Сцена из спектакля «Поле»
Сцена из спектакля «Поле»

В минувшее воскресенье, 19 июня, в Москве сыграли «Карину и Дрона», спектакль казанской творческой лаборатории «Угол» по пьесе Павла Пряжко в постановке Дмитрия Волкострелова. Про тинейджеров, начинается со слов Карины «Хочу съесть бигмак и большую картошку», заканчивается репликой Дрона «Зашкалило на косплей», между ними — 55 минут подростковой трепотни, простой, смешной и неисчерпаемый, космический мир. Большинство ремарок драматурга вроде «целуются, обнимаются, прощаются», «берет планшет, переписывает домашнее задание на листик» режиссер либо сводит к аскетичной пластике (в прямой физический контакт шестеро героев не вступают ни разу, оставаясь в течение всего часа действия на своих мини-подиумах вдоль сцены), либо заменяет игрой света, либо вообще игнорирует.

Сцена из спектакля «Молчание на заданную тему»
Сцена из спектакля «Молчание на заданную тему»

Но вот вступительную ремарку Пряжко — о громком тягучем звуке, вроде бы шедшем из недр Земли в 2012 году, — режиссер материализует: гул, смешивающийся с обычным городским шумом, беспрестанный. И предполагает множество трактовок: это и мощный барьер — между героями с их teenage angst’ом, микроскопическими трагедиями, любовными объяснениями, необходимостью перекрикивать друг друга и информационной перенасыщенностью, между поколениями — за старшее отвечает публика, которой приходится напряженно вслушиваться в текст, между индивидуумами, для которых ни одно новое время не отменит проблему экзистенциального одиночества. Это и не поддающийся рациональному объяснению саунд Вселенной — и тут «Карина и Дрон» рифмуется с предыдущей постановкой Волкострелова в своем родном петербургском театре post, спектаклем «Поле», о котором подробно — здесь.

Сцена из спектакля «Лекция о ничто»
Сцена из спектакля «Лекция о ничто»

Другие, нездешние, космические измерения есть во всех проектах театра post, уникального коллектива без постоянной площадки, адаптирующего свои минималистичные спектакли-эксперименты под разные, в том числе и внесценические, пространства. Сейчас это белые залы галереи «Анна Нова»: неортодоксальное музейное пространство «посту» к лицу, потому что Волкострелов — один из немногих режиссеров будущего (хоть и работает в настоящем, здесь, рядом с нами), что не делает различий между театром и contemporary art. На открытии фестиваля, 24 июня — «Июль» по пьесе Ивана Вырыпаева, 25-го и 26-го — дуплет из «Лекций» по Джону Кейджу, «О ничто» и «О нечто», почти бесплотные, прозрачные спектакли-медитации. 27-го — один из моих самых любимых опусов Волкострелова — Пряжко, фотографический спектакль «Я свободен». Три года назад в Livejournal я посвятил ему почти белые стихи, которые сейчас, пользуясь случаем, цитирую: «Магическая сказка про пустоту, принимающую здесь обольстительные черты осени, мертвого сезона, очей очарованья. Форма и содержание едины — обволакивающее бездействие, не нуждающееся в мотивировках и оправдании. Такое же затягивающее, как пролистывание фото в компьютере, сменившее шелестение слюдой альбомов, где хранились бумажные, на глянцевой, но предпочтительнее на матовой, формата 10 на 15  (я до сих пор мечтаю о рамке, способной бесконечно транслировать цифровые фото; play all); счастье быть абсолютно свободным, когда даже не грустно и легко (или весело и легко), а просто легко. Светло. Пусто. Некуда торопиться. У нас целая вечность впереди». О том же — магии и вечности — и завершающий фест спектакль «Молчание на заданную тему».