Россия переняла схему частного финансирования образования совсем недавно. И в некоторых университетах уже учредили именные профессорские ставки. Например, в Европейском университете в Санкт-Петербурге их пять, в РЭШ (Российская экономическая школа) уже 13. Именная ставка — это не только зарплата, но и поддержка исследовательской работы, участия в конференциях.

Георгий Абдушелишвили, профинансировавший профессорскую ставку на факультете антропологии в Европейском университете, объяснил свой выбор так: «XIX век дал России литературу, XX век — точные науки, а в XXI веке на первое место выдвинутся социальные дисциплины: социология, антропология, религиоведение, поэтому их имеет смысл поддерживать». Кроме того, Абдушелишвили считает, что прикладную науку и так достаточно поддерживают. Он гордится тем, что вкладывает деньги именно в развитие науки фундаментальной.

Уже выделив средства, Абдушелишвили узнал, что факультет антропологии Европейского университета учредит профессорскую ставку в честь его двоюродного дедушки — известного грузинского ученого Малхаза Абдушелишвили.

Схема частного финансирования пришла в Россию с Запада, но там она выглядит немного по-другому. Традиция частного финансирования — эндаумент-фондов, дающих деньги на образование и культуру, — берет начало с 1649 года, когда выпускники Гарварда впервые передали средства на развитие родного университета.  

 

Ася Дунаевская