«Розовение» девочек началось уже после Второй мировой войны, а сегодня оно стало тотальным. Магазины завалены розовой пластмассой и плюшем. Найти для девочки подарок любого другого цвета практически невозможно. Само слово «девочка» уже обозначает субъекта, упакованного во все оттенки розового, от нежно-поросячьего до фуксии. Вот, например, как проиллюстрировал розовые девичьи мечты корейский фотограф Чон Ми Юн.

Одноклассницы моей дочери, хотя и уважают Хелло Китти, Пукку и прочих Спанч Бобов, розового не носят — это у них неприлично. Они не просто игнорируют розовый, а активно обсуждают, как именно они не будут его носить. Еще жестче обстоят дела с мальчиками: даже если они готовы одеваться не только в голубое, в их одежде вряд ли встретится такой очевидно «девчачий» цвет. В итоге получается, что все дети делятся на «девочек» и «недевочек».

В отличие от прошлого века, когда выбор цвета был интересен только журналам бытовых дамских советов, сейчас это становится чуть ли не политическим выбором. В преддверии рождественских подарков британское движение PinkStinks, организованное близнецами Эби и Эммой Мур, объявили войну «пинкификации». «Как будто розовый — это единственный способ быть "настоящей" девочкой, — говорит Эби Мур. — Нам постоянно напоминают, что красота гораздо ценнее мозгов». Главная задача проекта — популяризация «положительных» ролевых моделей женщин: политиков, музыкантов или художников. Но девочки не хотят быть политиками: почти половина, по опросам PinkStinks, хотят быть женами футболистов. 

Существует много разных исследований о связи гендера и выбора цвета. Одно из них, например, утверждает, что цветовые предпочтения разных полов определяются не только культурно, но и биологически: женщины предпочитают розовое, а мужчины — голубое. Почему? «Женщины собирали красные ягоды, а мужчинам-охотникам всегда был более важен цвет неба и воды» — так гласит одна гипотеза. «Розовый — цвет соблазнения, а значит, он женский» — другая. Но среди них нет ни одного правдоподобного объяснения, почему цвет так важен для обозначения полов.

Фэн-шуй, тест Люшера, маркетинговые исследования — все они говорят о том, что восприятие цвета фундаментально для человека. Но до конца XIX века младенцев обоих полов одевали в белое, а всего 60 лет назад цвета мальчиков и девочек были диаметрально противоположными тем, что приняты сегодня. Значит, дело в другом.

Может быть, в обостренном желании как можно раньше «застолбить» пол своего ребенка?