Леонид Парфенов: Преимущество русской культуры — способность вбирать в себя культуру любого приходящего
Не евреи пришли в Россию, а Россия — к евреям. Этот тезис звучит в начале нового документального цикла «Русские евреи», созданного студией «Намедни» Леонида Парфенова и режиссером Сергеем Нурмамедом. Первый фильм из трех задуманных недавно вышел в прокат. В нем — все о жизни этой нации на территории России с момента Второго раздела Речи Посполитой, после которого еврейские местечки ее восточной области оказались внутри новой границы Российской империи и оставались там вплоть до падения царской власти в 1917 году.
Евреи землю не пахали, поскольку в сельской местности вначале им жить не дозволялось, зато в своих местечках они активно развивали бизнес-среду. Успешным предпринимателям, ремесленникам и людям с образованием была открыта дорога за черту оседлости. Фантастический взлет еврейских родов начинался с выбора фамилии — так через мелкое место в реке, которая протекала через местечко Броды, перешли, отправившись за новой жизнью, десятки людей по фамилии Бродский, а из деревни Свердлы — десятки Свердловых, и так далее. За все 120 с лишним лет жизни при царской власти потомки людей с новообретенными фамилиями превращались кто в магнатов, а кто, после репрессий погромщиков, в вождей революции. История жизненных путей самых ярких представителей «народа Книги» в России — Исаака Левитана, Иды Рубинштейн, Григория Зиновьева, Льва Троцкого, Леонида Утесова и других — пересказана в фильме с помощью ярких постановочных сцен, стилизованных под киносъемки начала XX века, и столь же безупречной по стилю анимации. Разбор судеб великих русских евреев — оптимальный способ объяснить предпосылки и социального взлета евреев, который наблюдался вплоть до конца 40-х годов прошлого века, и постоянных вспышек антисемитизма.
После показа фильма зрители пообщались с автором. «Я снял где-то 150 документальных серий о русской культуре, и меня всегда поражало количество значимых для российской культуры людей, которые не были этническими русскими, — начал Парфенов. — Это почти все те, кого мы привыкли называть русскими классиками. Мне это казалось прекрасной иллюстрацией богатства нашей культуры. По счастью, нет у нас никакой единой России, кроме той, что неспроста пишется в кавычках. Мне представляется, что это многообразие и составляет богатство русской цивилизации. Огромное преимущество русской культуры — способность вбирать в себя культуру любого приходящего. Кого волнует, что основателями литературной газеты были мулат Пушкин и потомок прибалтийских немцев Дельвиг?»