Только вернулся Франк из космоса и быстренько научился ходить, я его потащила знакомиться с Ильей. Как ни крути, у меня сложилась на «Снобе» целая новая, хоть и виртуальная жизнь, пока он на полгода завис в космосе, а у нас есть довольно нетрадиционная для взрослой ячейки общества привычка дружить с хорошими людьми только вместе и вообще все, кроме непосредственно работы, делать вдвоем.

Примерил Илья рукавицу от скафандра Франка (их оставляют экипажу на память вместе со шлемофоном и планшетом), мечтательно посмотрел на серое небо и с неуверенным вздохом говорит: «Как бы мне заработать несколько десятков миллионов, чтобы в космос слетать. И главное, здоровье при этом не растерять» (в смысле пока будет тяжким трудом десятки миллионов зарабатывать). И тут Франк ему рассказал все как есть. Илья так обрадовался, что заказал нам всем по дополнительному десерту.

Оказывается, во-первых, чтобы испытать состояние невесомости, можно уже сейчас, отдыхая в Америке, полетать на самолете компании Zero-g. Это удовольствие стоит порядка четырех тысяч. До космоса у них далеко, но зато настоящее ощущение невесомости (то есть свободного падения) будет обеспечено — примерно десять раз секунд по тридцать. Тех, кто сразу слишком вдохновился, предупреждаю об одном побочном эффекте невесомости, описываемом по-английски термином vomit-comet, так что, как только накопите четыре тысячи, перед полетом ешьте, но немного.

Во-вторых, суборбитальные самолеты (вылет за пределы земной атмосферы, невесомость примерно четыре минуты), вполне вероятно, будут бороздить околоземное пространство с туристами на борту уже в ближайшее десятилетие.

Фото: www.virgingalactic.com
Фото: www.virgingalactic.com

Когда эта услуга (которая скоро наверняка попадет в стандартный топ-лист экстремального туризма) встанет на поток, она будет стоить не меньше нескольких десятков тысяч иностранных денег. Но такую сумму потратить на себя любимого более реально, чем 35 миллионов. В конце концов, если так тянет в космос, в центре Москвы вполне можно и без машины комфортно жить. Недаром в XXI веке experience ценится значительно больше материальных накоплений. А самое-то главное, что с требованиями к здоровью там должно быть зна-а-а-ачительно проще, чем для отправляющихся на космическую станцию.

Но некоторые требования все-таки останутся, ведь при возвращении на Землю кратковременная перегрузка может доходить до 5 g, то есть собственное тело будет ощущаться в пять раз тяжелее. Но Франк считает, что для человека с нормальным здоровьем (например для тех, кто спокойно переносит длительный перелет через океан, путешествует без особых проблем) эта нагрузка вполне по силам. Если еще проще говорить, с учетом того что суборбитальный полет займет в целом примерно два часа, надо, чтобы за эти два часа у туриста не приключился ни инфаркт, ни инсульт, ни прободение язвы. То есть с серьезными обострениями, друзья, не летайте. А с подконтрольной хроникой — сколько угодно. Хочу обратить ваше внимание на то, что два часа — это значительно меньше, чем полгода (на которые услали в космос моего мужа), а сидение в туристическом кресле легче со всех точек зрения, чем выполнение функций пилота и исследователя. Собственно, поэтому в астронавты берут здоровяков: хочется быть уверенным, что после многих лет подготовки человек все еще будет достаточно здоров, чтобы исключить ЧП на орбите.

И еще один момент. Сейчас пока очень трудно загадывать, какие юридические страховочные закавыки будут накручены в условия полета. Поясню: во многих случаях инфаркт не может быть предсказан даже при тщательном обследовании заболевшего человека за короткое время перед приступом. Упаси боже, у кого-то случится инфаркт во время полета: и человека жалко, и бизнес от этого может сильно пострадать.

Так что, Илья, рецепт полета за пределы земной атмосферы предлагается такой: здоровый образ жизни, рациональное питание, много-много профессиональных достижений, а главное, много счастья в новом году!

Кстати, я наконец дописала книгу о полете. Там есть глава To all those good people с коротенькими историями про всех, кто мне так или иначе помог во время полета. В качестве новогоднего поздравления с радостью поделюсь рассказиком про вас всех:

The community on the Russian "Snob" portal expressed a lot of unexpected support in response to my blog about Frank's flight. Despite the distance inherent in any virtual world, the genuine positive interest, encouragement and appreciation I have felt within this little world designed to connect the global Russians has contributed to my overall sense of confidence and self-esteem.

Спасибо, дорогие далекие друзья. И с Новым годом!