Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Арина Холина

Арина Холина /

Униженные и терпеливые

Участники дискуссии: Айрат Бикташев
Иллюстрация: GettyImages
Иллюстрация: GettyImages
+T -
Поделиться:

Самый главный женский страх — развод.

Не такой воображаемый развод, когда Она уходит от своего Петровича к  миллиардеру с оксфордским образованием, что бросает ей под ноги весь магазин «Шанель». А такой, когда оказывается, что у Петровича на службе есть зазноба (младше на 15 лет) — и без нее он больше не может жить (а ей надоело одной проводить выходные и праздники).

«Бабье лето» Петровича такое знойное, что он бросает и жену, и кошку, и карту ИКЕА Family и уходит с одним рюкзаком навстречу рассвету своей новой жизни.

«Брошенка» и почти уже «разведенка» собирает подружек — и эти мытищинские (или краснопресненские) ведьмы, гадая на белом вине, предрекают скорый крах всех пустых надежд предателя. Молодая терпеть не будет. Молодая вместо секса не будет втирать ему тигровую мазь в радикулит. Молодая будет требовать веселья и ресторанов. Ей захочется шикарного отдыха на Сицилии, а не бесплатного окучивания клубники на даче у родителей. Молодая им повертит-покрутит, да и выкинет, как вещички из H&M, утратившие свою прелесть после первого же сезона.

И тогда, наконец, придет искрящееся торжество злой радости «я же говорила», бессмысленный, но восхитительный триумф — вот он приползет сейчас на коленях по асфальту к той, кто прощал и ждал.

Вся женская половина человечества здесь и сейчас ожидает, как Ванесса Паради распахнет свои тонкие руки навстречу Джонни Деппу, потрепанному молодой, красивой и смелой Эмбер Херд, его уже почти бывшей женой.

Пять лет назад Джонни ушел от Ванессы к юной актрисе, оставив бывшей (не жене официально) двоих детей и 150 млн долларов на заколки. Он полюбил. Сейчас Херд с ним разводится — и даже обвиняет в домашнем насилии.

Люди пишут восхитительные комментарии: мол, старый дурак, оставался бы с Ванессой. «И бил бы ее», — отвечают им чуть более трезвые личности. Сарказм разъяренная толпа не улавливает.

Потому что и правда — лучше бы бил Ванессу. Зато она была бы при мужике. Ведь и не то чтобы бил — ну, кидался телефонами, буянил, ломал мебель. Что та мебель? Можно купить новую. Или старую — если у них там антиквариат. Этой мебели — тонны. А мужик — он такой один.

«Униженная и терпеливая» — с сочувствием говорят женщины о Ванессе Паради. Кто не боится однажды, спустя 14 или 10 лет отношений, оказаться на ее месте?

«Боже мой, какое счастье! Наконец-то!» — думала моя знакомая, когда муж полюбил «как в первый раз» и ушел со всеми своими гаджетами.

С человеком, особенно настойчивым и упрямым, развестись не так просто, как может показаться. Ты его несколько лет очень любишь, потом у вас какие-то хлопоты и дети, потом вроде вы привыкли и кое-как живете, а дальше он скулит, извиняется, что-то обещает, умоляет, а у вас дети и хозяйство, и к тому же он вроде даже не очень раздражает — просто с ним совсем скучно.

Если он сам уходит, воспылав любовью, то это избавление. Униженная? Ха-ха. Терпеливая? Может быть, но с минусом для себя. Терпение как нудная обязанность, а не добродетель вовсе.

Есть женщины, которые по десять лет ждут, чтобы муж уже собрался и уехал к другой. Чтобы пока он там хоть год, хоть пять будет чрезвычайно счастлив, он бы не извинялся, не возвращался, не осыпал подарками и не врал, что теперь все будет по-другому.

Однажды я встретила очень грустную приятельницу, к которой пытался вернуться бывший муж (как раз после двух лет беззастенчивого счастья с милой юной кураторшей из галереи). Подруга была в панике: она боялась, что рассусолится и примет его, тем более что квартира все еще была общей. И в конце концов приняла. А потом он опять полюбил — и уже так сильно, что женился, и это было окончательно, и приятельница никогда не ощущала себя такой счастливой, как после этого разрыва. И вышла замуж за итальянца — просто чтобы сжечь все мосты. Муж живет в Италии, она — в России, и это самые гармоничные отношения за всю ее жизнь.

XXI век, женщины стали такие уверенные в себе, работают, делают потрясающие карьеры, делают уколы ботокса и гиалуроновой кислоты, чтобы в 50 выглядеть на 30, но при этом дай только повод, чтобы в них всколыхнулись все пещерные страхи остаться одной, без унылого мужа, — и тогда ни за что не будет им в жизни любви и счастья.

Они до сих пор пишут всю эту ерунду — мол, а нечего было Ванессу бросать, так ему и надо, предатель, негодяй, Паради-то сейчас сидит с попкорном и наслаждается.

Страхи, страхи. Все мы «порченый товар» — в свои 35 уж и не найдешь любителя такой экзотики, как престарелая телочка с ребенком.

Ванесса Паради и правда униженная. Всеми этими мнениями/комментариями, которые источают мерзкую точку зрения, что «брошенная» женщина только и живет мыслями о мести, о справедливости, которая придет в виде наказания к бывшему за его грехи.

Но так сложно вообразить себе умную, интересную женщину, которая спустя пять лет после развода ждет, чтобы кара божья настигла ее бывшего мужа.

С моим предпоследним мужем мы расстались очень плохо, и он, объективно, вел себя как засранец. Но прошло шесть лет — и я не могу заставить себя почувствовать к нему за это хотя бы малейшую неприязнь. Все в прошлом. В конце концов, года четыре мы сумасшедше любили друг друга. Он счастлив, у него прекрасная жена, двое чудесных детей — и мне было бы чудовищно стыдно, если бы в каком-то безумии я бы пожелала ему зла.

Да, конечно, есть такие женщины, которые даже спустя десять или пятнадцать лет после разрыва все еще ненавидят бывших мужей. Они жизнь тратят на эту ненависть. А общество даже не считает их психопатками — мол, а что вы хотели? Они ведь униженные. И, черт побери, терпеливые. Чего он взял и ушел, да еще и к другой? Как посмел?

Общество лояльно к тем, кого «бросили», — они имеют право на любую мерзость. Люди почему-то поддерживают идею того, что надо страдать и мучиться, скрипя зубами, и это куда лучше, чем вежливо развестись, понимая, что чувства эфемерны, а без чувств обязательства превращаются в издевательства надо собой.

Даже если человек поступает не совсем изящно, и если ему стало скучно в отношениях раньше, чем другому, и если он поддался самым нехитрым страстям, надо уважать это, даже через силу. Хотя бы из-за той любви, которая была когда-то. Отношения — это не собственность, ты не покупаешь человека, как стол, тебе просто повезло, что какое-то время вы двое можете любить друг друга, быть вместе, наслаждаться этим, рожать в этой любви детей (или не рожать), понимать друг друга.

Чувства — это стихия, и бесполезно обижаться на то, что сегодня они греют, а завтра набегают ураганом, который валит с ног.

Человек никогда не виноват, что перестает любить. Винить можно только себя — в том, что не задумываешься о скоротечности всего прекрасного и не хочешь принять, что хорошее и плохое сменяют друг друга и что конец — это всегда начало.

Комментировать Всего 1 комментарий

Похороны в Грузии. Вдовец плачет и убивается над гробом покойной жены.

Два его товарища наблюдают это душераздирающее зрелище и один другому говорит (включается грузинский акцент) - "Теперь я понимаю как это тяжело потерять жену". - "Что ты, практически невозможно!"