Первый арест Платона Лебедева признан незаконным
Верховный суд РФ признал незаконным арест бывшего главы МФО «Менатеп» Платона Лебедева 3 июля 2003 года в рамках его первого уголовного дела.
«Постановление Басманного районного суда Москвы от 3 июля 2003 года и кассационное определение коллегии по уголовным делам Мосгорсуда от 23 июля 2003 года отменить», — заявил председательствовавший на заседании президиума ВС заместитель главы суда Павел Серков, оглашая постановление.
Одновременно суд постановил возобновить производство по уголовному делу в отношении Лебедева «ввиду новых обстоятельств». Этим решением президиум удовлетворил представление председателя ВС Вячеслава Лебедева, которое он подал в связи с соответствующими решениями Европейского суда по правам человека в отношении Платона Лебедева.
В октябре 2007 года Страсбургский суд признал незаконным арест Лебедева в период с 3 июля по 28 августа 2003 года и с 31 марта по 6 апреля 2004 года. Решения были мотивированы тем, что были нарушены сроки рассмотрения кассационных жалоб, а одно из заседаний по вопросу о мере пресечения проводилось в отсутствие самого бизнесмена. Европейский суд взыскал тогда в пользу истца 10 тысяч евро.
Представители Генпрокуратуры и сам Лебедев решение Верховного суда комментировать отказались. Как отмечает агентство РИА «Новости», в ходе слушаний замгенпрокурора Виктор Гринь высказал мнение, что признанные Страсбургом нарушения являются процессуальными и не требуют отмены предыдущих решений судов по делу Лебедева — президиуму ВС достаточно-де было направить соответствующие определения в органы прокуратуры и суды, чтобы исключить подобные нарушения в будущем. «Газета.ру» приводит слова адвоката Лебедева Константина Ривкина, который указывает, что по правовой логике признание незаконным первого решения суда об аресте предпринимателя влечет серьезные последствия. Полученные следствием во время незаконного ареста доказательства могут быть признаны недопустимыми, а все последующие решения судов поставлены под вопрос.
Сейчас в Москве проходит процесс по второму уголовному делу в отношении бывших владельцев НК ЮКОС.