В мае в Минэкономразвития предложили запретить российским чиновникам и военным переписываться через мобильные приложения иностранных разработчиков, в том числе через приложение почтового сервиса Gmail, мессенджеры WhatsApp, Viber и Telegram.

Компания «РТ-информ», принадлежащая Ростеху, создала мессенджер для российских компаний и госструктур. По словам гендиректора компании Камиля Газизова, приложение должно «гарантировать российским компаниям и госструктурам надежную связь». Мессенджер позволит обмениваться сообщениями, создавать групповые чаты и конференции и обмениваться файлами, его можно будет установить на операционные системы Windows, Linux, MacOS, iOS и Android. «Сноб» вспомнил другие российские мобильные и компьютерные разработки и выяснил, насколько они оказались успешны.

Очень плохие мобильники

В 2010 году глава Ростехнологий Сергей Чемезов представил президенту Дмитрию Медведеву прототип «первого русского смартфона» — устройства с двумя экранами, работающего на базе Android. Это был кусок пластмассы с двумя наклейками, символизирующими экраны. Однако в декабре 2013-го Медведеву, уже  премьер-министру, подарили настоящий смартфон.

«Преимущество в том, что у него два экрана, — объяснил Медведеву глава Ростеха. — Один цветной, а второй — черно-белый, так называемые электронные чернила. Этот экран работает при практически разряженной батарее». Чемезов подчеркнул, что YotaPhone — российское изобретение, но вскоре выяснилось, что детали в нем иностранные, а собирают его в Сингапуре.

Вскоре новый смартфон начали продавать через интернет, а под Новый год он появился в магазинах. Розничные продажи в первый месяц оказались очень низкими: к середине января «Связной» и «Евросеть» продали примерно по 300 штук. В декабре 2014 года создатели представили российский смартфон второго поколения — с более крупными экранами.

В конце 2014 года британское издание The Mirror подвело техно-итоги года, и российский YotaPhone оказался в числе худших технологических новинок. Автор списка посчитал, что E-Link-дисплей — совершенно ненужная деталь для мобильного телефона, и назвал смартфон попросту нелепым.

К началу 2016 года Yota Devices удалось продать меньше 100 тысяч смартфонов, и с января по сентябрь 2015 года компания получила убыток размером около 30,7 млн долларов. Но все-таки выручка за 2015 год выросла на 11% по сравнению с 2014 годом.

Тем не менее в январе 2015 года компания Yota Devices рассказала, что работает над созданием планшета с двумя экранами. Правда, окончательного решения о том, будут ли его в итоге выпускать, еще не приняли.

На сегодняшний день мобильный телефон YotaPhone 2 можно купить за 18–20 тысяч рублей. Китайский телефон с аналогичными характеристиками — примерно вдвое дешевле.  

В марте 2016 года «Росэлектроника» — дочерняя компания Ростеха — пообещала создать еще один российский смартфон, бюджетный. Предполагается, что он будет стоить около 200 долларов и появится в продаже примерно через три года. Это будет первый смартфон полностью российской сборки, но пока для него не хватает российской операционной системы — сейчас российские программисты работают над ее созданием. В мае министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров рассказал, что новую мобильную операционную систему будут разрабатывать на территории «Иннополиса» и что готовый продукт будет ориентирован не только на использование в России, но и на экспорт.

Очень крепкие компьютеры

Первый российский ноутбук выпустили в 2012 году, он называется «Носимый терминал “HT-ЭльбрусS”». Весит он 10 килограммов, от батареи работает около часа, зато его можно уронить на бетонный пол или бросить в воду. Он работает при температуре от -10 до +55 градусов — в общем, для обычных людей не предназначен, это ноутбук для военных и промышленных задач. Базовая операционная система — «Эльбрус», созданная на основе Линукса.

Произведен этот компьютер компанией МЦСТ, основанной в России в 1990-х годах. Лучшей своей моделью компания называет процессор «Эльбрус С-4». Компьютеры этой фирмы, например, «Эльбрус-401», могут покупать только юридические лица для работы на предприятиях с повышенными требованиями к информационной безопасности. Один персональный компьютер «Эльбрус-401» стоит около 400 тысяч рублей, он работает на базе процессора «Эльбрус С-4» — по мощности его можно сопоставить с процессорами Intel 2008 года.

Согласно плану Минпромторга по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности до 2020 года, через пять лет в России должны быть отечественные смартфоны, планшеты и персональные компьютеры, но пока доля иностранных устройств на рынке составляет от 90 до 100 процентов. Есть компании, которые выпускают «отечественные марки» ноутбуков — например, DNS или RoverBook, но, как правило, в России эта техника только собирается, а комплектующие производятся в Китае или других странах. Работают эти компьютеры также на зарубежных операционных системах.

Хорошие мобильные приложения

По оценкам компании J’son & Partners Consulting, в 2015 году объем российского рынка мобильных приложений составил 440 млн долларов, а к 2018 году он достигнет отметки в 569 млн долларов. Лидер среди издателей мобильных приложений в России — Mail.Ru Group. Она стоит на первом месте и по размеру дохода, и по числу установок приложений. В первую очередь это мессенджеры и мобильные приложения для социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники». Второе место занимает «Яндекс» с приложениями «Яндекс.Навигатор», «Яндекс.Браузер» и «Яндекс.Карты».

При этом, судя по данным калифорнийской компании App Annie, Россия входит в топ стран по популярности мобильных приложений: она на пятом месте во всем мире по количеству скачиваний и на двенадцатом — по доходам издателей от тех приложений, которые они выпускают. Среди приложений, разработанных российскими компаниями, успешнее всего монетизируются те, что созданы для для iOS: весной 2015 года доход от их покупки составил 60% общего дохода от продажи приложений.

В июне 2016 года Google опубликовала список лучших российских мобильных приложений для Android: среди них оказались мессенджер для соцсети «Одноклассники», Telegram, «ВКонтакте» и ICQ, а также несколько сервисов для обработки снимков и видеозаписей. Также в список вошло приложение агентства Russia Today, «Сбербанк онлайн», приложение для поиска дешевых билетов Aviasales и другие.

Что касается мессенджеров, то в России уже есть несколько аналогов для Viber и WhatsApp, но о них мало кто знает. Например, весной российская компания «Киберника» представила продукт под названием «Сибрус» — платформу, которая позволяет обмениваться сообщениями и файлами. Она предназначена для корпоративного общения, поэтому в ней есть менеджер задач и календарь. При этом «Сибрус» не хранит передаваемые данные на удаленном сервере, «Киберника» — единственный владелец и оператор информации. Если какая-то компания решит установить своим сотрудникам такое приложение, то пользователи не смогут сами завести себе аккаунты — это должны делать IT-специалисты, которые также смогут сбрасывать пароли и блокировать устройства. Стоимость «Сибруса» начинается от 400 рублей в месяц за одного сотрудника. Разработчики приложения рассчитывают, что оно будет пользоваться спросом компаний с госучастием и что государство поможет в продвижении продукта.

Государство действительно часто принимает участие в разработке мобильных приложений. Например, Ростуризм собирается к концу 2016 года создать приложение, посвященное санаторно-курортному отдыху в России, где будет единая база данных по всем российским санаториям и услугам, которые они предоставляют. «Почта России» в 2014 году решила создать приложение, с помощью которого пользователи смогли бы быстро находить почтовые отделения поблизости и связываться с сотрудниками компании. «Почта России» объявила тендер на 19 миллионов рублей. В том же 2014 году приложение начало работать, и за первые несколько дней его скачали больше 10 тысяч пользователей. В 2015 году московские власти предложили разработать приложение, которое помогает делать безопасные селфи — такая идея появилась, когда в Москве девушка погибла, пытаясь сфотографировать себя на фоне «Москвы-сити». Но этот проект так и не реализовали.