себе позволить терять людей), и очень многое в антураже у них было рассчитано именно на внешний производимый на общество "жертв" устрашающий эффект. 

Но при этом сама по себе возможность такой концентрации на таком предмете и введение себя в такое состояние... какое-то отношение к эмоциям это несомненно имело и имеет.

Этому, на мой взгляд, прямо противоречат дошедшие до нас скандинавские саги, как и финский эпос про Куллерво. Опять же типичный образ берсеркра, грызущего край своего щита от возбуждения как-то в версию "хладнокровных убийц" не очень укладывается.

Берсерков было немного. Собственно бой длился недолго. Образ же создавался долго и продуманно долгими зимними вечерами. Не друг друга же они пугали? И одного из пленных отпускали - чтоб рассказал другим, как страшно жить в эпоху берсерков ;)

скандинавские саги

Но тут да, мы опять возвращаемся к вопросу: можно ли судить об общественных эмоциях по литературе. В каком-то историческом романе про викингов герой говорит: поэты поют... Но ради Одина - я не видел ни одного поэта в стене щитов! В этом что-то есть, и в еще большей степени это относится к собирателям и систематизаторам фольклора. Криминальный мир ведь серьезно отличается от своей репрезентации в блатном фольклоре - Вы согласитесь?

Я - на все согласный, но других сведений о психологии той эпохи, кроме саг, эпических поэм и свидетельств иностранцев  у нас все равно нет. Делать широкие обобщения на их основании - дело неблагодарное, но другие варианты будут уже и вовсе беспочвенной спекуляцией. Имхо.

не, ну есть же еще логика ;) Массовая атака пехоты или штучные гребцы на далеко ушедшем от родины драккаре - разная возможность потерь, да? Стало быть, об этом думают? Устрашающий дизайн - опять же думают и - кого устрашают? Психологическая выверенность подготовительного периода атаки в "стене щитов" - что-то от биологии, конечно, но что-то же и придумано. Отнюдь не берсерками, полагаю ;)

Криминальный мир ведь серьезно отличается от своей репрезентации в блатном фольклоре

Ну это как раз и свидетельствует о важности "нормативной" репрезентации. Есть некий образ, которому они стараются соответствовать.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

викинги старались соответствовать образу викинга? В каком-то смысле согласна. Но при этом полагаю, что практики всегда четко и холодно осознают границы возможности соответствия. За викингов предполагаю, за психологов (нормальных), пожалуй, ручаюсь.;)

 Напугать врага - это важная компонента победы. Поддержание коллективного боевого духа - тоже очень важно. К тому же берсекеры, как говорят, перед боем употребляли мухоморы - а по современным описаниям сильно увеличивают боевой дух и физические возможности. Так ч то в викингов я верю. Никаких эмоций, чисто расчет и трансформация базовых опасностей  нужд в прагматическом направлении.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

С мухоморами - не знаю. Возможно, особая рецептура. Я их в детстве ела, боевой дух точно не увеличивался, физические возможности вроде тоже ;) Полагаю, что наркотик почти всегда выступает не формообразующей субстанцией (это все-таки среда плюс личность), а неким триггером.

Вы просто не умеете их готовить ) На самом деле бог весть, что там они использовали, но похоже проводили предбоевую подготовку, для которой даже название есть - боевой транс.

Я думаю, если рецептура будет "правильная" и вы оба после употребления впадете в боевой транс цыканьем дело не обойдется... ;)

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Может быть. Хотя вообще-то у нас был гуру и все, что он нам обещал, мы и имели в полном объеме. ;) 

По литературе судить вполне себе можно. По хорошей. Возьмем Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова в конце концов. Где там этот разгул эмоций, хотя обстоятельства порой и требуют ? Или возьмем классическую литературу древнего Рима. Так что больше от качества литературы и литературных традиций времени зависит. А пряник у Лескова - да что там удивительного. Если ребенку в бедном селе айфон подарить - думаю, эмоций будет не меньше. Ну и потом современная жизнь "выглажена" по сильным эмоциональным раздражителям. Нет голода, холода, постояной угрозы для жизни. И тем не менее эмоции,пусть иногда меньшего, а иногда сопоставимого масштаба людей захватывают. Очень часто мухи масштабируются до слона. Как раз с эмоциональной амплитудой, не оправданной значимостью событий, следует бороться. И с иллюзиями, навеянными и литературой и обществом - что такое хорошо и что такое важно.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

не оправданной значимостью событий

Оправданной кем? По какому праву кто-то будет масштабировать события в моей жизни? В жизни маленького ребенка? Юноши? С позиций старости (или ее модели - у молодого сравнительно Чехова в "скучной истории", помните - блестяще!) практически все уже не значимо: да ерунда! Перемелется, мука будет... И что?

Чехов и древний Рим - да, согласна. У Толстого - по-разному, нмв.

  По праву стороннего наблюдателя. Другой вопрос о целесообразности высказывания такой оценки. Я обращал внимание на то, что для набора любых по объективной значимости событий и проблем в текущей жизни человека всегда выделяется одна, максимум две проблемы, которые становятся доминирующими эмоционально. Близкая вещь выражена в пословице : у всех проблемы. У кого-то суп жидок, у кого-то жемчуг мелок. И по большей части эти эмоции негативны. Долго чему-то радоваться гораздо сложнее, чем долго переживать. Не думаю, что ребенок, истерично рыдающий, переживает такую уж страшную эмоциональную боль. Это скорее отсутствие навыкоа эмоционального контроля и полная самоотдача в оценке любого дискомфорта. Об этом косвенно говорит и то, как обычно легко его успокоить, переключив внимание на что-то другое. И мне кажется, что эта девочка, озабоченая отсутствием таких сильных эмоций, как у людей "в раньшие времена" просто дезориентирована. Ей кажется, что она что-то теряет, хотя она по большей части приобретает. Другой вопрос, что опыт, включая опыт эмоциональный, необходим и обязательно придет. И нельзя исключить, что это будет опыт ужасающих масштабов.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Сергей, я имела в виду не столько истеричные рыдания, а субъективный масштаб переживаемых эмоций. Ну вот сейчас мне все равно, как у меня шарфик повязан, а в три года у меня руки немели и зубы клацкали по этому поводу ;)

Кому-то все равно про интернет-баталии, а кто-то ночь не спит и валерьянку пьет, с кем-то там реально незнакомым, с другой стороны планеты переругавшись.

Кто, кроме самого человека, может судить, что "муха", а что - "слон"? У Эртеля (если уж мы в русскую классику сунулись) есть потрясающая сцена. Там рассказчик с каким-то приятелем заходит в избу,  женщина их чем-то поит, что-то там они спрашивают,  выясняют, она волнуется насчет услужить, и вдруг они с ужасом замечают, что ее ребенок-младенец на лавке - мертвый. С дрожью в голосе рассказчик ей указывает: ребенок-то твой... умер! - А, ну да! - отвечает она. - Бог прибрал. С утра еще... 

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Насчет шарфика - это тема серьезная. Я много в детстве страданий через шарфик претерпел. И колючий он был, и затягивали туго, и еще в комнате теплой долго держали, прежде чем на улицу выпустить. Зато вырос теперь, возмужал, и уж никому не позволю !

   А так - не думаю, что сами по себе эмоции сколь-нибудь изменились. Изменились поводы, вызывающие их, в основном в лучшую сторону. Нет сильных возбудителей - ни угрозы жизни, ни голода, ни тотальной неопределенности - нет и слишком сильных эмоций. Что и хорошо. А оставшиеся пытаются занять все место, отведенное для сильных.

  Ну и молодежь "и жить торопится, и чувствовать спешит". Все как до исторического материализма. Отсюда и испытание чувств наркотиками или опасными приключениями. Или наоборот - полное спокойствие. Все хорошо, ничего не надо кроме конкретных вещей, по большей части из социального ТВ-набора. На лабутенах-нах. Все по разному. Не вижу проблем кроме обычных проблем роста, которые, никуда не денешься, придется пройти всем самим и получить собственный опыт. Главное все же избежать большого экстрима. Т.е. не обязательно засовывать пальцы в розетку, чтобы понять, что может ударить током. Но кое что, да и большую часть всего придется сделать самостоятельно. Ибо без опыта не может быть понимания и осознания. Возможно лишь никчемное знание, как из гугла.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алекс Лосетт

реплика от фольклориста

Автор этого романа о викингах не имеет знаний о викингах. Тот, кто знания о поэтах и древних воинах имеет, таких глупостей не пишет.

И поэты воевали, и воины стихи писали. Возьмите хоть конунга Харальда Сурового, написавшего несколько стихотворений к дочери Ярослава, на которой женился. Стихи неплохие, а он был славный воин. Можно поинтересоваться и другими поэтами-воинами варягами... Равно как и поэтами арабами эпохи до Мухаммада. Многие из них если не все - воины или разбойники! Конкретных знаний надо побольше.

Теперь о фольклоре тюремном. Тот не фольклорист, кто не понимает разницу между бытом банды и блатными песнями, тот не этнограф, кто не умеет восстанавливать недостающие звенья, не покупаясь на "витринный" слой субкультуры. Это все азы. Не буду продолжать.

А вот об эмоциях скажу так. Литература, думается, не зеркало, а если зеркало, то кривое она лишь наполовину срисовывает с натуры: частично она служит заместителем того, чего нет, но хочется, чтобы было - в согласии с ценностной картиной мира. Чем благополучнее быт, тем менее эмоциональна жизнь. Тем большим спросом пользуются ужастики. В ужасные же эпохи люди обращаются к сентиментальной гладкописи, чтобы отвлечься.

Чем устроенней жизнь, тем рутинней и скучнее. Тем мельче эмоции. Но стоит попасть в стрессовую ситуацию...

В мемуарах С.Моэма есть эпизод о Савинкове, которого он лично знал. Полюбопытствуйте. Писатель делает вывод на основании рассказов своего русского знакомца, что когда люди попадают в стрессовую ситуацию и волнуются, они начинают говорить и вести себя как в дурном водевиле.

все дело в устройстве мозга, лимбическая система отвечает за наши эмоции

Если говорить не об эмоциях, а об их публичных выражениях, то в каждом сообществе, зависит ли это от времени, культур или просто это допускается в  каком-то "узком кругу", существуют определенные гласные и негласные правила. К примеру, «услышал он, зашатался, схватил себя руками за горло, да и упал без чувств», воспринимается как проявление глубоких сильных чувств и переживаний, допустимых и воспринимаемых таковыми людьми "на той же волне". А если он взял топор и покрушил все вокруг, испытывая те же самые эмоции? Пока не всех, возможно, это также найдет положительный отклик у сочувствующих. Хочет мама обмануть время с помощью ботокса, это ее маленькая слабость, но не причина, почему нельзя вместе посмеяться, подурачиться или показать недовольство. Читать эмоции по лицам и додумывать, а что имелось в виду, не поможет ни в понимании, ни в отношениях.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Наталья, я все-таки решительно выскажусь в поддержку умения читать эмоции собеседника. Это адаптивно и полезно, зачастую именно в профилактическом смысле ;)

Катерина, почему-то это свойственно именно людям из России, интерпретировать прочитанное на лицах - "Не нужно слов, и так все ясно..."))).  из-за этого, по моему мнению, возникают часто проблемы взаимопонимания. Иногда было бы лучше вербально выражать свои эмоции, в том числе во взаимоотношениях с детьми.

это свойственно именно людям из России, интерпретировать прочитанное на лицах

Я думаю, это намного, намного древнее и универсальнее ;) Собаки и волки, например, отлично умеют читать эмоции.

При этом уметь выражать эмоции вербально, безусловно важный и полезный человеческий навык.

Эту реплику поддерживают: Наталья Ермолаева

Мне кажется дело в том, что гендерные роли и стереотипы двигаются. От женщин больше так не требуют быть сверхчувствительными, а от мужчин - бесчувственными. Поэтому нормальные здоровые эмоции побеждают.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Мне всё равно кажется, что индивидуальная вариативность эмоциональности выше, чем нормативно допускаемая. То есть, не столько  "нормальные здоровые эмоции побеждают", сколько изменяется стандарт ожидаемой от "нормального" человека реакции. Хотя, конечно это субьективное ощущение.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

По отдельности все слова понятны, а что ты имеешь ввиду не поняла. Можешь побольше объяснить?

Блин, пытался ответить, но снобовский движок зажевал написанное.

Извини! Зарапортовался!

Я имел в виду, что несмотря на некоторое раскрепощение поведения, всё еще существуют вполне определенные границы "нормальной" эмоциональной реакции.  И изменение границ этой "нормы", вероятно, играет большую роль, чем естественное проявление эмоциональности.

угу. Причем нормативное регулирование "естественной эмоциональности" появилось даже не на заре человечества, а у социальных животных. Обезьяны умеют "душить" гнев, в опытах на крысах-изолянтах это тоже прослеживается...

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Ну существуют, конечно. Более того, в России гендерные стереотипы, наоборот, крепчают ввиду снижения образованности общества. 

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Стереотипы двигаются - однозначно. Но вот как разделить эмоции на "здоровые" и "нездоровые" я не знаю. В чем по-вашему критерий раздела, Алена?

Катерина, вы меня удивляете, "эмоциональное здоровье" - устойчивый психологический термин. Тут нет определений "по вашему" или "по моему".

Эмоциональное здоровье - это умение быть счастливым, уверенность в себе, понимание и  себя и устойчивость психики.

уверенность в себе, понимание и себя и устойчивость психики.

Не удивляйтесь.

Я себя (свои эмоции в том числе) часто не понимаю, по большей части в себе не уверена, а людей с очень устойчивой психикой, кажется, избегаю.

А "устойчивые психологические термины" нмв особенно распространены в тех областях, где живут вещи настолько многозначные, что к их познанию по сути еще и не приступили как следует. 

Алена Рева Комментарий удален автором

Катерина, а вы на депрессию девочку тестировали?

Алена, мне на почту пришел удаленный Вами комментарий, я на него и отвечаю. Если Вы хотя бы предполагаете, что девочка может быть настоящая, то Вы прекрасно понимаете, что я Вам не буду здесь отвечать, как и на что я ее тестировала (или не тестировала).

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Сергей Кондрашов Комментарий удален автором

Подросткам трудно формулировать свои мысли, особенно сложные, и у взрослых всегда есть соблазн сформулировать за них. А у них в свою очередь есть соблазн ухватиться за лучше сформулированную, но чужую мысль, присвоить себе предлагаемое. 

===

Катерина, гениально! Многим взрослым - тоже! :-)))

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса, Елена Кучкова

Лена, но взрослые уже так или иначе сформировались и могут делать сознательный выбор - возьму-ка я вот это, пусть оно и не совсем точно то, что мне бы хотелось выразить, но где-то из этого кластера, а мне самому все равно так красиво не нарисовать...

А у подростков еще есть люфт навырост, поэтому так важно хоть иногда давать им возможность, не забивать ростки их мышления селевыми потоками нашего информационного половодья...

Да я и не предлагаю забивать. Я просто чем дальше живу, тем больше вижу, как многие взрослые отнюдь не собственной головой думают. А уж как цепляются за чужие мысли, прикрываются ими, прячутся за  них...

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Да, конечно. Но это выбор взрослого человека. И никто им не судья, ибо жить и думать собственной головой бывает некомфортно и даже опасно. Я-то ратую за то, что мы (взрослые люди) можем иногда и напрячься немного, чтоб у близстоящих детей и подростков этот выбор (своей головой или чужой) тоже мог хоть немного прорасти из-под информационного асфальта... :)) Ибо многие родители и педагоги (не говоря про производителей рекламно-мусорного контента) прям вот такое увлечение имеют - ездют и ездют на асфальтовых катках уже сформированных кем-то мыслях прямо по неокрепшим подростковым думалкам... :((

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Угу. А зомбоящики всех направленностей - по взрослым думалкам ездят.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Я бы в ином ракурсе на все это смотрела.

Книжки, про которые говорит девочка, они про аристократию, балы, Наташу Ростову и всякое такое, что не имеет отношения к жизни большинства.

В каких-нибудь там Трех мушкетерах и их продолжении в обморок, наверняка, падала Анна Австрийская, в крайнем случае Луиза де Лавальер. Но никак не их горничные. Я уж молчу о среднестатистическом населении Парижа и его предместий. Они исключительно пили в тавернах и выражали возмущение сменой короля.

По-моему скрежещут зубами и регулярно хлопаются в обмороки от избытка эмоций те, кто либо слишком трепетно сам себя воспринимает - в категориях "а у меня душа красивая", либо те, кому не хватает регулярных обязательных занятий.

В противном случае обморок, на мой взгляд, реальный симптом синдрома эмоционального выгорания. К любовным страстям это, зачастую, отношения не имеет. А имеет - к серьезным стрессам, причиной которых могут быть самые разные жизненные явления. Эти стрессы достигают величин, переводящих психологические проблемы в соматические.

Я падала в обмороки в этой жизни - от нехватки воздуха и от жары. Один раз, например, со сцены упала в актовом зале в 4-классе - весь класс был мне очень признателем - сразу же закончилась невыносимая репетиция какой-то тупой английской песенки, и еще несколько раз в жизни в аналогичных ситуациях. Например, в ателье, когда мерила выпускное платье. Маму свою бедную перепугала - на руки ей упала. Приятного мало. Потом несколько дней голова кружится, закрытые пространства давят. Это не имеет никакого отношения к обморокам от эмоцинального накала, описанным в литературе. 

Так что мой вердикт - радуйтесь, люди, что у вас жизнь сбалансирована, и нет ни физичеких проблем, ни трагедий, от которых ваш организм так страдает, что даже вырубает мозг.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

В продолжение на тему эмоционального накала.

Мне очень понятно желание подростка испытывать некие запредельные эмоции. 

Жизнь действительно устроена так, что от избытка всего притупляются все чувства. Я умела радоваться куклам так, как им не умеют радоваться мои внучатые племянники. Я умела радоваться бананам с ананасам. А теперь это невозможно объяснить 25-летним.

Если считать, что пирамида Маслоу суть грамотная модель, можно на ее основании рассмотреть ситуацию. Первые две ступени удовлетворены. Значит, надо искать более сложные стимулы, с ними работать. Благо, очевидно, и кругозор и умение мыслить, позволяют.

Сильные эмоции в 15 лет можно испытывать как от влюбленностей, так от "всемирной несправдливости" (личный опыт показывает, что эмоции от несправедливости с возрастом не затухают). Можно пойти поработать волонтером в приют для бездомных животных, например. Можно еще что-то общественно полезное сделать. Не листья подмести, а именно с людьми или животными, нуждающимимся в помощи время провести. Это все, я уверена, вызовет столь же сильные эмоции и реакции, как и реакция на "горе безответной любви".

И к слову - какая разница, как живут условные одноклассники? Жить надо так, как свои внутренние порывы диктуют. 

Но при этом, конечно, смириться с тем, что мы родились тогда, когда родились, и живем в ту эпоху, в которую живем. БОльшую часть обстоятельств изменить невозможно. Но вполне возможно изменить свое отношение к большинству из них. А многих эмоциональных результатов можно достичь пойдя соврешенно иным путем, чем ходили предшественники.

Эту реплику поддерживают: Елена Кучкова

Сильные эмоции от осознания "устройства мира"... (справедливого, несправедливого, божественного, гармоничного, ужасного, гибнущего на глазах и т.д.) Да, кажется, вот тут что-то есть... надо подумать... Мне вот это близко на самом деле - эсктаз не только от осознания, но и от ощущения системности... 

или от ощущения отсутствия системности. И тщетного стремления, тем не менее, на систему повлиять.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Согласна, обмороки (как крайний случай), а также истерия как клинически значимое состояние имеют серьезную физиологическую компоненту (связанную или не связанную с корсетами ;))

Но речь ведь идет о всем спектре "сложной переживательности". Одни отношения с Богом и размышления об этом чего стоят, если соответствующую литературу почитать. Я, по-моему, вообще никогда ни о чем так сложно, как средневековые схоластики, не думала, и ничего так экстатически, как написано (ну взяли же они это откуда! Не могли вообще-вообще придумать), не переживала. Я вполне допускаю, что это была узкая достаточно прослойка, а все остальные были буратины. Но ведь и они падали ниц в церкви и рыдали и прочее, как сейчас рыдают только на каком-нибудь гештальт-тренинге... Не знаю, как-то вот не рисуется у меня все же общая картинка эмоциональной эволюции от древности и посейчас (тут ведь еще и Сергей где-то - ниже или выше? - прав: древние римляне были, пожалуй что, гораздо более похожи в этом плане на нас теперешних, чем средневековые люди)...   

Да, отношения с Богом - отдельная хорошая тема.

Хочется испытывать экстаз. Можно от ественных просветлений, можно от бренной любви

Хочется испытывать экстаз

Дозированный. Время от времени... :)))

Видимо, желаемая величина обратно пропорциональна возрасту :-)

Черт его знает. Я когда-то читала интервью сестры Цветаевой, которой было за 90, так она говорила, что страсти все те же, только как бы запертые в шкафу. У кого как?

"У кого как", мне кажется, в  любом случае универсально - практически, аксиоматтчно.

А может такое быть, что от отсутствия или наличия собственных детей зависит? Кажется, у Анастасии не было детей. Те эмоции и страсти, которые естественным образом "расходуются" на детей и все с ними связанное, остаются "неиспользованными". 

Аксиоматично

Ну не все. Например память с возрастом снижается, именно ан масс, исследования подтверждают, хотя есть конечно исключения.

у Анастасии по-моему был ребенок - они с Мариной очень рано вышли замуж и обе родили.

структура "эмоциональных расходов" личности безусловно индивидуальна, как и структура финансовых, кстати. Кто-то тратит все на шмотки, кто-то на путешествия, кто-то копит. По эмоциям также - я знаю женщин, которые жутко "эмоционально тратились" на отношения с мужчинами и других, у которых все затмевали дети, и таких, которым оба пункта были сравнительно "по барабану".

Да, все индивидуально.

Хотя в более юном возрасте кажется, что у "стариков" "этого" не бывает :-)

У Анастасии Цветаевой были дети: первый ребенок рано умер, второй - выжил и тоже много сидел, как и его многострадальная мать. Википедия под рукой - ну, конечно, лень щелкнуть мышкой, даже если не знаю )))

И отдельно по поводу ботокса. Ботокс имеет очень ограниченную сферу применения. Если им грамотно пользоваться, то лицо маской не становится. И вообще, пользоваться надо не ботоксом, а диспортом. В соврешенно конкретных жестко ограниченных случаях.

Так что я бы посоветовала маме найти другого косметолога.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алия Гайса, Елена Кучкова

Я бы ответил этой девочке, что, во-первых, она уже другая, чем большинство тех, с плоскими тарелками - ибо они такими вопросами не мучаются. То, что ей кажется, что она неэмоциональна - так просто пока нет ничего такого в ее жизни, что стоило бы проявления ее настоящей эмоциональности. Возможно,  ее приход к вам - это ее первое "деяние". На других пусть не ссылается: она - уже не такая. 

Испытывает ли она сильные эмоции, читая книги - то есть, читая об этих сильных эмоциях? Возможно, она просто не то читает. Надо искать "свои" книги, "свою" музыку.  

Ей мало эмоций, и люди вокруг все примороженные? Пусть сделает что-то, напишет что-то - если не расшевелит кого-то - то бросит им вызов. Уверен, эмоций будет через край. А то получается, она хочет остаться в своей скорлупе и в полностью благополучных обстоятельствах, окруженная ботоксом, но туда, в эту скорлупу, просит подать немного горяченьких эмоций! Фигушки. Она способна на большее. 

IMHO, тyт 5 вещeй:

(1) во времена создания классической литературы было больше людей, чувствующих более тонко, чем сейчас; наши чувства раздавлены социальными условиями и воспитанием (и нашего поколения, и прошлых поколений, начиная с 1917)

(2) нас научили прятать чувства и отучили их выражать; поэтому ны либо переживаем внутри себя, либо выплескиваем чувства в истерике; либо симулируем чувства для рекета или манипулирования

(3) всякая литература имеет эффект аберрации - писатель скорее будет описывать людей, более способных к выражению чувств, интраверты, скорее всего, останутся незамеченными или будут менее заметными героями (см. пара Чацкий-Молчалин) и

(4) да, театральный эффект - чтобы показать чувства героев, писатель часто вынужден их аггравировать ("услышал и упал в обморок"). Но все люди разные и

(5) разница между чувствами поколений 2000-х и 1850-х не более, чем разница между между чувствами крепостных и интеллигенции в 19 веке или между чувствами "простых" и "интеллигентных" людей в 21 (намеренно не детализирую, кто простой, а кто интеллигентный, каждый пусть делает кластеризацию для себя сам).

Хотя, конечно, хотелось бы жить в Серебряном Веке!!!

Конечно, хотелось бы к этому вернуться, но будет очень трудно. Научиться и чувствовать, и выражать свои чувства. И пока мы живем в современном обществе, пусть возвращение к Серебряному Веку будет поначалу даже ролевой игрой, затем это станет нормой в каком-то изолированном обществе. Что в какой-то степени и сохранилось в наших семьях и среди близких друзей. Но как же нас ужасно мало! "Замок крестоносцев в земле злобных сарацин", как говорила моя бабушка.

"Чем меньше возможностей, тем больше мы уходим вглубь эмоций" IMHO тут ровно наоборот. Когда мы задавлены жизнью, мы ничего не чувствуем. Не до чувств, тут бы только выжить. И наоборот, когда жизнь перестает "бить ключом и все по голове", тут-то мы и начинаем чувствовать. Именно поэтому поймала себя на том, что стала более эмоциональной, уехав на Запад. А вот чем меньше поток информации, чем больше у нас времени прочувствовать каждый разговор или письмо, каждое литературное произведение, каждую математическую или физическую теорию - о, тут наши чувства углубляются! И пропадают, когда нужно быстро реагировать на большой поток информации. Поэтому в условиях бОльших социальных возможностей и меньших скоростях обмена информацией эмоции глубже.

А Люба - хорошая! Привет ей от единонышленницы!!!