Катерина Мурашова /

Лагерный режим

Как отправить ребенка в летний лагерь, не передавая ему свою тревожность

Иллюстрация: РИА Новости
Иллюстрация: РИА Новости
+T -
Поделиться:

В связи с началом летних каникул ко мне в почту пришла целая «виртуальная делегация» детских врачей, и сказали они вот что:

  1. Наступает время летних каникул, когда дети в одиночку (без родителей) уезжают в оздоровительные и обучающие лагеря, пансионаты, санатории и пр.

  2. Существуют медико-психологические (с точки зрения моей «виртуальной делегации») проблемы, которые в этот период массово повторяются из года в год и которых отчасти можно избежать сравнительно небольшими детско-родительскими усилиями.

  3. Пришедшие ко мне врачи просят осветить данную тему в моем блоге, так как «Сноб» популярен и авторитетен, его читает много самых разных людей, из него бывает много перепостов на сайтах, которые посещают родители.

  4. Я работаю в детской поликлинике, значит, в какой-то степени их коллега и потому должна их услышать.

Я склонна к их просьбе прислушаться, поскольку о существовании большинства упомянутых врачами проблем знаю из своего опыта.

Итак.

1. Если родитель принимает решение первый раз отправить ребенка (особенно маленького) в лагерь, это должно быть твердое решение. Если же родитель или другие близкие к ребенку люди постоянно тревожатся и колеблются: «Правильно ли я поступаю? А как же он там без меня?! Он же такой неловкий (стеснительный, глупый, гиперактивный etc.) — он побоится спросить, будет тосковать, а дети такие жестокие, а воспитатели такие невнимательные…» — то ребенок, и без того взволнованный грядущим новым опытом, однозначно считывает эту тревогу и начинает заранее, еще до отъезда в лагерь, ею «подзаводиться». А уж в самом лагере, в обстановке стресса, он, скорее всего, воспроизведет худший вариант родительского сценария и родительских ожиданий.

Правильная позиция и правильное поведение родителей перед отправкой детей в лагерь:

А) Мы все заранее взвесили и уже приняли решение, что этот опыт будет важен и полезен для нашего ребенка и нашей семьи в целом. Приняли. Точка.

Б) Ребенку внятно, подробно и на доступном ему уровне объясняют (прогнозируют), какой именно полезный и интересный опыт ему предстоит. Обращают внимание на конкретные аспекты. Например: ты, скорее всего, познакомишься с ребятами, живущими в других странах (других городах). Пойдем посмотрим эти страны на карте. Не забудь при случае расспросить их про их родину, как там у них живут, учатся, играют.

В) О возможных трудностях не умалчивают, но говорят не с волнением и тревожным придыханием, а спокойно и конструктивно, то есть подробно описывают способы и механизмы их преодоления.

Г) Даже если родители все равно нервничают и сомневаются в возможностях своего ребенка, ему они этого не показывают и в его присутствии подобных разговоров не ведут.

2. Медицинский аспект. Если ребенок постоянно принимает какие-то лекарства или имеет возникающие в известных обстоятельствах проблемы — например, в автобусе его часто тошнит, от поедания любых незрелых фруктов у него начинается понос, даже на не очень жарком солнце он может упасть в обморок, — то родители обычно сообщают об этом воспитателям или вожатым. Это безусловно правильно. Но помнить обо всем этом должен и сам ребенок. Перед отъездом с ним все это максимально четко проговаривается, описываются алгоритмы действий в любой из актуальных для него медицинских позиций. Помните, что многим детям трудно формулировать обращение к малознакомым взрослым, поэтому сделайте это заранее: «Если произойдет то-то и то-то, или ты почувствуешь то-то и то-то, тогда ты подходишь к любому воспитателю, и говоришь вот что… Запомнил?» — Обязательно нужно получить обратную связь, то есть ребенок должен сам вслух по пунктам повторить всю медицинскую информацию, которую вы хотите до него донести, и что он в каждом конкретном случае будет делать и говорить. При повторении вслух шансы, что он при необходимости вспомнит и все сделает правильно, удваиваются.

3. Очень многие (до половины и больше) дети и подростки при попадании в незнакомую остановку начинают страдать запорами. Это связано с тем, что ребенок привык какать в известных и комфортных для него условиях, может быть, соблюдая какие-то определенные ритуалы. В лагере все это нарушается и возникает запор. Как правило, родители этих детей тоже в детстве имели эту проблему. Так вот здесь, как ни странно, помогает просвещение: да, это бывает, предупреждаю тебя заранее; да, эта проблема существует у многих: у меня, помню, тоже была, я ее решала таким-то и таким-то способом; ничего страшного здесь нет, пугаться и нервничать не надо. Если ребенок предупрежден и спокоен по этому поводу (все нормально, все идет по плану), все пройдет гораздо мягче.

4. Если речь идет о старших подростках (14–17 лет), обязательно снабдите их презервативами и соответствующей информацией. Что бы вы ни думали по поводу «скромности и непросвещенности» вашего подростка, здесь лучше перебдеть, чем недобдеть, так как ВИЧ и прочие, менее страшные инфекции, передающиеся половым путем, увы, не дремлют. Не понадобится — привезет презервативы обратно или поделится с нуждающимися приятелями.

5. Если лагерь не очень далеко от дома и в нем предусмотрены «родительские дни», пожалуйста, не перекармливайте в эти дни детей сладостями, фруктами и прочими вкусностями. Как правило, в лагере неплохо кормят, а после такого сбоя диеты до трети детей еще несколько дней чувствуют себя плохо и не могут принимать полноценного участия во всех интересных для них массовых мероприятиях.

И конечно, всем счастливого и интересного летнего отдыха.